smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"ОБ ИНТИМНОМ ВСЛУХ НЕ ГОВОРЯТ".

С незабываемым Атосом из «Трех мушкетеров» мы встретились в Доме литераторов. Там шли репетиции вечера памяти Андрея Тарковского, в котором Смехов читал дневники режиссера. Через несколько дней он должен был уехать в Вологду – на съемки моноспектакля «Я забыл погоду детства» по стихам Варлама Шаламова. С этого спектакля и начался наш разговор.

Исповедь – другое дело.

— Не так давно я прочел на студии звукозаписи в издательском доме «Союз» «Колымские рассказы». И получил приглашение от нашего единственного и неповторимого канала «Культура» на моноспектакль, который снимают к 100-летию Шаламова.
Варлам Тихонович – из семьи священника. Его отец был миссионером на Алеутских островах, служил в Софийском соборе и других храмах Вологды. Но сам Шаламов, хлебнувший адской жизни в родной стране, чуждался разговоров о церкви. Есть разница между истинной верой и религиозной болтовней.

— Вы с ним встречались?

— К сожалению, нет. Хотя он бывал на наших спектаклях и очень добрые слова говорил о любимовской «Таганке». А еще я имел честь дружить с замечательным писателем Владимиром Тендряковым, с которым Шаламова связывали хорошие отношения. Кстати, оба классика родом из вологодских земель, и во время съемок приятно было оказаться на улице Тендрякова и в библиотеке, названной в его честь.

— Поколение этих писателей объединяет тема сложного нравственного выбора. В Театре на Таганке вы играли Диму Глебова – героя «Дома на набережной», который не выдержал подобного испытания. Наверное, и в вашей жизни вам не раз приходилось решать, поступить «как надо» или «как удобно»?

— Да, но я не считаю это предметом разговора для обыкновенного журналистского интервью, даже в уважаемой газете. Исповеди – дело совсем другого рода. Все публичные разговоры о вере, родине и любви спрофанированы нашей журналистикой. И теперь невежественным людям кажется, что можно говорить вслух о самых дорогих, интимных вещах.

— И поэтому вас так редко можно увидеть в различных ток-шоу?

— А мне кажется, я зачастил в последний год на телеэкран. Впрочем, друзья, знающие нашу телевизионную какофонию, каждый раз дают мне «пиар-совет» – куда идти можно, а куда – стыдно. Я очень уважаю профессию журналиста, поэтому бывает неловко за длительные огрехи вкуса – даже у одаренных мастеров. Например, в шоу Андрея Малахова.


Актерского недомогания не ощущаю.

— Одной из громких телепремьер прошлого года был сериал «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко. В связи с этим многие говорили об одноименном фильме Юрия Кары, который в прокат не вышел, и посмотрели его лишь немногие избранные. Вы попали в их число?

— Я должен был его увидеть, потому что был приглашен выступить на вечере памяти Михаила Ульянова, который проводила компания НТВ, – а там этот фильм показывали. Но, к сожалению, мне не удалось вырваться туда – по ужасной причине дорожных пробок. Кстати, именно в апреле этого года спектаклю «Мастер и Маргарита» в Театре на Таганке исполнилось 30 лет. Его премьера в 1977 году ознаменовалась фейерверком восторгов в Москве. Это было успехом создателей первого зрелища по великой книге – Любимова и Боровского и личным праздником моего Воланда!

— А вам не хотелось поучаствовать в кино-или телеверсии «Мастера и Маргариты»?

— У меня как-то в жизни сложилось, что я получаю приглашения и только тогда понимаю, хочу я в этом участвовать или нет. Острого желания что-то сыграть на сцене, какой-то суеты актерского недомогания я в себе не ощущаю. У меня все-таки несколько профессий. Если я заскучаю как актер – работаю как режиссер (с наслаждением), заскучаю как режиссер – занимаюсь сочинительством (с удовольствием). Или сажусь за руль и еду куда-нибудь с любимой женой.
Это красиво звучит, но в нашей жизни бывало так много фантастики наяву – сам себе не верю... Что касается «Дома на набережной», мне ваш вопрос приятен. Но ведь вы слишком молоды и его уже не застали?

— Да.

— Это был во всех отношениях самый сильный спектакль последнего времени той, легендарной «Таганки». Он резанул и ударил по нервам и душевным струнам наших лучших людей. А для меня «Дом на набережной» совпал с пиком моего романа с будущей женой Галей Аксеновой, который длится уже, оказывается, 27 лет.
Роль Димы Глебова – большая, тревожная и счастливая удача в моей жизни – по всем признакам театрального безумия. Каждый раз играть ее было почти рискованным трудом. Я сейчас перечитываю свои дневники и вспоминаю причуды актерского состояния перед разными спектаклями. Накануне «Мастера» у меня всегда было с утра счастливейшее настроение. А перед «Домом на набережной» или «Гамлетом», где я играл короля Клавдия, я, так сказать, был себе мало приятен...

— Ходят слухи о том, что на съемках или постановках «Мастера и Маргариты» нередки несчастные случаи?

— Все, что связано с этим романом Булгакова в моей жизни, было счастливым. И это не только спектакль, но и моя книга «Мастер и Маргарита в стране чудес». И лекции, прочитанные на славянских отделениях в Гарварде и еще нескольких университетах США, и альбом компакт-дисков с моим исполнением романа. А вот, например, в Праге я ставил «Пиковую даму». И хотя это произведение Пушкина и Чайковского считается, как и «Мастер», мистическим, ничего плохого в то время не случилось. Сплошные подарки небес.

