smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"ВЕНИАМИН СМЕХОВ: "ГУБЕНКО ЗАТЕЯЛ ЛАГЕРНУЮ ПОТАСОВКУ".

Известный артист вспоминает скандальную историю Театра на Таганке.

"Мое имя хорошо вписалось в афишу..."

- Вениамин Борисович, что вас привело в Петербург?

- Здесь много приятных для меня теней - тени гастролей Театра на Таганке, тени ушедших энергий, связанные со съемками, с концертами, встречами, тени незабываемых людей, с которыми довелось здесь встречаться. Мой нынешний приезд связан в том числе и с тем, что в день рождения Александра Володина я побывал в арт-подвале "Бродячая собака" и встретился с такими же, как я, почитателями творчества прекрасного поэта-драматурга. Но началась моя "питерская неделя" выступлением в Капелле с темиркановским оркестром и дирижером Николаем Алексеевым. Это счастливое "бракосочетание" слова и классической музыки. Вообще, в последнее время часто выступаю в литературно-музыкальных программах. Конечно же, я воспользовался приглашением Филармонии, чтобы в очередной раз получить возможность наслаждаться Петербургом в такую жестокую и очень красивую погоду. Но с Питером я расстаюсь не надолго. 24 февраля вместе с женой приеду в Гатчину для участия в фестивале "Литература и кино". Там будет показан фильм Галины Евтушенко, где мы с Оксаной Мысиной озвучивали переписку Николая Эрдмана с Ангелиной Степановой.

- Каково ваше впечатление от сотрудничества с театром "Русская антреприза" имени Андрея Миронова?

- С художественным руководителем театра Рудольфом Фурмановым меня свел Миша Боярский. Хотя самого Фурманова знаю давно, много слышал о нем от Андрея Миронова, который был моим "младшекурсником". Рудольф бывал у меня на репетициях в Театре имени Комиссаржевской, когда я ставил там "Горячее сердце" (к сожалению, один из наименее удачных моих режиссерских опусов). Поэтому совершенно естественно, что однажды я доложен был поскользнуться около входа в этот театр - оригинальное дитя перестройки с причудами собственного дизайна и невероятным энтузиазмом руководителя. Тем более мое имя хорошо вписалось в афишу, и получилось такое название - "Бене-Веняфис". Вообще, я любитель каламбуров. Кстати, моя последняя книжка называется "Эйфоризмы" и была издана в Питере в издательстве "Ретро". Она сшита из всяких каламбуров "смехова-сквозь-слезова".

- У вас с детства появилась склонность к литературе?

- Больше всего мне хотелось стать либо журналистом, либо писателем, либо преподавателем литературы. Но начало было актерское. А в институте проявлялась страсть и к режиссуре, и к литературе. Все эти три составляющие догоняли и обгоняли друг друга. Потом все пригодилось в Театре на Таганке, так как школа Юрия Любимова - это школа соавторства всех компонентов театра и соавторства вокруг него.

- Когда же тогда в вас вселился актерский "микроб"?

- На этот вопрос я не могу ответить до конца, потому что все лучшее в нас труднообъяснимо. Невозможно объяснить, как такой застенчивый парень, каковым я был, оказался на сцене. Потом то ли случайно, то ли спровоцированно, то ли сойдя с небес, в моей жизни появилась Таганка. Без этого театра, без Любимова, вполне возможно, я забросил бы актерское дело и полностью бы ушел в литературу. Но уйти из этого театра было невозможно. Я там появился еще в долегендарное время, связанное с приходом Юрия Любимова. Но судьбе было угодно, чтобы именно тогда произошла моя встреча с Петром Фоменко, который на всю жизнь остался моим любимым режиссером, другом и учителем. А один раз он даже сыграл главную роль в моем телеспектакле "Джентльмены из конгресса" в партнерстве с Инной Ульяновой.


"Раскол Таганки "предсказал" Пушкин"

- В жизни Театра на Таганке бывали разные периоды - и яркого расцвета, и гонений со стороны властей. Насколько правдив фильм Леонида Филатова "Сукины дети", чего там больше - художественного вымысла или жизненных реалий?

- Там почти нет репортажной кальки, а есть параллельные ассоциации. Успех идеи режиссера состоит как раз в том, что Филатов не был привязан к конкретным реалиям. А вообще, это универсальная тема, универсальное отображение "закулисного космоса", страстей, интриг, чертовщины и сакральности театра.

- Тем не менее те параллельные ассоциации, о которых вы сказали, связываются именно с Таганкой и именно с Любимовым. После вынужденной эмиграции в театр был назначен Анатолий Эфрос, который вскоре умер, и пошли разговоры, что Таганка его погубила.

- Юрий Любимов и Анатолий Эфрос - два великих режиссера, которые в истории останутся на вершине театрального Олимпа, но которых режим, существовавший в стране, попытался столкнуть и, к сожалению, смог это сделать. Это абсолютная ложь, что Эфроса сгубили артисты Таганки. Просто мы были вынуждены реагировать на варварское насилие властей, которые секретно от нас захотели лишить "отца" и навязать "отчима". Тогда это так воспринималось. Ведь само слово "Любимов" было вычеркнуто отовсюду, спектакли, им поставленные, шли без фамилии режиссера. Но гражданские условия существования в Советской стране несопоставимы и не сопрягаемы с уровнями в искусстве. Есть потрясающие слова у Пушкина, который как будто наперед рассказал все, в том числе и об этой истории:
"Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон... - и дальше -
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он...".

- После возвращения Любимова Таганка раскололась. Одни остались с Юрием Петровичем, другие подались в "Содружество актеров Таганки". Чем это можно объяснить?

- Я уже тогда много разъезжал и ставил спектакли. В перерыве между командировками оказался в Москве и попал на это странное судилище, где нужно было спасать покой родного дома. Наш бывший товарищ, замечательный актер и режиссер Николай Губенко затеял лагерную потасовку, воспользовавшись слабыми струнами актерского коллектива и спровоцировав тем самым полуколлективный уход на другую половину театра. Я, естественно, тогда поддерживал Любимова и выступал в защиту справедливости. А так называемое "Содружество", увы, больше напоминает "совражество".

- Но ведь именно Губенко, будучи министром культуры СССР, способствовал возвращению Любимова на Родину.

- Да, и много говорил об уникальности любимовского почерка и любимовской школы. В этом и весь парадокс. Это была прекрасная и благородная акция со стороны Николая Николаевича, светлая сторона его жизни. А потом появилась тень, как у Шварца. Может быть, оттого, что Губенко не выдержал соблазнов номенклатурными прелестями.


"Принадлежу сам себе..."

- А вы стали свободным художником?

- Да, принадлежу сам себе и работаю по своему усмотрению. В последнее время мое основное занятие - актерская работа у микрофона, или звуковой театр. Хотя я и раньше этим занимался. Если говорить о кино, то даже не знаю, где было интереснее - в кадре или за кадром. Нынче сотрудничаю с издательским домом "Союз", при котором имеется студия "Книга вслух". Там выпущено уже более десятка книг в моем исполнении.

- Над чтецкими программами работаете самостоятельно или кто-то их режиссирует?

- Самостоятельно. Это такой особенный жанр, который трудно режиссировать. В моих программах в центре находится поэзия, а вокруг рассказы и импровизации на тему автора и времени. Это театр одного актера, который к тому же и литератор.

Беседовал Константин Глушенков.

"Невское время" No 030
21 февраля 2007 г.



Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (30)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.