smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

Телепередача "Библиотека Огонька"

Телеканал "Домашний" ( 8 декабря 2008 г. )

Всенародная слава пришла к Вениамину Смехову благодаря фильму "Д'Артаньян и три мушкетера", в котором он сыграл благородного ироничного Атоса. Миллионы женщин были влюблены в его героя и завидовали его женам. Отныне все проекты, которыми занимался актер, были обречены на успех. Любопытно, что до этого фильма Вениамин Смехов уже был очень знаменитым актером и играл в театре на Таганке, вместе с Владимиром Высоцким и Леонидом Филатовым, снялся во многих фильмах. Однако удивительное совпадение актерской судьбы с судьбой литературного героя сделали его все же зависимым от романа Александра Дюма. Отчасти этим продиктовано и то, что недавно Вениамин Смехов снялся в очередном продолжении "Трех мушкетеров".

- Вениамин Борисович, я хочу вас спросить, прежде всего, о том, как вы относитесь к литературе. Потому что для меня вы - прежде всего писатель, а даже не актер, хотя большинство телезрителей, я уверен, знают вас как замечательного актера, а многие как и режиссера. Но вот литература, что она в вашей жизни значит?

- Начнем с того ответ, что вы комплиментщик, Саша. Мы давно знакомы…

- …Так полагается...

- …Сказать мне, что я писатель, это значит ниспровергнуть все мои идеалы. Я когда-то очень любил фразу Шварца: "Не называйте меня писателем - это нескромно. Я - литератор". Это даже Шварц говорил Евгений. Что касается меня, я очень люблю литературу, правда. Литература - это, прежде всего то, что нас воспитало. Литература - это то, что мы дарили друг другу, самым лучшим друзьям - самые лучшие книги. А не просто так, что сейчас модно. Это, правда, я обожаю книги, и это совсем не отменяет беды. Я не могу их читать, у меня нет времени. Все, что было прочитано это база, к ней возвращаешься. Как Анна Андреевна Ахматова возвращалась каждый день к Пушкину. Это Маяковский, это Мольер, Гоголь.

- У меня вопрос более практичный, более можно сказать прагматичный. Я специально на это кресло, которое стоит между нами, выложил те книги, которые непосредственно принадлежат вашему перу. Вот "Театр моей памяти" это сборник ваших статей. Когда-то я читал, помню, в журнале "Юность" ваши повести. И вот здесь все связанное с вашей творческой литературной деятельностью, так?

- Нет. Почти все.

- В этом журнале опубликована ваша новая вещь "Таганка, Любимова Таганка"...

- Есть такая песня "Таганка, Любимова Таганка…". Это цыганская песня. Это не новый текст, это обработанный текст. Одна из частей моих воспоминаний о театре, и того, что называется литературным портретом. Любимый жанр сегодня все-таки у меня как у актера-книжника - это книга вслух. Это произведения, которые знают молодые люди предыдущего поколения, ныне седовласые юнцы, которые эту пластинку. Это была большая пластинка. Теперь ее на фирме "Мелодия" сократили, сделали дисками. Это "Али-Баба и сорок разбойников".

- Мне кажется, что книга вслух, чтение в слух это сейчас новый жанр, который набирает…

- ...У нас новый, во всем мире уже старый. У людей нет времени, люди слушают. А в Москве я получаю столько интересных и приятных для меня откликов. Поскольку Москва специально придумала пробки, чтобы люди могли слушать книги. И вот уже три года слушают "Мастера и Маргариту", которую я начитал и сыграл. Только что вышел Хемингуэй - "По ком звонит колокол", по-моему, часов на восемнадцать. По Москве - примерно на три пробки. Это не долго. Мой любимый Николай Эрдман. Это "Книга вслух". Эта пьеса, которую я читал в манере Эрдмана, так как он читал. Вот это Маяковский - любимый поэт. Навсегда любимый. Тут и о Лиле Брик, с которой я имел честь быть знакомым. А это книжечка про неизвестный фильм "Три мушкетера и один Боярский". И называется книжка "Когда я был Атосом".

- Мне кажется, к сожалению вас больше всего знают благодаря этому фильму...

- Да все хорошо, Саш. Знают - хорошо и не знают - хорошо. Лишь бы мне самому было интересно.

