smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

Вениамин Смехов: "Люди искусства живут в системе вопрекизма"

Знаменитый актер и режиссер сегодня ставит драматические и оперные спектакли в Германии, Франции, Израиле, Америке и преподает актерское мастерство в университетах США. Но основным местом его работы остается Москва. Здесь выходят его воспоминания, аудиокниги. В Москве он ставит спектакли и выступает на поэтических вечерах, а в Театре на Таганке сыграл самые легендарные свои роли.

- Вениамин Борисович, уже более 10 лет вы не появляетесь на сцене Таганки, но сохранили к ней теплое отношение...

- Это естественно. Поскольку Таганка меня вспоила, вскормила, отравила, осчастливила и совершенно незаслуженно наградила всем, о чем только может мечтать актер. То есть блистательной режиссурой, замечательными партнерами, незабываемым и необъяснимым зрителем и годами борьбы и тяжбы с идеологическим режимом. После мамы и папы следующим номером у меня шла Таганка. Другое дело, что теперь это символическое место моей работы, я там зритель. Не пропускаю ни одной премьеры у Юрия Петровича Любимова. Это необыкновенный человек - человек эпохи. И я счастлив в его кабинете выпивать за его здоровье и за здоровье моих товарищей.

- Ваши спектакли идут на разных московских площадках. Но вы ведь ставите и в провинции?

- Я с великим удовольствием делаю это в сибирском городе Омске. Там есть "Пятый театр", все более и более любимый Сибирью. Когда я поставил в нем спектакль "Красавец-мужчина" - это довольно трудная комедия, одна из последних у Островского, - то весь год пьеса шла 4 - 5 раз в месяц, и зрители даже попросили сыграть ее после закрытия сезона.

- Как вам кажется, провинциальный зритель отличается от столичного?

- В Омске он деликатнее. Вообще то, что называют сибирским характером, - отдельная тема. Это касается и обхождения внутри театра, и бытовых проявлений. Скажем, такого хорошего буфета в театрах в Москве я не видел.

- Бытует мнение, что самые талантливые актеры играют все-таки в столичных театрах. Вы с этим согласны?

- Нестоличные не так популярны, у них нет возможности заработать, проявить себя в кино, на телевидении, на эстраде. Омским актерам не повезло быть в Москве, но мне повезло с ними. Они не хуже московских. Что касается расхожего мнения, то, когда люди сидят в одной деревне и не выезжают за черту своей оседлости по причине лени или невозможности и считают, что их деревня это и есть Нью-Йорк или Москва, ну, так они имеют право на это. Я много ездил по России как актер и просто путешественник. И, побывав в Нижнем Новгороде, Самаре, Казани и Омске, утешился тем, что Россия, слава богу, это не только Москва. А скорее всего Москва - это совсем не Россия. Это мегаполис, задравший нос оттого, что у него "роллс-ройсов" на душу населения больше, чем у самого "Роллс Ройса".

- Провинция - понятие эстетическое?

- Сразу после театрального училища я поступил в Куйбышевский театр драмы и комедии - вполне столичный, а Драма и комедия в Москве оказалась глубоко провинциальным учреждением. Потом в Драму и комедию пришел Юрий Любимов, и началась Таганка. Нет разницы в местоположении. Есть разница в отношениях людей.

- Вы разделяете мнение многих ваших коллег, что для культуры сейчас суровое время?

- Бывает, что при слове "Пушкин" молодежь пожимает плечами: кажется, он написал "Тараса Бульбу"... Но это массовая культура. Сегодня она предпочитает Максима Галкина и Аллу Пугачеву. Значит, такое время. Как у Вознесенского: "Какое время на дворе - таков мессия". Это про Россию. Каждый народ заслуживает не только свое правительство, но и своих кумиров. Конечно, у нас уже крепко поменялись все ценности и на место поэзии и искусства театра вышли эстрада и всякого рода веселые телепрограммы.

- Сегодня нет места вечным ценностям?

- К счастью, дух созидательный - наперекорный дух - все равно существует. Независимо ни от чего. Люди искусства живут в системе вопрекизма - этот термин придумал Петр Фоменко. Почему в России выживают таланты - никто объяснить не может. Почему Михаил Жванецкий - а это талант по гоголевскому разряду - собирает полные залы? Вот такие парадоксы.

- Не секрет, что в последнюю четверть века для большинства зрителей вы благородный и мудрый Атос. А в жизни вы похожи на полюбившегося всем героя фильма?

- По моему мнению, абсолютно не похож. Это Миша Боярский - настоящий д'Артаньян. Такое впечатление, что Дюма с него списал этот образ. Хотя в жизни Миша мудрец, печальник и музыкант. Кстати, Миша Боярский уверен, что Атос - это горький пьяница и убийца. Представьте, это соответствует тому, что написал Дюма. Атос у него абсолютно беспощадный человек. Какой может быть романтический флер у реального Атоса? Я, конечно, сыграл его совершенно иначе.

