smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

Интервью : "Его слова говорят больше, чем слова о нем..."

Радиостанция "ЭХО МОСКВЫ" ( 25.01.2013г.)

КОРРЕСПОНДЕНТ: Вениамин Борисович, насколько мы знаем, вы всегда говорили о том, что вы не то, чтобы дружили с Высоцким. Потому, что для вас это был больше Человек, чем друг. Но, тем не менее, вы его знали, и - вот что бы вы сейчас написали в адрес Высоцкого, если бы была возможность написать поздравительную открытку, что бы вы могли рассказать о том, что произошло за последние годы, когда его уже с нами, к сожалению нет? В театре, в жизни вообще, что с его песнями произошло, его текстами, как они теперь живут собственной жизнью?

В.СМЕХОВ: Ну, хорошо. Если воспользоваться мозгами моей жены, для которой Высоцкий начинался со Свидригайлова и она была у Любимого на стажировке у Ленинградского кинотеатрального института. Я спросил: что для тебя… - всё-таки она знала немножко Володю - могло бы быть открыткой? Галя Аксенова (Галина Аксенова – супруга В.Смехова – прим.ЭМ) ответила: «Он думал, что он уйдет, а всё будет продолжаться. Но всё ушло, а он продолжает жить». Мне кажется, что я бы так же подумал бы и сказал. Это первое.

Что касается другого, то, конечно, неловко отказываться говорить в такие дни, такому радио, и вместе с тем неловко, что нет рядом Володи, который может съязвить на эту тему.

Если я уже начал говорить о юморе, то, скорее всего с годами только усиливается впечатление, что у него не было ни сатирического, ни какого-то юмористического настроя. Было что-то более высокое. Ирония, за которой много-много стояло. Вот вам хотя бы два примера:

«Эй, вы, задние, делай как я!
Это значит, не надо со мной.
Колея эта только моя.
Выбирайтесь своей колеей».

Или второе, тоже очень любимая, вроде бы веселая песенка. Она попадает сразу в какую-то десятку:

Не страшны дурные вести
Мы в ответ бежим на месте
В выигрыше даже начинающий
Красота среди бегущих,
Первых нет, и отстающих
Бег на месте общепримиряющий

Ну, мне кажется, его слова говорят больше, чем слова о нем. Это тоже можно сказать , открытка поздравительная Володи, который думал, что он уйдет, а всё продолжится, а на самом деле всё ушло, а он продолжается.

Ещё из ближайших ассоциаций, конечно, - это наша поздняя дружба с Тонино Гуэрра, которого Володя очень любил и с которым был очень знаком - и с ним, и с Лорой, это запечатлено в прекрасной фотографии Валерия Плотникова. В мастерской Мессерера Беллой, с Борей, с Юрием Петровичем, Антониони, Тонино Гуэрра, Сева Абдулов - все очень хорошие и замечательный лица. А вспоминается, что где-то через 2 года после выхода фильма «Амаркорд» Высоцкий приехал в Москву, и на одном из спектаклей, наверное «Гамлет», где мы были всё-таки в одной гримерной, Володя, не переставая, говорил о том, как его ошарашила Америка как водителя. Просто как сделаны дороги и так далее. Я так понимаю, что это было впервые. Ну, ещё что-то, и о публике, которая его очень радовала отношением и количеством и качеством реакции. Но вот что очень весело вспоминать. Володя сказал: «Вообще, я бы всю поездку в Америку, наверное, выделил в одну строчку. И она самая главная: это фильм «Амаркорд» Феллини и Тонино Гуэрра». Да, и говорил гордо, что нам никогда в нашей прекрасной стране этого фильма, как и всего остального замечательного, не увидеть. На что немедленно был мой ответ: «Неделю назад в Доме актера был закрытый, правда, но все-таки публичный показ фильма «Амаркорд». (Смеется.) Володя сильно сгримасничал. (Смеется.) Ну вот, вот такие штуки.

Ещё то, что накапливается с годами, конечно, что образ, облик и личность поэта продолжает никак не совпадать с образами его героев. Так же, как у Зощенко. И делается много всяких ошибок на эту тему. Ну, Володя был человек благородный, интеллигентный и благодушный, в отличие от тех, кто на его тему часто высказывается. Я по-прежнему пишу. Вот «Золотой век Таганки» - это были передачи на канале «Культура», а теперь это книжка «Золотой век Таганки». Что-то очень важное там, три героя в этой книжке моей. Любимов, Боровский и Высоцкий. Так же, как есть замечательная книга Риммы Кречетовой «Трое». И это важно, и это тоже усиливается во времени. Если учитывать выражение любимого Петра Фоменко: «Идти надо, двигаться надо спиной вперед». Вот что такоепрошлое, насколько оно более настоящее, чем сегодняшний день. Это тоже размышления в связи с Володей, с его попаданиями.