- Новая работа ваша в кино. Заново вы играете Атоса. Возвращаетесь уже в те годы, в которые нельзя вернуться заново. Получается что-то?

- Получилось быть вполне безрассудными и веселыми. И, по-моему, всюду было хорошо. Во-первых, не было кровопролития, мы все не скисли, не упали с лошадей. Тем более что лошади не хотели нас особо видеть. Получилось не плохо, по-моему. Лучше всего получилось… извините, я скажу грубое слово, которое сейчас немодно - дружба. Она укрепилась.

- А фильм называется как? "Три мушкетеры тридцать лет спустя" или…

- "Возвращение мушкетеров". Это когда мушкетеры оказываются на том свете и чудесами всяким возвращаются на пару дней для того, чтобы поддержать своих детишек. А детишки - оказываются такими же сумасшедшими, как и родители, они тоже борются за эту ужасную королеву. Она была бы совсем отвратительная эта королева чуждого нам французского империализма, если бы ее снова и снова не сыграла великая, любимая и прекрасная Алиса Бруновна Фрейндлих.

- Напоминаю что сегодня канал "Домашний" в гостях у знаменитого актера Вениамина Смехова. И Вениамин Борисович согласился рассказать немножко о своем доме. И начнем мы рассказ со стеллажа, который находится у него в гостиной, на котором собраны некоторые, на мой взгляд, очень любопытные предметы.

- Здесь очень много русского авангарда, модерна. Того что…

- Здесь альбомы собраны?

- Все по-разному собрано. И Чукоккала и Мейерхольд… И летопись Вахтанговской школы. Это я специально, просто, поставил, поскольку оно должно висеть, но ему места не нашлось. Это очень драгоценная память о первой опере, которую я поставил в городе Аахене, в Германии. И Давид Боровский был художником некоторых моих работ там в Германии. Но главная радость моя, что Боровский по своему это оценил. Он сказал: "По-моему получается элегантный спектакль". Это высшая похвала. Но самым элегантным оказалось следствие этого, как Боровский смонтировал нотный лист с началом опуса Прокофьева, и с образом самого Прокофьева. Это очень красивая работа. А здесь вот видите - "La Tragedie de Carmen" придуманная когда-то Питером Бруком, здесь глаза трех Кармен. Так они придумали. И вот это моя самая любимая Кармен, Сусанна ее зовут.

- А вот петушок?

- Петушок золотой гребешок. Петушок. Это Галя, по-моему, привезла его из Италии. А вот под петушком было, правда, драгоценное произведение. Это бочонок, который в количестве тринадцати штук Оля Окуджава принесла 23 апреля 1984 года в день 20-летия Таганки. Это был счастливый и несчастный день. Потому что театр был закрыт. Потому что тогда Любимов был в изгнании. Булат Окуджава по видом 60-летия своего устроил 20-летие Таганки в Доме литераторов.

- То есть на этом бочоночке есть подписи всех участников этого знаменитого обеда.

- Вот Леня Филатов…

- А внутри?

- Давид Боровский внутрь забрался. У нас очень много фотографий. И видите даже здесь: это мой папа, экономист и математик и преподаватель многих-многих нынешних звезд нашей экономики. А это самый младший Смехов, это Артемка, сын Алики. Вот старшему 95 с половиной, младшему - 6 с половиной. Это мой старший внук. Я держу вот эту фотографию, таким образом, зациклил семейную галерею.
Это я играл в спектакле Эфроса "На дне". Мне подарила племянница Асафьева, наша артистка Галина Николаевна Власова, легендарная таганский завтруппы. Это монокль или лорнет.

- Давайте, может быть, пройдем в кабинет…

- Саша, я все равно вам не открою… "Сезам - откройся" - до конца этого не будет. Но может просто полюбоваться может быть стеллажами книг. Это вот там где кабинет…

- И библиотека.

