smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

Радиопередача "Я и другие"

Радиостанция "ЭХО МОСКВЫ" (14 Января 2000г.)

В прямом эфире радиостанции: Вениамин Смехов, актер театра и кино.
Эфир ведут: Ирина Меркулова, Марина Багдасарян.


И.Меркулова: - Начнем с нашего традиционного вопроса. Мы спрашиваем у всех гостей, это в рамках нашего проекта 2000 года. Эта рубрика называется "Я и другие". "Это событие в моей жизни изменило мое представление о людях другой национальности, цвета кожи, сексуальной ориентации и прочее". Какое-нибудь событие припоминаете?

В.Смехов: - Как я не любил экзамены с детства! Попасть в самую свободную радиостанцию с времен первого путча, быть даже по фамилии "Эхов" - моя фамилия почти что… Ну, хорошо, значит такая несвобода. Насчет ориентации я косвенно отвечу так. Все, что я делаю, к великой моей радости, сегодня, касается театра, везде, где бы это ни было. Как актер, я записываю свои программы по каналу "Культура" или русскую классику на компакт-диски. Как режиссер или как педагог, я ставлю спектакли в разных местах. То место, где я чаще всего бываю, - это Америка, каждый год по несколько месяцев, по семестру – это как раз большая страна ответа на вопрос о людях разной ориентации. Америка – это большой урок в этом смысле. Но там не обходится без перегибов, вы знаете: когда всей страной заглянули в штаны президенту и дико разочаровали весь демократический лагерь. И слава Богу, в общем, это утешение. В общем, мы все похожи, в том числе и люди разной кожи. У меня в спектакле "Обыкновенное чудо" в Вашингтоне в роли Охотника был мальчик черного цвета. Я через две недели забыл о своих советских привычках подозревать в этих людях какую-то другую ментальность. Вообще, Америка позволила мне устыдиться, устыдиться за то, что я со своей непроходимой советской ментальностью не гожусь в демократы. Это бывало в разных местах. Кажется, сейчас успокоилось. Один из моих самых близких друзей, блестящий славист и профессор очень известный, Анатолий Решевский - как выяснилось, представитель сексуального меньшинства, не скажу, какого. Но от этого он не стал ни хуже, ни лучше, он как был, так и остался великим моим другом и другом моей жены. Мы встречались с Андреем Битовым или с Аксеновым, и все они его очень любят как литератора. Одним словом, стыдно ужасно за то, что когда-то мы ругались нехорошо, обзывая людей другой ориентации. Да, я очень люблю женщин. Что же делать? Это моя слабость, которая включается в понятие силы. Я остаюсь самим собой. А дальше – это дело неинтересное. То же самое – цвет кожи. Кажется, я на все ответил.

М.Багдасарян: - Вы очень любите женщин и, наверное,не случайно едете сейчас в Соединенные Штаты Америки именно в женский монастырь.

В.Смехов: - Вау, как говорят американцы. Вау! Упс! Да, я не справляюсь с английским языком, но зато уже несколько лет справляюсь с контрактами по преподаванию. Я преподаю то, что я люблю больше всего в жизни, то,что у меня было в Вахтанговском институте (я учился у Владимира Этушаи Владимира Шлезингера). Всю свою жизнь я как актер, и режиссер, и литератор провел на Таганке, в любимом любимовском театре. Я с ним и не расстаюсь, по существу, когда работаю там. Да, действительно, это будет Smith College, или Смит Колледж, под Бостоном, Массачусетс. Очень известный женский университет. Моя жена Галина Аксенова будет там читать русскую историю кино, культуры и Чехова, а я буду преподавать на двух курсах, и актерам, и режиссерам. Смею вас уверить, я уже не буду делать разницы между мужчинами и женщинами, черными и белыми, потому что уже к этому привык. Буду делать разницу только между хорошим и плохим, добром и злом, бездарностью и одаренностью.

М.Багдасарян: - Женская тема не оставляет Вас. Сегодня в этом смысле знаменательный день, потому что... Раскройте тайну. Сегодня произошло важное событие в Вашей творческой жизни, связанное с женщинами.

