smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

Интервью - "Вениамин Смехов"

Легендарный актер театра и кино, режиссер, литератор. Очень разносторонний и образованный человек, завоевавший сердца многочисленных поклонников. Он и сейчас полон сил и энергии и все так же завораживает публику своим многогранным талантом. В Ярославль Вениамин Борисович приехал в рамках эксклюзивного театрального проекта "Лицом к лицу"

Вениамин Борисович, некоторые интернет-ресурсы повествуют об интересном периоде вашей биографии, когда вы преподавали курс "История русского театра" в американском университете "Смит колледж"…

На самом деле у меня нет никакой досады, но можно попенять на неряшливость Интернета. Потому что ни в каких американских университетах я не преподаю. Но в Массачусетсе, где преподавало много наших замечательных людей, в том числе и Иосиф Бродский, я провел несколько мастер-классов.

Моя жена Галина Аксенова преподает в школе-студии при МХТ, в том числе и для американских студентов, и в свое время в Америке было несколько семестров, где Галя читала лекции по истории нашего кино и нашей культуры. У меня же в то время в основном были актерские заботы, то есть я ездил на концерты и ловил, скажем так, цветы удовольствия от того, что во всем мире много наших соотечественников. В том числе и тех, кто предпочитает слушать поэзию и рассказы о театре. В "Смит колледже" я провел семинар по современному российскому театру, который пришелся как раз на время, когда моя жена читала курс в Штатах.

Организовал наш приезд профессор Воронцов-Дашков, который, являясь по паспорту американцем, на самом деле потомственный русский граф. В "Смит колледже" он заведовал кафедрой русского языка и литературы.
И на этом семинаре американские студенты, в том числе и русского происхождения, пеняли американским профессорам за чрезмерное высокомерие. Ибо среднестатистический американский преподаватель предпочитает видеть в студентах ленивых ребят. Там ведь, в отличие от России, несколько другая система образования. И это рассказывалось не потому, что они хотели кого-то обидеть, да они и не умеют обижать, а потому, что Галя Аксенова, которая преподавала русское кино, как оказалось, выделялась из ряда педагогов тем, что любит и передает свой предмет сердцем и душой.

В России есть понятие "широкая русская душа". Работая за рубежом, вы смогли понять американскую и европейскую душу?

Пожалуй, я не могу похвастаться глубоким знанием и анализом чужих душ. Но, скорей всего, за эти годы наших путешествий по России и по миру я познавал широту своей родной души - моей жены Гали, а она - мою душу. Я называл это "моя родина - моя жена". Это так же, как и наша родина - русский язык.

Дают ли знать о себе русские корни в ваших многочисленных путешествиях?

Корни у нас такие симпатичные, что они сами не дают о себе забыть. Потому что ведущее качество во всех моих заботах и забавах - это все-таки русский язык. Это и есть главное, что меня влечет и что разнообразит мою жизнь. Все 3 вещи, которыми я занимаюсь - а это актерство, режиссура и литература, - связаны с русским языком.

Что же касается путешествий, то это родное актерское качество. Актеры - кочевое племя. Путешествия для меня вообще норма жизни. И не могу сказать, что я где-либо скучаю, такого не было ни разу. В путешествиях я прожил те 15 лет, что мы ездили по режиссерским контрактам и по концертам. Такие путешествия называются "Из Москвы в Москву". Хотя это не помешало "доброхотам" из Интернета называть меня гражданином то Германии, то Израиля, то Америки. Потому что об Америке сейчас все много и уверенно говорят. О чем меньше всего знают, о том и говорят. А ведь те, кто часто бывает в Америке, считают, что понять эту страну очень сложно. Даже наши знакомые, талантливые ученые - математики, физики, программисты, которые живут в ней по 20-30 лет, - говорят, что чем больше они там живут, тем меньше понимают эту страну. То есть знают правила жизни. Однако понять ментальность сложно. Но ведь и мы непростой орешек для всех.

Еще какой!

Как говорится, умом Россию не понять. Поэтому здесь все взаимно.

Насколько я знаю, вы были членом жюри недавно завершившегося второго международного фестиваля "Текстура". Какие работы, представленные на этом мероприятии, вас удивили? Сейчас в прессе много говорят о кинофильмах "Гавр" и "День шахтера".

Наверное, это событие - один из самых, а может быть, и самый интересный случай в обильной фестивальной жизни нашей страны. Это замечательно, потому что фестивали, которые устраиваются благодаря личной инициативе каких-то специалистов, как и очень многое у нас в стране, есть противостояние личного интереса государственной беспомощности. Потому что государство занимается своими делами и чаще всего не попадает в наши интересы. А наш интерес - это то, за что нашу страну уважали и любили до сих пор. Это культура!

Ранее я неоднократно выступал на разных площадках театральных, киношных и других фестивалей. Все было очень хорошо, и организаторы таких мероприятий заслуживают самых теплых слов, но, к сожалению, иногда представители государства на таких фестивалях мешают излишним присутствием людей, которые разговаривают, как полуграмотные райкомовские и горкомовские начальники. А на "Текстуре" люди искусства взяли себе право и возможность обсуждать новости сегодняшнего дня в театре и в кино. Это уникальный фестиваль! Это современное кино и театр не только России, но и мира. Самое главное - в Перми много людей, которые тянутся к искусству и к культуре. Фестиваль "Текстура" - это инициатива Дягилева нашего времени Эдуарда Боякова.