Вот в этой книжке рассказы и о том, как Володя был в первых самых спектаклях «Добрый человек из Сизуана», «Антимиры», «Послушайте», «Павшие» и так далее. И его абсолютно феноменальное присутствие в «Пугачеве» и в «Гамлете». Ну, я не буду пересказывать, кто захочет – прочитает, а кто хотел, тот увидел и услышал. Но я хочу прочитать то, что не выходит из памяти: как заканчивался «Гамлет». И Владимир Высоцкий, Шекспир, Борис Пастернак. Вот в одной связке. И как звучал голос Володи, наверное, это было очень им прочувствовано. Услышьте финал. Уже только что сказал, дальше тишина, своему другу Горацио, Володя Высоцкий - Лене Филатову. Потом звучит голос, а мы все лежим. Все жертвы этой шекспировской трагедии, а голос Володи говорит навсегда, извините за пафос: «Должно быть, тот, кто создал нас с понятием о будущем и прошлом, дивный дар вложил не с тем, чтоб разум гнил без пользы. Что значит человек, когда его заветные желанья – еда да сон. Животное, и всё». Вот так просто и навсегда.

Ещё скажу вам, отношение Володи Высоцкого к тому, как его любили миллионы людей, и как не любя, но всё-таки магнетически тянулись к его песням сильные так называемые мира сего, это отзывается в памяти его же предреканиями. Ну, это уже азбучно, как Пушкинский памятник, так памятник, который был придуман и спет Высоцким. Есть ещё одно стихотворение, которое на каких-то вечерах моих, вот завтра на моем вечере памяти Высоцкого, я наверняка его прочитаю. Необычайное стихотворение:

Когда я отпою и отыграю,
Чем кончу я, на чем не угадать.
Но лишь одно наверняка я знаю,
Мне будет не хотеться умирать

А потом в этом стихотворении вырастает образ пса, его любимое животное, кроме лошади, – собака. Вот он сам себя изобразил на золотой цепи привинченного пса. И вот есть строчка его финальная:

Я перетру серебряный ошейник
И золотую цепь перегрызу
Перемахну забор, ворвусь в репейник,
Порву бока - и выбегу в грозу

Вот как для Маяковского, которого Высоцкий так замечательно и персонально читал в спектакле «Послушайте», будучи одним из Маяковских, так и у Володи выход на свободу равняется выходу в грозу. То есть, в какое-то смятение природы. Он был дитя стихий, и это тоже не пафос, это уже давно отмечено даже такими великанами поэзии, как Самойлов и Межиров.

Кстати, если вспоминать в его день рождения то, что ему самому бы понравилось услышать. Наверное, это имя Александра Межирова. Вот я как-то описывал, что я стал невольным свидетелем этой необычайной дружбы между великим поэтом-фронтовиком и ныне названным лидером нации, Владимиром Высоцким. Когда Межиров боялся, что от старых ран умрет и Володе станет неловко перед ним, что он не выполнил своего обещания. Для Высоцкого не выполнить обещание, как для человека настоящей культуры, было тяжким грехом. И Володя за один день выполнил это обещание, записал то, что Межиров называл «Золотым диском», на кассету. Володя отобрал все свои, как ему казалось, лучшие стихи и песни, и я передал это Александру Петровичу. А потом в связи с этим возникает то, что случилось менее чем через год, когда Межиров позвонил и стал кричать в трубку, что: «Это невозможно! Это не правда! Я не верю, что Володя ушел! Это только утешительные легенды, бравада судьбы! Как о Райкине говорили всё время сплетни, что он ушел, так и о Володе». На самом деле вот это был такой взрыв великого, прекрасного русского поэта, в адрес очередной новости, что Высоцкого не стало.

Вот я разговаривал со многими людьми, и мне всегда интересно, как у них отзывается Володя с детства. И вот у Галочки Аксеновой отозвался 68 год, когда была тревога в семье, потому, что был пущен слух, что Высоцкий арестован. В эти же времена нас удивляло, но не скажу что радовало, но веселило постоянно живущая какая-то информация, что то в Челябинске, то в Новокузнецке, то во Владивостоке, то в Рязани проехался очередной политинформатор, собирающий ряды партийных людей то там, то сям, то в районе, то на заводе, и имя Высоцкого тут же сообщалось. И в честь Высоцкого сообщалось, что это конечно человек, который перебежит или уже перебежал границу, он специально женился на иностранке. И теперь мы знаем из источников, о которых, дескать, не всем можно говорить, но вот членам партии я скажу, что вот это человек, который уже является как бы вот иммигрантом. На что Володя отзывался, конечно, в песнях весьма иронично. Если и язвительно, то все-таки не сатирично, а иронично. Вот, наверное, это.

Это роднит голос, юмор и культуру речи Высоцкого с такими людьми, как Петр Фоменко, и гений русской драматургии Николай Эрдман, которого мы все вместе - и Любимов этому был хозяином и дарителем - которого мы слышали на Таганке, как он читает «Самоубийцу». И это навсегда врезалось, ему всегда угрожали, Николаю Эрдману, который, например, сказал то, что нам так нравилось между собой цитировать: «Такая великая страна, и вдруг революция. Просто неловко перед другими державами».

Ну, и закончу тем, что я услышал от Юрия Визбора, когда-то: «Если бы Володя написал только эту песню, и эти слова, он остался бы в истории русской культуры»:

И ни церковь, ни кабак,
Ничего не свято.
Нет, ребята, всё не так.
Всё не так, ребята.




Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (15)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.