smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

Интервью - "Тринадцатый "Жигуленок" мушкетера Атоса"

Что хранится в "Театре памяти" актера Смехова?
Бывшего мушкетера Атоса уже полтора года мы встречаем регулярно: на канале РТР он ведет передачу "Театр моей памяти".
Так вот, в памяти у актера Театра на Таганке Вениамина Смехова есть много такого, что интересно не ему одному: в той же телепередаче он рассказывал о Владимире Высоцком, Юрии Визборе, Николае Эрдмане. Вместе с драматургом Александром Володиным вспоминал о "Несерьезном Современнике". Вместе с "щукиными детьми" Александром Збруевым, Зиновием Высоковским вспоминал студенческие годы.

Юрий Визбор когда-то пел про него:

"Впереди лежат хребет, скальный,
Позади течет река - время,
Если б я собрался в путь дальний,
Я бы Смехова позвал Веню.
Несмотря на то, что он умный
И талантлив больше, чем нужно,
Мы прошли бы этот путь трудный,
И прошли бы, я надеюсь, дружно"...

- Вениамин Борисович, у вас настолько хорошая память, что вы не забываете эпизоды давно ушедших лет? Или вы ведете дневник?

- У меня большой архив, где много дневников, фотографий и документов. Память у меня как раз не очень хорошая: например, я всю жизнь тяжело заучиваю стихи.
Но память обладает какими-то защитными и необъяснимыми свойствами. Часто она выдает целый фонтан деталей, с абсолютной точностью воспроизводя время и ситуацию.

- В 91-м году вы ставили оперу в Германии, в 92-м - спектакли в Америке, в 93-м - в Израиле, теперь опять в Америке. А почему не в России?

- Я делаю то, что мне реально предлагается. Может, это и звучит по-гусарски, но я люблю быть активно терпеливым, не просить и не сидеть сложа руки, "поспешать не торопясь". Как только театр Комиссаржевской в Петербурге предложил поработать, я откликнулся, и в декабре вышла премьера спектакля "Горячее сердце" - на радость и мне, и актерам, и публике, и даже милым завистникам.
Я живу своим "телевизионным театром", где бы ни находился. Приезжая в Москву, каждый раз стараюсь играть Воланда в спектакле "Мастер и Маргарита", это очень важно для меня. Я благодарен моим товарищам, они позволяют мне утолять жажду сцены.
Мечтаю каким-то образом оказаться рядом с Петром Фоменко - пожалуй, моим самым любимым учителем в актерстве и в режиссуре... Снялся в двух последних фильмах замечательного Алексея Коренева - "Ловушка для одинокого мужчины" и "Дура", а фильме Павла Чухрая "Ключ". Вроде все успевается.
Раньше я снимался мало, и если оказался так называемым известным артистом кино, то это скорее всего связано с отвагой Георгия ЮнгвальдХилькевича, режиссера "Трех мушкетеров", которому запрещали брать артиста Таганки с еврейской внешностью (в те годы ее деликатно называли "острой")...
Чудом снялся в Литве в главной роли телесериала "Смок и Малыш". В последние годы было много предложений, но я отказывался от плохих сценариев, хотя и за неплохие деньги. Понимаю, может быть, сегодня это легкомысленно, но я по-прежнему предпочитаю интересную работу освоению зеленых насаждений долларов. Я знаю, пробовал - если проехать по России с концертами или откликаться на сомнительные предложения в кино, то можно заработать во много раз больше, чем зарабатываю я преподаванием и постановкой спектаклей. Но так мне пока интереснее.
Меня никогда особенно не волновала личная популярность - она чаще оказывается обременительной. Хотя совру, если скажу, что это совсем уж неприятно, когда тебя после нарушения за рулем отпускает милиционер, а на бланке штрафа просит оставить автограф на память.

- Такое тоже было? Вы лихач?

- Просто машина была грязной. Машина у меня старая и ржавая - тринадцатый "жигуленок". Милиционер удивился, он был твердо убежден, что известные артисты ездят на "Мерседесе".

- Почему глава из вашей новой книги "Жизнь в гостях" о Давиде Самойлове опубликована в парижской газете "Русская мысль"?