Вокруг него на фестивале собирается замечательный карнавал талантливейших людей из Европы и России: поэтов, писателей, сценаристов и драматургов. Каждый из них имеет свое время для выступления, а совет фестиваля и жюри разных конкурсов работают неустанно и весело. В прошлом году мы с Галей были в жюри театрального фестиваля, а в этом - в кино. И из тех фильмов, что больше всего понравились, я бы назвал те, за которые я голосовал. Это ленты, которые назвали вы, и плюс фильм "Шапито шоу". Это очень сильное явление. Также можно отметить чудесный датский фильм "Мальчик с велосипедом" и фильм Костомарова "Я тебя люблю". Хотя в каждом из них есть какие-то повторяющиеся недостатки нашего кино.

Скажем, труднее всего нам дается область сценариев. Бывают фильмы, которые сразу захватывают постановкой, операторским искусством, монтажом, режиссером и актерами, но потом им не хватает дыхания дотянуть до финала. В итоге что-то смазывается. Это же касается и некоторых сериалов.
Кроме того, на "Текстуре" проходят очень интересные дискуссии, касающиеся сегодняшнего живого телевидения, кинематографа, литературы и всех видов киноискусства. Необыкновенно поучительно и приятно для меня и развитие новых жанров.

Например?

Читка пьесы. На этот раз один из лучших, а может быть, и лучший наш писатель Владимир Сорокин представлял читку "Свадебного путешествия", где замечательный артист Андрей Смоляков и еще несколько актеров пермского театра захватывающе интересно сыграли эту пьесу, играя и читая. Это несколько иное, чем спектакль, но зрителями фестиваля читка пьесы принималась очень тепло.

И второй, очень серьезно идущий ныне жанр, открытый театром "Практика", - это "Человек. doc". Есть такой жанр вербатим (от лат. verbatim - дословно), когда у известного человека берется интервью, и в нем он выговаривает всю свою жизнь. В этом жанре должен быть главный герой. В свое время таким героем становились известный художник Саша Петлюра, блестящий современный поэт Андрей Родионов… В итоге получается замечательно смешной и трогательный, а иногда и трагичный минимализм, где рассказывается жизнь через человека.
В этот раз царил на сцене человек, далекий от актерства, - выдающийся композитор театра и кино и религиозный философ Владимир Мартынов. Это был для меня, наверное, самый сильный импульс и восторг на нынешнем фестивале.

В свое время в прессе была фотография, где вы в шутку "душили" Владимира Высоцкого: вы изображали это жестоко, а он улыбался. При каких обстоятельствах был сделан этот снимок?

Действительно, однажды, когда мы гастролировали в Ленинграде, я перед фотографом, нашим же товарищем, в очень хорошем настроении, схватил Володю за горло, и он очень хорошо сыграл в той ситуации. В моей книге, которая была издана в издательстве "Время", и в предыдущем издании, в "Вагриусе", было несколько фотографий "задушевных друзей". После Высоцкого я "разбежался" и уже душил и Караченцова, и Боярского, и Хилькевича, и Смоктуновского, и Петренко, и Войновича. Так что у меня очень хорошая биография "задушевного рукоприкладства".

Но тема такой благорасположенности к коллегам и друзьям продолжается и сейчас, и это для меня главная ценность. На канале на "ТВ-Центр" идет моя авторская программа "Таланты и поклонники", количество выпусков которой перевалило уже за 25 имен. Последние программы были посвящены Евгению Леонову, Олегу Янковскому, Анатолию Папанову и Лене Филатову - все это мне очень дорого.

У каждого свой Высоцкий. Каким он запомнился вам?

То, что было просто, естественно, по-товарищески и коллегиально, спустя время стало легендой. И сейчас были съемки двух маленьких фильмов как подготовка к показу фильма по сценарию Никиты Высоцкого.

"Высоцкий. Спасибо, что живой", премьера которого намечена на 1 декабря?

Да, я очень люблю Никиту, и должен был там участвовать. Никита хотел, чтобы я сыграл в этой картине Любимова - там были даже не роли, а силуэты ролей…
Но я знаю, как к этому сильно и трогательно относится вся команда. И я жду этого фильма и надеюсь, что это будет здорово. А Высоцкий - это бесконечность. Об этом я тоже написал маленькую книжку, отталкиваясь от того счастливого и грустного везения, что с ним работал 16 лет на сцене.

Можете сказать, что роль Воланда принесла в вашу жизнь определенную долю удивительных совпадений?

Сейчас снят и монтируется новый цикл для канала "Культура", который называется "Золотой век Таганки". Это 8 спектаклей первой пятилетки и двух вне этого периода - "Мастер и Маргарита" и "Дом на набережной". Этот цикл посвящается светлой памяти великого художника Давида Боровского. И в этой связи спектакль "Мастер и Маргарита" будет важным, поскольку Воланд не только литературный персонаж и мой герой, но он еще и герой телевизионной программы и главы в моем трехтомнике. Она называется "Мастер и Маргарита в стране чудес": книга, спектакль и роль.

Сегодня все активней используется общение по Интернету. Когда и почему вы решили пользоваться твиттером?

Меня в это втягивают те, кто неплохо в нем разбирается. В том числе моя жена Галя и мой внук Леонид, которым я горжусь. Он окончил университет и теперь пишет диссертацию в РГГУ. Да и жизнь заставила, потому что я редактирую на компьютере, и использование твиттера теперь меня завлекает все больше.

Наш город для вас чем-нибудь примечателен?

Ярославль - город, который даже не надо рекламировать, настолько он прекрасен. Даже 30 лет назад, когда я приезжал сюда с концертом, он отличался от других советских городов большей чистотой и любовью своих граждан к собственным мостовым и храмам.


Евгений Мохов. Сентябрь 2011.
"Элитный квартал" (Ярославль)
09.2011 г.




Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (13)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.