- Фильм часто идет по телевидению. Вам это приятно?

- Если учесть, что выглядим мы все моложе и скачем все увереннее, и лошади играют все жизненнее, то, конечно, это хорошие новости. Но приятнее всего то, что режиссер "Мушкетеров" Юнгвальд-Хилькевич нашел спонсоров и снял-таки продолжения культового фильма. Надеюсь, что зрители не разочарованы, хотя бы потому, что играют там многие из прежних актеров.

- И на сцене, и на съемочной площадке вы всегда в окружении актрис. На Таганке играли только первые красавицы?

- "Все богини, как поганки, перед бабами с Таганки!" В свое время эти слова написал Андрей Вознесенский на стене кабинета Любимова. Но мне так не казалось. Может, потому, что еще в театральном училище я положил себе за святое правило не увлекаться актрисами и не жениться на них.

- Интересно, почему?

- Понимаете, игры мне обычно хватало на сцене. И не хотелось превращать свой дом в театр. Какие-то друзья-подруги, конечно, были, но меня отпугивала обычная для актрис ситуация: создание некого виртуального образа в реальной жизни. Конечно, мужчинам-актерам это тоже свойственно, но в гораздо меньшей степени. Актерство в крови даже у тех женщин, которые не имеют никакого отношения к театру и кино. Что же тогда говорить об актрисах?

- Хотя ваша вторая жена не актриса, но познакомились вы с ней в театре?

- Галя Аксенова - специалист по истории русского кино, в частности немого. Она преподаватель, журналист, исследователь. А началось все с того, что Галя, тогда еще студентка Ленинградского театрального института, приехала в Москву на практику. Работала как стажер с Юрием Любимовым в двух спектаклях. Мы с ней разные люди, наш совместный интерес - это искусство и путешествия. Нет ни дачи, ни дома нормального, зато объездили весь мир. Правда, чаще всего эти поездки связаны с работой.

- Не боитесь переплетать личные отношения с деловыми?

- Когда я ставил "Две сестры" во Франции - это спектакль по переписке Лили Брик и Эльзы Триоле, - то Галя, которая знает французский, была завлитом. В университете Атланты она читала курс по кино. Жена - мой лучший советчик.

- Правда, что многие в киношном и театральном мире осудили вас после того, как вы женились во второй раз?

- Галя, когда мы с ней познакомились, тоже была замужем. Мы одновременно ушли из своих прежних семей. И хотя за этим стояла любовь, не все правильно восприняли наш поступок. Даже некоторые из самых близких нам людей сочли его опрометчивым и неправильным.

- Дочери на вас обиделись?

- Они не захотели меня понять и до сих пор, спустя 20 лет, считают, что я отнял у них какой-то семейный очаг. Хотя в то время старшая из них - Лена - уже ушла в студентки, а Алика заканчивала школу. Людям свойственно ошибаться в оценках того или иного времени. И взрослым, и уж тем более детям.

- Вы с ними сейчас общаетесь?

- С огромным удовольствием, и с дочками, и с внуками. Поэтому моя левая рука лежит на высокой голове Лени Смехова - сына Лены Смеховой, а правая - на хрупких головах красавцев-разгильдяев Артемки и Макара Смеховых - сыновей Алики. Артемке исполнилось девять, а Макару в ноябре стукнет два. Они всегда приглашают меня на дни рождения. И если я в это время в Москве, то бегу сломя голову, откладывая все остальное на потом. А как же? Кстати, там я обычно встречаюсь и со своей первой женой. Собираемся все вместе, и это бывает, к счастью, мир, который, возможно, и худой, но все-таки лучше ссоры.

- Много лет вы ведете личный дневник, а что в него записываете?

- Только хорошее. Если я не могу не занести сегодняшний день в свою тетрадку - значит, заношу. Потом я теряю какие-то тетрадки, что-то лежит в архиве очень долго, что-то печатается и выходит. Но я предупреждаю и читателя, и себя, что опубликованные дневники - это уже не дневники. Потому что дневник - это памятка. В грустный день я достаю какой-нибудь 1990-лохматый год, погружаюсь в него и счастлив.

- А мемуары для вас - еще один способ творческой реализации?

- Я пишу их, по-моему, с рождения. Мне нравится жанр литературного портрета. Так, у книги "Театр моей памяти", куда, естественно, вошел "Портрет Юрия Любимова", было уже три или даже четыре переиздания. Много еще хотелось бы написать. В честь и во славу Булата Окуджавы, Юрия Никулина, Зиновия Гердта... Это не только литературный промысел, но и желание поблагодарить тех, кто рядом.

Евгения Ульченко.
"Московская правда", 15.08.2009 г.




Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (25)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.