- У меня нет никаких предпочтений по части меридианов и широт. Я ношу с собой все, что я люблю (вольный перевод с латыни). С уважением отношусь к старой русской газете, в которой заметную роль играет Александр Гинзбург. Хотя я печатался и печатаюсь в российских, американских, израильских газетах... Но книга еще не закончена, она пишется, как "наматываются мили на кардан"... Написанного много, но, увы, нет времени, чтобы сложить все вместе. Кроме того, где найти издателя? Подскажите, господа!

- А кто предложил вам организовать телевизионный театр на РТР?

- "Театр моей памяти" цикл авторских программ, который Анатолий Лысенко предложил сделать два года назад. Мне было интересно соединить актерство, телевизионный, театральный и литературный опыты.
Название "Театр моей памяти" появилось в журнале "Театр" в первые годы перестройки. Под этой шапкой литературно-религиозно-театрального свойства появились портреты Владимира Тендрякова, Николая Эрдмана и Владимира Высоцкого. Эти театральные портреты стали, может быть, главным жанром в моих литературных опытах. В том числе в трех книжечках, которые у меня вышли. А передачи придумываем вместе с моей женой, Галиной Аксеновой, - она и журналистка, и театральный критик, и редактор.

- А на кого рассчитана ваша передача? Ведь не на рабочих же и крестьян?

- Мне было дорого, что наряду с очень хорошими авторскими передачами, скажем, Зиновия Гердта или Виталия Вульфа, появился и "Театр моей памяти", рассчитанный, вы правы, не на слишком широкий круг. Пишут нам в основном студенты, интеллигенция.
В советское время было принято этого бояться - как же так, почему рабочие не смотрят? Мне кажется, что если рабочие постараются, то и они что-нибудь интересное извлекут для себя. Естественно, передача рассчитана на тех людей, которым хочется слушать.
На всех не наготовишься, это хорошо знают хозяйки. Поэтому в качестве кулинара я рассчитываю на вкусы близких мне людей.
Самой удачной была, наверное, передача "Сезон неудач". в котором моим собеседником был Булат Окуджава, а я немножко сыграл роль Демичева. Там все соединяется: ирония, капустник, печаль, поэзия, в общем, то, что продолжает, по словам Юлия Кима, московские кухни.

- "Театр моей памяти" останется на РТР и при новом руководителе?

- Я надеюсь, хотя понимаю, что есть определенные сложности на канале. Раньше о программе говорили хорошие слова. А что в передаче плохо, сам знаю лучше всех.
И еще, конечно, очень важно, что в этих передачах хочется успеть сказать спасибо и тем, кого суждено увидеть только на том свете, и тем, кто, слава Богу, жив и сделал много добра в искусстве. Так что передачу вполне можно назвать "Театр моей благодарности ".

- Много ли общего у вашей передачи с программой другого питомца Таганки - Леонида Филатова ("Чтобы помнили")?

- Мне очень близок этот человек, моя предпоследняя книжка "Портрет на фоне голоса" ему посвящена. Я стараюсь не думать о сегодняшнем дне, который спутал многие карты и изменил многие лица... Может, это и эгоистично, но ради работы я стараюсь держать на сердце только лучшее, что было с моими друзьями.
Тем более Филатов не просто друг, но выдающийся артист, поэт и режиссер, и эта множественность во многом проистекает из характера любимовской школы. Очень много универсалов воспитала эта школа, и это, конечно, дополнительный комплимент Любимову и всей его команде.
Я был свидетелем, с какими трудностями Филатов пробивал свою программу. Конечно, и тема святая, и то, что он делает, замечательно. Я все-таки делаю нечто иное. Леонид Алексеевич извлекает из недр кинопамяти незаслуженно забываемых, а я все-таки занят тем, чтобы освещать прожекторами "Театра памяти", так сказать, активно сущее, существующее и никуда не уходящее. Если я говорю о Юрии Визборе, то это не потому, что его нет, а потому, что он есть. Визбора сегодня очень много по всей России. В Кремлевском Дворце съездов в прошлом году был совершенно ошеломляющий вечер, шесть тысяч зрителей в одиозном ??? зале!
Есть еще очень важная для меня тема: "Петрович" - о Любимове, это будет его портрет, проистекающий скорее из нашего закулисного шума-гама, из капустников и воспоминаний таганковского бытия.
Хотел бы продолжить разговор о лучшем, на мой взгляд, сегодня театральном режиссере Петре Фоменко, собираюсь вернуться к разговору о Высоцком...

Белый Алексей.
"Комсомольская правда"
30.04.1996 г.




Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (30)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.