В.Смехов: - А-а, какая Вы право, Марина, Вы правы. Это, правда, и сегодня, и вчера. Вчера были переговоры с французами, сегодня – с нашей страной. Валерий Иванович Шадрин, один из совершенно уникальных рыцарей нашего российского театра, он председатель Международной конфедерации театра, Союза театральных деятелей, в этой части, и руководитель блестящего Чеховского международного фестиваля. Спектакль, который я буду готовить в Марселе, во Франции, потом должен быть показан на фестивале, так что это копродукция. Мы, наша российская сторона – это я, режиссер и автор пьесы "Две сестры" - это Лиля Брик и Эльза Триоле, две сестренки с Покровки московской. А потом эти две рыжие девочки стали героинями и русского авангарда, и французского Сопротивления. Блистательная Эльза Триоле – премия Гонкуров, прозаик. В общем, имя у нее очень известное. И Лиля Юрьевна Брик, которую Пабло Неруда назвал музой русского авангарда. Это имена, прежде всего, конечно, Маяковского, Осипа Брика, Хлебникова, Пастернака. Все это будет витать в этой пьесе.

М.Багдасарян: - Витать или они будут реально присутствовать?

В.Смехов: - Это документально-поэтическая пьеса, которая особенным образом будет зрителя втягивать в это время, в эти нравы, в эти песни, в эти стихи. Я буду читать по-русски Маяковского, конечно, и будет звучать голос Антуана Витеза, который замечательно читал Маяковского, и Клода Фрию, и Арагона, и будет звучать Брассанс с его великой песней "Не бывает счастливой любви", посвященной Эльзе Триоле.Это все вместе. В роли Лили Брик будет прекраснейшая актриса курса Леонида Хейфеца Татьяна Степанченко. А в роли Эльзы Триоле будет французская актриса по имени Франсуаза из города Марселя. Это будет 5 декабря, в день сталинской конституции будет премьера "Двух сестер" во Франции.

М.Багдасарян: - В Париже?

В.Смехов: - Нет, в Марселе. А потом будет в Валансьене – это во Фландрии город, где и живет генеральный директор центра театрального Лев Богдан. Он основатель этого проекта, он заказчик. А переводчица – Лили Дени. Так что очень много женского вопроса, Вы правы. А редактор и драматург – Галина Аксенова, моя, по счастью, жена. Вот всё.

И.Меркулова: - А московская-то, российская публика может на что-то рассчитывать?

В.Смехов: - Вот Валерий Иванович Шадрин и работает над тем, чтобы на фестивале имени Чехова в мае будущего года состоялось представление, но на французском языке. Где и как, посмотрим. Я, конечно, мечтаю о том, чтобы поставить это на русском, потому что я никакого другого не знаю по-настоящему. Русский язык – это наша родина.

М.Багдасарян: - Ну зачем Вы раскрываете все тайны! Кажется, что Вениамин Смехов - Финляндия, Чехия, Соединенные Штаты, Франция, всех стран не перечесть - говорит во всех этих странах на понятном там языке, потому что ставит там спектакли, значит находит с теми людьми общий язык.

В.Смехов: - Я нахожу общий язык с финансистами, которые оплачивают ассистентов и переводчиков. Вы правильно Америку не назвали, потому что в Америке нет никаких денег ни на режиссуру, ни на театр. Америка вообще считает, что театр – это баловство, поэтому актеры должны сами платить за то, что они играют. Это приблизительная цитата из того, что мой друг и любимый артист Олег Табаков когда-то сказал: "Надо же, заниматься любимым делом и еще получать за это деньги! Это уже чересчур". И наша родина, и американская родина примерно одинаковоотносятся к театру, и мы живем впроголодь и там, и здесь (я имею в виду, актеры). Но любви от этого не убывает, и талантов ни у нас, ни там не становится меньше. А что касается языка, то в Америке у меня очень много волонтеров. Такое есть американское слово – volunteer, и этими волонтерами являются прелестные совершенно мальчики и девочки из Москвы и Ленинграда. Это дети, которые сейчас, слава Богу и перестройке, ездят, учатся и возвращаются домой. И их очень много. Я ставил "Ревизора" в прошлом году в Миссури, в университете, и там говорили, что к нам только куклусклановцы забегают, последнего негра мы повесили всего лишь 20 лет назад, а уж что касается русских, то тут их не может быть, Вы будете первый и единственный. Ну, тут бросили клич, и оказалось, что ребята… извините, в связи с тем, что я когда-то работал мушкетером и со шпагой вытворял что-то рядом с Д'Артаньяном Сергеевичем Боярским, поэтому они меня знают. Они пришли и с удовольствием переводили все. Их было шесть человек! Из Ставрополя, из Сыктывкара, из Москвы, из Ленинграда. Так что их везде не считано, наших людей, которые или затаились, или вообще не собираются открываться. Это замечательное время, когда можно, находясь в Москве, при этом работать где угодно, потому что надо любить себя. Знаете, как сказал чудно прекрасный Эмма Виторган по телевизору в связи со своим шестидесятилетием: "Когда мне стало 60 лет, я понял, что любить надо только себя. Тогда, может быть, и Родине повезет". Это действительно, потому что до этого мы были все время должны Родине, партии, маме, папе. Себя надо любить. Но любить умеючи.

