"Вениамин Смехов в Воронеже"
Сегодня, 13 сентября, в Воронеже гостит известный актер, любимец многих поколений
Вениамин Смехов - Атос из легендарного фильма "Д’Артаньян и три мушкетера". Вечером он
играет в стихотворном спектакле-перфомансе "Двенадцать", который покажут на фестивале
"Чернозем". "Комсомолка" успела пообщаться с мэтром до выхода на сцену. Вениамин Борисович
- актер с большой буквы, все делает художественно: если хвалит, то восторженно (с упоением
расточал комплименты городу и партнерам по спектаклю), если ругает - тоже красиво.
Актер дал понять, что в сегодняшний век всеобщей "желтизны" пытается выбирать для
себя высоконравственную, высокодуховную компанию. Это касается всех сфер жизни - будь то
друзья, театр (недаром ведь в спектакле читает поэму Блока), телевидение.
- Для меня нет "желтой" России, я в ней не живу, - признался Вениамин
Борисович. - У меня другая страна, она может быть разной для каждого. Для меня нет
России Андрея Малахова. Меня он долго звал в свою программу "Сегодня вечерорм", посвященную
35-летию фильма "Д’Артаньян и три мушкетера", я отказывался. Но он стал звонить моей дочери
Алике и плакать, что он обожатель этого фильма, и встанет на колени и будет совершенно
другой. Действительно он молчал всю передачу, были замечательные люди. Но когда я посмотрел
выпуск (от 7 сентября) - в итоге получилось все тоже самое! Он не отбрасывает тени, дай бог
ему здоровья. В начале и в конце передачи все доозвучили. Это бизнес на человеческом
несчастье! Они зарабатывают на том, что копаются в человеческих горестях, наслаждаются этим.
Мои слова о том, что все, кто снимался в этом фильме, воспитаны на хорошем примере, в
хороших театрах, вырезали. И слова Боярского о том, что не было бы фильма, он бы не
состоялся без песен Дунаевского и Ряшенцева, в то время ведь песни были дрянными, тоже
вырезали. А ведь фильм этот состоялся благодаря всей компании - не только актеров, а также
оператора и других. В общем, получилась опять гадость. Это просто хулиганство: показать
изможденного, несчастного инвалида (Маргариту Терехову - ред.) и сказать, что скоро они
все, Смирнитский и другие, превратятся в таких же. И этот восторг и упоение несчастьем этих
людей!.. Воспитали себе аудиторию, теперь прикрываются рейтингами...
- Вениамин Борисович, почему сейчас мало снимаетесь, редко видим вас по
телевизору.
- А что сейчас там можно увидеть? Вообще информации мало о хороших спектаклях и
фильмах. Я в каждый фильм не стремлюсь: могу себе позволить отказаться от плохого – плохой
роли и плохой компании, дважды сериала. В четырехсерийном фильме типа «Предлагаемых
обстоятельств» могу сняться, там же Марина Неелова играла. За последние семь лет я,
по-моему, снялся в 10 картинах. Вот сейчас будут выходить подряд четыре фильма со мной.
Например, «Продавец игрушек» очень смешной.
- Что из последних российских картин можете похвалить, мол, замечательный фильм,
жаль не я там сыграл?
- Это надо у моей жены спрашивать, она киновед. Говорят, фильм «Интимные места» -
прорыв, там много интересного, но я не видел. Для меня один из самых любимых режиссеров –
Павел Лунгин. Его «Свадьбу» я раза четыре смотрел. Андрей Смирнов – замечательный режиссер.
Это я говорю о классиках. Но много и молодых хороших режиссеров. Люблю фильм «Изображая
жертву» Кирилла Серебренникова. Последняя его картина «Измена» - не самый лучший его фильм.
Но мне все равно было интересно смотреть. Все что хорошее – делается не за деньги. Ну, и,
конечно, Юрий Грымов и Алексей Учитель — просто подарочные имена сегодняшней кинематографии.
Я, бывает, попадаю на съемки к людям, которые штампуют кошмары и уродуют язык. Но мне
приятно, что я заработал своим опытом эксклюзивное право менять текст в сценарии. Вот,
например, сериал «Монте Кристо» – я им горжусь. Это ремейк мексиканского сериала 2006 года
и вольная экранизация романа Александра Дюма. Но я счастлив, что обожаемый мной Юлий Ким
признался, что он подсел на этот сериал. Он сказал, что там очарование компании – хорошие
актеры-интеллектуалы.
- Фильмы, в которых ваша дочь Алика снимается, вы смотрите? Оценивающим,
критическим взглядом?
- Ну да. Она хорошая артистка. Своей дочери я приказывал не идти в актеры. Но если
человек делает что-то наперекор, то из него что-то толковое выйдет. А говорить о фильмах…
«Все мужики сво»… я не очень внимателен. К тому же, маловежественный в области кино, не
хватает времени смотреть многие фильмы. Но знаете 20 лет назад о хороших фильмах тоже
говорили – мусор, ерунда.
- Алика не звонит: папа, посмотри этот фильм?
- Обязательно. Если есть время – нажимаю кнопку телевизора и смотрю. Она молодец,
справляется с очень трудной сегодня ношей - сохранения человеческого в искусстве.
- Вы в свое время отказались от звания народного артиста. Сейчас не
передумали?
- Нет, не передумал. Просто сегодня все можно купить. А мне это не ценно. Когда нам
должны были давать, тогда нам на Таганке запрещали по политическим причинам. Потом случилась
беда – Любимов был изгнан. И уже никаких разговоров о званиях и прочее. А потом, наоборот,
пришло время, когда меня вынуждали согласиться, потому что уже все молодые давно заслуженные
и народные, а я нет. Но Ульянов и Лавров сказали: давайте от этих советских цацек откажемся.
И перестали даже подписывать себя народными артистами. Мне это так понравилось. Это было
давно. А сейчас мне хотели подарить звание к юбилею. Но жена хорошо меня знает, она
объяснила важному человеку, что я обижусь. Не надо мне. Эклизиаст замечательно сказал:
доброе имя дороже звонкой масти. Высоцкому посмертно присвоили лауреата Госпремии. Пушкина
посмертно признали.
- А кого из современников можете отметить, на кого стоит равняться?
- Полунин. Он оказался в Чикаго, когда я там ставил «Голого короля». Я увидел
ежедневность этого гениального человека, и потом следил за его перемещениями. Его в Лондоне,
столице клоунады, назвали номером один, а он продолжает что-то делать, придумывать, ему не
сидится. Теперь вот он поехал в Питер руководить цирком, которого давно там уже нет, который
в бесхозном состоянии, там все дряхлело и умирало. Но люди протестовали, держась за свои
мизерные зарплаты. Почему? Так ведь надо будет работать!
Татьяна Подъяблонская.
"КП в Воронеже" 13.09.2013 г.
|