- Но эта часть часть книжного пространства. Я буду не прав, если скажу, что это мои книги. В основном это книги по искусству собранные за время нашей жизни семейной с Галей. И большая часть, конечно, связана с ее текущей работой. Но есть многое, что конечно вспоминать приятно по общеисторическим причинам. Скажем наш театр и мой спектакль "Час пик", - то есть Любимова спектакль. А я играл главную роль, - Посетил Георгий Флеров, это один из великих атомщиков. И вот он коротко засвидетельствовал и подарил книгу по искусству. Это и было главным, что тогда дарили друг другу - книги по искусству.
А здесь следы любви к искусству, к цирку. Это воспоминания о наших встречах со Славой Полуниным. Это мы проникли официально в Кремль. Видите пропуск на один из Новых годов, нас пригласили в закрытый от "вашего брата", от всех СМИ, телевидения и кино. В закрытый праздник первых лиц государства. Мы там спели "Три мушкетера". А сейчас закончились съемки…
Вот видите этажом ниже лежит подарок всем четырем мушкетерам. Настоящие, в Испании выделанные шпаги. Я видел в Толедо эти поразительные монументы рыцарей вот с такими шпагами. Я человек мирный, но на всякий случай, если кто войдет, и не будет любить книги, "Домашний" канал и лично Сашу Шаталова я знаю, как я с ним поступлю. Вот и все…

- Напоминаю что сегодня канал "Домашний" в гостях у знаменитого актера Вениамин Смехов. И мы говорим, конечно, о разных книжках. Но сейчас я надеюсь, мы будем говорить о театре. О книгах и театре. Вот лежит книжка "Убегающее пространство" Давида Боровского. Это книга человека, с которым вы я думаю, дружили на протяжении долгих лет…

- Это был, правда, необычайный человек, который в отличие от большинства необычайных не осознавал своей необычайности. А наоборот противоречил ей. Он ужасно любил говорить о других. Ему очень мало было интересно, когда его хвали. И когда вышла в печати миллион восклицательных знаков - какой это художник, что он сотворил с Ворпаховским, с Любимовым, с Ефремовым, с Эфросом. Как его любили люди кино, искусства, спорта… Он обожал футбол… Он со мной не разговаривал целый месяц. Давид не любил экспрессии моей комплиментарности, моей сентиментальности. Например, когда у нас были очень тяжелые трудные отношения с Любимовым. То есть обижало очень многое. Я написал тогда статью, портрет Любимова. И вот он и Леня Филатов, они мне делали замечания в том смысле, что перестань на десять капель дегтя, выливать бочку меда. А я это делаю искреннее. Тем более, когда проходит время, понимаешь, что все тени на портретах великих людей, как только их нет, эти тени уходят, остается только свет, солнечный луч. Мы не вправе распоряжаться божественным имуществом. Это касается и Боровского. Тандем Любимова с Боровским дали именно тот эффект, который в истории мирового театра называется Театр на Таганке.

- А вы как режиссер себя ощущаете уверенно? Вам нравиться эта профессия? Можете ли вы мстить косвенно актерам за ту ситуацию, когда вы были на их месте?

- Наоборот. Мстить можно только режиссерам-диктаторам, но я Любимову ни когда не мстю.

- Как вы считаете, Высоцкий мог бы быть режиссером?

- Он и хотел быть режиссером. Он и начинал… Он начинал новую жизнь кабинетного поэта, во-первых, что было драгоценно…

- То есть как это кабинетного поэта?

- Вот так, что он сидел без гитары, без публики. Сидел дома, на Малой Грузинской, и писал стихи. Ему это очень нравилось. Ему очень хотелось быть режиссером. Ему вообще хотелось пробовать все. Это вообще свойство нормальное для креативного и созидательного духа. Но он писал и сценарии, вот с Игорем Шевцовым он готовился к тому, чтобы стать кинорежиссером. "Зеленый фургон". И что-то было очень важное для него, чему я был свидетель, когда готовили спектакль "Час пик", потому что Любимов назначил его ассистентом режиссера.

- И каким он был в этом процессе?

- Он был… один день. Пришел, объяснил что такое комплекс горбуна… Это про моего заместителя, там значит начальник такой социалистический и его заместитель, которого кстати должен был играть Высоцкий, не сыграл. Играл замечательно Колокольников, потом Пороховщиков Саша. А Володя, просто у него не было времени.

- Напоминаю что сегодня канал "Домашний" в гостях у известного актера Вениамина Смехова. И мы говорим, прежде всего, о книгах, но волей-неволей говорим, конечно, о жизни, о театре, о кино. Но сейчас будем говорить именно о книгах. Некоторые из них выложены вот здесь на импровизированный наш столик и первая из этих книг это Владимир Войнович.