М.Багдасарян: - Вениамин Смехов – это не только спектакли, драматические и оперные. Кстати об оперных спектаклях, у Вас музыкальное образование?

В.Смехов: - Было такое. Даже в Мерзляковском переулке, по соседству с вами. Я учился играть на фортепиано.

И.Меркулова: - Овладели?

В.Смехов: - Нет. Оно мною овладевало, поэтому я от него отбился и побежал на сцену артистом.

М.Багдасарян: - Но это не мешает никак ставить оперы в разных театрах разных стран мира.

В.Смехов: - Ну да. Знаете, я по первой своей жизни не привык себя хвалить, а сейчас это стало модно, почти как в Америке.

М.Багдасарян: - Это называется promotion.

В.Смехов: - Да. А с другой стороны, кто-то из очень близких и любимых мной людей сказал, что сам себя не похвалишь – целый день как оплеванный. В этом, видимо, есть что-то лозунговое. Значит, будем хвастаться. Я действительно поставил шесть опер, не считая "Али-Баба", мною сочиненной.

М.Багдасарян: - Это уже собственная опера.

В.Смехов: - Да, музыкальная сказка. Но это было здесь. А там: "Пиковая дама" – в Праге, мы ее с вами вспоминали за кадрами эфира и еще пять опер - в Германии. Это было очень интересно, хорошо и замечательно. Сначала рискованно, а потом эта авантюра стала вызывать больше положительных эмоций.

И.Меркулова: - Это каждый раз авантюра или Вы уже, что называется, руку набили?

В.Смехов: - Нет, по-моему, нельзя… Это как драматический спектакль, требует чего-то нового. Вообще говоря, все похоже. Дело в том, что Таганка любимовская или Вахтанговский театр, откуда я родом, - это все музыкальные театры. Когда-то гений нашей музыки Альфред Шнитке сказал Любимову, что его спектакль о Высоцком, т.е. наш спектакль, вообще похож на современную оперу. Опера отжила, она консервативна и так далее, но опера, в которой стянуты в одном и человеческая судьба, и оригинальность сюжета и действия, и энергия какого-то человеческого заблуждения, эйфории действующих лиц – это современность. И, конечно, пластика. Все, что я делаю на сцене, - или на театральной сцене университетов, или на профессиональной сцене как драматический или, в данном случае, режиссер оперы, - это все похоже на всю мою жизнь как актера и режиссера. Т.е. это театр, где все вместе, театр синтеза - так, как об этом нам трактовали наши великие учителя: и Мейерхольд, и Вахтангов, и отчасти Станиславский. Что касается моих дел, то там и голос, и пластика, и музыка, и пляски, и танцы, и всякие другие глупости, юмор, драмы и комедии.

М.Багдасарян: - Вы упомянули о "Али-Бабе", а я сразу вспомнила: "Съешь апельсин". – "Слушаюсь, мой господин".

В.Смехов (поет): - Слушаюсь, мой господин.

М.Багдасарян: - В Вашем присутствии я не позволила себе пропеть.

В.Смехов: - Я бы тоже себе не позволил, потому что это гениально делала Наташа Тенякова.

М.Багдасарян: - Кстати, о сказке. Есть ли еще сказки и будут ли они или это была разовая отдушина?

