smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"Калужская застава для меня родная!"

Мудрый и проницательный взгляд, едва уловимая улыбка, кажется, он знает все и про всех… И при этом искрометный юмор, располагающая простота, естественность. Хочется бесконечно слушать этого человека, как можно дольше продлевая драгоценные минуты беседы…

- Вениамин Борисович, в ноябре исполнилось 50 лет вашей творческой деятельности в Театре на Таганке. Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как она складывалась...

- Я начинал с того, что хотел уйти из этого театра, не веря в свою счастливую актерскую судьбу, но задержался - из-за спектакля “Антимиры” по произведениям Андрея Вознесенского. В работе на Таганке пригодились все три моих увлечения: актерское, режиссерское и литературное. Заниматься режиссурой начинал как раз под присмотром Юрия Петровича Любимова. Он был очень щедрым на раздачу каких-то акций соавторства для музыкантов, пантомимистов, режиссеров, поэтов и драматургов. Так что наш театр “кишел дефисами”: актер-певец, актер-гитарист, актер-поэт и так далее. Это все была команда счастливых и абсолютно бескорыстных сотрудников гения русского театра Юрия Любимова. В мои 26 лет Юрий Петрович поручил мне написать сценарий к будущему спектаклю о Владимире Маяковском, еще через три года я написал инсценировку пьесы по повести польского автора Е. Ставинского “Час пик”, затем работал над спектаклем по произведениям Евгения Евтушенко. Сочинял много капустников. Рядом со мной были такие, как говорил Юрий Визбор, “неслабые мастера”, как Леонид Филатов, Иван Дыховичный, Владимир Высоцкий, Виталий Шаповалов, Анатолий Васильев, Борис Хмельницкий и другие выдающиеся коллеги. Затем мое актерство преобразилось в программы сольных концертов. Это тоже важная часть профессиональной жизни. Кстати, сейчас играю в двух спектаклях в Политеатре - “Волны” и “Память места”, а также в спектакле “Двенадцать месяцев танго” с Аликой Смеховой. Недавно в Доме ученых состоялась премьера спектакля “Старомодное признание”, в котором я читаю русскую классику, а Алика поет старинные романсы, к моему большому удовольствию. Скорее всего все эти перечисления унифицируются одним понятием, одной страстью: русское Слово.

- Поэтический Театр на Таганке всегда был особым образом связан с ритмом, музыкой. Это направление нашло отражение в вашей нынешней деятельности?

- За последние годы я много раз выступал с блестящими музыкантами: Юрием Башметом, Евгением Бушковым, с хором и оркестром Санкт-Петербургской консерватории (в “Истории солдата” И.Ф. Стравинского)... Несколько раз был председателем экзаменационной комиссии в Щукинском училище и в ГИТИСе, у Дмитрия Бертмана. Он, мастер и провокатор в оперном искусстве, дал мне возможность познакомиться с молодыми людьми, которые идут на факультет оперной режиссуры.

- Вы много работаете с молодежью, бываете на студенческих показах, не теряете связи с Щукинским училищем, ныне именуемым институтом. На ваш взгляд, сейчас есть молодые талантливые режиссеры?

- Это риторический вопрос. Жизнь продолжается, несмотря на пессимизм многих в отношении молодого поколения. Новое поколение очень интересное. Молодые люди, если в них сидит “инфекция искусства”, не способны “халтурить” ни в сериалах, ни на сцене. Часто посещать театры у меня не получается, но, бывая там, зачастую вижу удивительные вещи. Например, спектакль “Рассказы Шукшина” с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой в Театре наций. Или спектакли курса Кирилла Серебренникова. Должен сказать, что Щукинское училище - это мое родное место, “родная деревня”. Мне приятно, что меня приглашают на дипломные спектакли, в частности, на выпускной спектакль курса Владимира Иванова. Я знаю его с младых шагов, а сейчас это выдающийся режиссер и педагог.

- Как вы считаете, российский театр вне столицы развивается?

- Судьба наградила меня добрым отношением редкостного человека - Эдуарда Боякова, который создал “Золотую маску”, театр “Практика” и фестиваль “Текстура”. Благодаря этому фестивалю, членами совета которого являемся мы с женой, можно проследить, как интересно бьется живой пульс в отдаленных районах нашей Родины. Раньше только Москву и Питер называли культурными центрами, а сейчас даже такой маленький городок, как Прокопьевск, создает шедевры театра. Восемь лет назад я ставил спектакль “Красавец мужчина” в Омске, который, кажется, до сих пор идет. Много ездил и езжу с гастролями по разным городам. Очень люблю Россию вне Москвы. Ведь Москва - это уже, условно говоря, не Россия. Скорее это большой мегаполисный “горизонтальный небоскреб” для чиновников.

- Вы ведь вели цикл передач на канале “Культура”…

- Цитируя Александра Блока, скажу, что все это “нечаянная радость”: то, что руководитель канала Сергей Шумаков, впечатлившись моим чтением стихов, придумал для меня цикл оригинальных передач на канале “Культура” - восемь вечеров, по два поэта в каждом. Оказалось, что это очень весело, а о трудностях умолчу. Наверное, ключевое слово, которое можно применить к моей жизни, - это слово “интересно”. К счастью, в последние годы, обретя свободу выбора в профессиональной жизни, я могу дружить с этим словом.

- И над чем вы работаете сейчас?

- Сейчас я накануне трех режиссерских забот. Одна из них касается произведений Евгения Евтушенко, вторая связана с Владимиром Маяковским, а третья - с РАМТом, где я начал готовиться к постановке спектакля по роману У. Теккерея “Ярмарка тщеславия”. Это уже не первый опыт режиссуры в РАМТе (здесь пять сезонов шел мой спектакль “Самоубийца” по пьесе Н. Эрдмана). Я глубоко уважаю и ценю художественного руководителя РАМТа Алексея Владимировича Бородина.

- Вениамин Борисович, что помимо искусства наполняет вашу жизнь?

- Я живу счастливо и разнообразно. Счастлив тем, что уже почти 34 года длится наш роман с моей женой Галиной Аксеновой. Это ежедневное общение, полное уроков взаимного воспитания, уступчивости и уважения друг к другу. Моя жена окончила Ленинградский институт театра и кино и защитилась в аспирантуре ГИТИСа у А.Г. Образцовой. У меня растут три внука. К сожалению, редко их вижу. В Москве очень трудно встречаться. Москва - разлучница. Но когда мы вместе, нам очень хорошо.

…Признаться, не люблю давать интервью… Но Калужская застава - родное для меня место. Здесь прожили долгое время мои родители и моя сестра с семьей. Здесь, в институте экономики, работал мой отец, профессор Борис Смехов, столетие которого отметили в этом году в Плехановском университете, даже назвали аудиторию его именем. В доме на улице Профсоюзной, недалеко от Новых Черемушек, мы прожили большую часть жизни с моей Галей. Там живут моя старшая дочь Лена, ее муж Сережа и мой внук Леонид. Такие вот калужские дела… Так что Юго-Запад Москвы, газета “За Калужской заставой” и ее читатели - в близком родстве со мной…


Алина Бурмистрова.
«За Калужской заставой», №44, 19 декабря 2012 г.




Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (11)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.