- Это большая радость следить за тем как развивается этот сюжет у одного из лучших…

- Вы ее читаете?

- Да, конечно. И во-первых я ее прочел и даже размечал какие вот моменты, чтобы читать со сцены. Это был юбилей Владимира Николаевича…

- Это третий том Чонкина.

- Третий том. Это "Перемещенное лицо", это "Чонкин в Америке", "Чонкин везде". И это очень счастливая книга, потому что там и юмор, и поздние оценки всего, с чем мы с вами расстались в лице советской ментальности. Другая книга называется "Переводчик Даниэль Штайн". Это книга трудная для писателя. Писатель один из самых известных в мире русских писателей…

- Но вы ее сумели одолеть…

- Людмила Улицкая. Улицкая и Павел Санаев. Вот две книги, которые действуют на меня очень сильно. Улицкая это длительное действие, а Санаев - моментальное, ожоговая книга.

- Скажем телезрителям, что сейчас разбирались в библиотеке. Библиотека огромная у Вениамина Смехова. И вот одну книжку мы взяли специально, чтоб показать, потому что рассказать можно о чем угодно, но эта книжка мне лично интересна. "Новое о Маяковском". У этой книжки очень хорошая судьба, любопытная судьба. О судьбе расскажите вы.

- Этой книге очевидно уже больше сорока лет, это документально-хроникальная книга писем Владимира Маяковского. И оттого, что там есть совершенно изумительные лирические письма к Лиле Брик, которую называл Пабло Неруда "муза русского авангарда". Необыкновенная женщина, которой посчастливилось быть самой собой и прожить жизнь, так как она хотела. За что всю жизнь и после смерти теперь ее сопровождают слухи, сплетни и всякое очернение. Так вот руководителями этого очернения были не много не мало как помощники Суслова, главного идеолога Советского союза. Она была изъята, приостановлено тиражирование ее, и этой книги не было.

- Она с автографом.

- А автограф, правильно, особенный. Эта книга была мне нужна, когда я готовил сценарий по заказу Любимова в 1966 году. И вот эту книгу Лиля подарила Веронике Полонской. Но и сами по себе письма невероятны и рисунки Маяковского. Это изумительная книга. Получилось, что я ее заныкал. Вот теперь эта книга осталась у меня навсегда.

- Поскольку вы очень любите Маяковского и дружили, хорошо знали Лилю Брик, вы о ней написали даже. Как вам кажется, кто был интереснее как человек - Лиля Брик или Маяковский?

- Ну, вы, наверно, догадываетесь, что бы сказал Маяковский. Если он любой своей пассии, как только у него появлялся роман какой-то, первое, что он рассказывал девушке или женщине - вот есть Лиля Брик. Это необыкновенная личность. Поэтому на нее так и набрасывается жестокая человеческая зависть, ревность.

- Я с ней не был знаком, к сожалению, но она была: едкой, сладкой, она говорила гадости, колкости или говорила комплименты?

- Саша, остановитесь. Я не могу сказать ничего плохого, потому что эта женщина - как явление искусства, она такая. Ее объяснить ее очень трудно, как трудно объяснить гения. Книжка со мной и память со мною. И, слава Богу, что я был знаком близко с этим домом.

- Еще одна книга, о которой мы должны сказать хотя бы очень коротко. Потому что, на мой взгляд, она очень любопытная.

- Сотни актеров, в том числе ваших и наших обще любимых при звуке имени Анатолия Мукасея, что называется, выстраиваются. Это восторг. Один из лучших наших операторов, таких как Рерберг или Лебешев. Это Анатолий Мукасей. Это книжка потрясающе сделанная о двух разведчиках, которые оказываются еще его родителями.

- А разведчики где? В какой стране шпионили?

- Я не открою вам тайны. Это надо для этого читать книжку. Как Эрдман говорил: почему то когда говорят об иностранных - говорят шпион, а про наших - герой-разведчик. Вот они герои-разведчики. И мама, и папа Анатолия Мукасея. Замечательная книга. Называется "Зефир и Эльза - разведчики-нелегалы".

- Большое спасибо. Напоминаю, что канал "Домашний" был сегодня в гостях у актера и книжника Вениамина Смехова.


Канал "Домашний"
8 декабря 2007 г.



Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (25)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.