В.Смехов: - Я очень много раз в жизни оправдывал свою фамилию. Это было на территории театра на Таганке в эпоху брежневского безвременья, когда мы очень счастливо жили на нашем острове. В свободные дни или на отдыхе я был изготовителем капустников, как Саша Ширвиндт и Миша Державин в "Сатире" и так, как Театр комедии в Питере. Ну а я был у нас на Таганке. После этого (а я ко всем этим делам отношусь очень серьезно), я сочинил капустник на тему Шахерезады, который не удался, сюжет с Али-Бабой. И я решил ее исправить и обрадовать мир настоящей версией этой сказки. И обрадовал. Она называлась у меня "Али-Баба и 40 песен персидского базара, или Али-Баба и другие". Но ЦК Комсомола вмешался, попросил назвать так, как надо, - так, как это было у Шахерезады. Видимо, она была первой персидской комсомолкой, не знаю. Короче, так и называлось. И мои артисты любимые (наверное, и ваши): Джигарханян играл Хасана, поэтому Джигархасан, Олег Павлович Табаков – Али-Бабалыч Табаков, и Сергей Юрский блистательный, и Наталья Тенякова, и Леня Филатов, и Алексей Граббе. В общем, была большая и хорошая компания. Кстати, в этом году 20 лет этому спектаклю музыкальному. Вышло очень много уже дисков. Спектакль идет по стране, во многих городах, в детских театрах и в музыкальных. И Армен Джигарханян мой любимый, человек-театр, лучший актер среди человеков, лучший человек среди актеров, Армен Борисович начал свой театр именно с "Али-Бабы". Ну вот и всё, я вам нахвалился. Да, и в Израиле я в Хайфе поставил на иврите, там кто-то сделал. Но это был не очень удачный спектакль. И у Табакова в "Табакерке" когда-то поставил этот спектакль, и Саша Боровский был художником, и замечательный Шкаликов и Германова были главными героями. Вот так.

М.Багдасарян: - Но есть еще одна ипостась Вениамина Смехова. Есть Вениамин Смехов читающий. И есть еще одна тайна, которую Вы непременно должны нашим слушателям раскрыть. Что там готовится из "читающего Смехова"?

В.Смехов: - Я по-моему сказал, нет? Я начитал по согласованию с некоторой фирмой…Во всем мире существует такое правило: у людей есть специально записанные компакт-диски, где актеры этого народа, этой страны читают лучшие произведения классики. Это есть на английском, на немецком – на всех. У нас этого нет. У нас есть пиратские воспроизведения радиозаписей, еще чего-то. Но, как мне сказали у нас на студии в Москве, это чуть ли не единственный случай, когда специально для этого.

М.Багдасарян: - Вы дебютант.

В.Смехов: - Может быть, я дебютант. Я записал любимые произведения, и пока команда это оформила, сделала. Но, к сожалению, весь тираж находится в Америке и в Германии, потому что здесь боятся пиратства.

М.Багдасарян: - А доколе будут бояться пиратства?

В.Смехов: - Не знаю. До тех пор, пока всех пиратов товарищ Путин не укокошит.

М.Багдасарян: - Т.е. мы никогда не будем иметь эти…

В.Смехов: - Я верю, что укокошит. Может быть, это и прозвучи когда-то у нас, поскольку это все-таки "Мастер и Маргарита" (семь часов звучания, я на все голоса насладился любимейшей книгой), Ильф и Петров "Двенадцать стульев", и рассказы Хармса, и "Пиковая дама" Пушкина, и "Вий" Гоголя, и русские народные сказки Афанасьева, и сказки Аксакова, Жуковского, Пушкина. Кажется, я все вспомнил. Вот такая библиотека существует. Это, правда, мое актерское счастье.

М.Багдасарян: - Везде говорят: Вениамин Смехов, актер театра и кино. Есть еще такое?

В.Смехов: - Пусть говорят. Вот сейчас я хорошо у вас снимаюсь на "Эхо Москвы".

М.Багдасарян: - А на самом деле кино жизни новой...

В.Смехов: - Нет, я, конечно, человек театра. Просто мне очень повезло, и я среди тех… Не так много я снимался. Допустим, двадцать. У меня дочь Алика Смехова снималась, по-моему, в семидесяти фильмах, хотя она меня значительно моложе, как полагается дочери. Она очень хорошая артистка, и певица, и всё, но у нее судьба дальше не движется в кино, потому что у нас с кино по-разному. Хотя у нас есть замечательные фильмы новые. А у меня… Ну, что делать. У меня есть три-четыре фильма, и этого оказалось достаточно для доброго отношения миллионов трудящихся, которое продолжается везде, где только есть Россия. Даже в Австралии в прошлом году я получил изъявление любви к Атосу.

М.Багдасарян: - Значит, любимый Атос всех времен и народов?

В.Смехов: - Я бы все-таки предложил Д'Артаньяна считать самым любимым мушкетером всех времен и народов.

И.Меркулова: - Нет, Атос, по-моему, все-таки был не плох.

В.Смехов: - Правда? Ну, хорошо. Спасибо. Я не буду кокетничать, он мне тоже...

И.Меркулова: - Благороден и немногословен.

В.Смехов: - В отличие от меня на "Эхо Москвы".




Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (18)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.