— Прага ведь тоже считается мистическим городом?

— Когда я работал над спектаклем, то мы с Галей жили напротив Карлова моста, в Анненском наместье, в бывшем монастыре, построенном на территории старого кладбища. В этом монастыре кроме нас находились склады костюмов Национальной оперы и проживали страшные призраки, встречу с которыми нам твердо обещали сотрудники театра.

— И сдержали обещание?

— Нет, не повезло ребятам (то есть им, а не нам, конечно). Вообще, я думаю, с мистикой можно даже «сговориться», подружиться, если только истинно любишь то, что ее притягивает.


Неловко перед державами.

— – Сейчас вы играете в театре?

— Нет, мое время довольно плотно расписано другими занятиями. В том числе и актерскими.

— Вы имеете в виду съемки?

— Я имею в виду и съемки, и концертные поездки, и записи аудиокниг. Что меня печалит в сегодняшнем дне, так это то, что на смену вынужденному бескорыстию, когда все служители сценических муз были почти одинаково бедны, пришла суета по обслуживанию призрака бизнеса. Люди, которые могут созидать подробно и тщательно то, что диктуется их талантом, вынуждены свертывать свои рабочие планы. И хочешь не хочешь, часто выходят к зрителям полуфабрикаты. Конечно, надо и жить, и зарабатывать. Но это совсем не означает, что во время репетиции глаза должны бегать в стороны: как бы мне не опоздать на драгоценную халтуру. Извините за некорректность…
Что касается основных изменений в театре, то известно, что сегодня приезжим в Москве не говорят: идите на «Таганку», в «Современник» или в «Ленком» – и вам всегда гарантирована удача. Сейчас советуют: посмотрите такой-то спектакль у Райкина, такой-то в «Ленкоме». Есть единственный театр, куда можно ходить на все с абсолютной уверенностью.

— Петра Фоменко?

— Вы угадали. А вообще у нас сейчас какой-то, я бы сказал, переизбыток праздника искусств в Москве. Открываешь альманах «Афиша» и захлебываешься в обещаниях и приглашениях. Нужно очень здраво разбираться в деле, чтобы отыскать что-то действительно стоящее. У меня самый серьезный советчик – моя жена Галя, которая всегда покупает и читает эту «Афишу».

— Она журналист?

— И журналист, и киновед, и преподаватель.

— То есть супруга покорила вас тем, что с ней вам всегда интересно?

— Это правда: сначала покорила, а потом стало интересно. А теперь еще интереснее. И ей со мной – тоже. А кому же это не будет интересно: только вчера познакомились – а по календарю выходит уйма лет! «Прямо неловко перед другими державами»... Это цитата из классики, из Николая Эрдмана, извините.


Дочь сама назвала себя Аликой

— Скажите, а для детей вы ничего не хотите поставить? Я помню, когда была маленькой, очень любила слушать пластинку «Али-баба и сорок разбойников». Автором этой постановки были вы.

— Она не была сделана специально для детей. Я вообще к детям как к младшим никогда не относился – ни к своим, ни к чужим. Нас, всех, кто сотворил этот мюзикл 27 лет назад, весело связала забавная, пародийная история, адресованная не просто детям, а детям внутри каждого из нас. Потому что лучшее, что есть в человеке, это его детство.

— У вас два внука…

— Я для них ничего специально не сочиняю, тем более что старший, Леня, в будущем году уже оканчивает МГУ, так что теперь его очередь – сочинять. Он учится на филолога, его любимая дисциплина – риторика. Мне кажется, это очень близко к актерству.

— Наверное, победить его в споре практически невозможно?

— Со мной он не спорит. Леня вообще относится ко мне слишком почтительно, кажется, я этого не заслужил. «Али-бабу» он знает наизусть.

— А младший внук, Артем, слушает ваши пластинки?

— Да, он вообще очень много чего успевает. Например, наизусть знает песни своей мамы Алики. Это очень музыкальный, нежный и отважный юноша шести лет.

— Вы с ним много времени проводите?

— Сейчас, по-моему, само время никому не дает себя «проводить» как следует. Тем более что у нас, артистов, много времени отнимают поездки.

— Кто дал вашей дочери такое необыкновенное имя – Алика?

— Она сама. Это было в Сигулде, где отдыхало наше семейство. Своего любимого дедушку она там вместо Дмитрий Игнатьевич называла «Амамика». А себя – «Алика». Может быть, латышская фонетика навела ее слух на такое звучание?

— «Алика» звучит очень стильно.

— А в знаменитом, как сейчас говорят, культовом, фильме «Асса» так зовут главную героиню. Этого хотел автор сценария Сергей Ливнев – первый муж Алики, замечательно талантливый человек, а Сергей Соловьев, режиссер «Ассы», не возражал. А я, между прочим, до последнего времени стеснялся своего имени и с детства всегда вздрагивал, когда меня громко звали. А теперь не стесняюсь – не знаю, что меня вразумило: то ли вкус исправился, то ли вздрагивать надоело.


Беседу вела Анна Чепурнова.
"Вечерняя Москва" от 3.05.2007 г.



Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (11)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.