Интервью - "У Атоса теперь два товарища - они называются внуки.."
Сегодня актеру-мушкетеру Вениамину Смехову исполняется 60 лет.
Однажды в лифте моего дома застрял мушкетер. Он шел к нам в гости, потому что давно дружит с нашей семьей, -
и вот, пожалуйста! Самоотверженно вытаскивал он истеричных женщин из остановившегося между этажами лифта.
Настоящий мушкетер, тот самый, с красивыми печальными глазами, с бархатным голосом, благородный и загадочный -
одним словом, граф де Ля Фер... Атос... Вениамин Смехов . Впрочем, скоро все трудности остались позади, и мы
смогли поговорить за чашкой чая.
- Вениамин Борисович, не обижает, что вашей визитной карточкой стал Атос? Ведь была масса других ролей
и в театре, и в кино?
- Это актерская судьба. Я снялся в 15 или 20 фильмах, и есть три-четыре, за которые мне не очень стыдно,
в том числе и "Три мушкетера". Но даже если бы я снялся в ста фильмах, меня все равно знали бы как Атоса. Мы
очень дружили семьями с Олегом Табаковым. Однажды уехали с детьми в Крым. Прихватили еще семью Миши Козакова.
Зашли в забегаловку, а она уже закрывалась. И мы все показали свои морды поварам. А повара были уже пьяные, на
Козакова посмотрели как-то с интересом, но все равно сказали, что у них уже ничего нет. А потом один из них ткнул
пальцем в Табакова и сказал: "О! Шелленберг! "Семнадцать мгновений весны"! " И нам немедленно вынесли цыплят
табака, тем более что у него фамилия Табаков. И дети были сыты.
Табаков снимался во многих фильмах, но основная масса зрителей запомнила его Шелленбергом. Я бы посоветовал
следующему поколению актеров сняться в одном фильме, но попасть в свою ячейку.
- Вы давно не на "Таганке", но театралы все равно связывают вас именно с этим театром. Что для вас
Любимов как человек, как режиссер?
Ничего оригинального я вам не скажу. Любимов - создатель театральной школы, очень сильной, потому что эта
школа опиралась на лучшие традиции русского театра и соединила их с традициями европейского театра. О Любимове
уже написаны во всем мире и книги, и статьи. В прошлом году вышла во Французской академии одна из 10 книг о
лучших режиссерах века -книга "Любимов и "Таганка". Любимов в будущем будет предметом изучения и подражания для
многих актеров и режиссеров. И это самая главная часть моего ответа. Сам по себе человек... Какой человек Любимов
-это не должно интересовать. Важен результат: из Театра на Таганке вышло много киноактеров и мастеров. Была
создана своя школа. Это чудо, золотой ключик, который был только в руках у Любимова.
- Расскажите о вашей новой пьесе про Маяковского и Лили) Брик.
- Моя любовь к Маяковскому реализовалась уже давно. Я поставил несколько спектаклей на телевидении.
Маяковского играл Леня Филатов. Я болел темой Маяковского. Когда я поставил фильм о Некрасове на телевидении,
мне позвонила Лиля Брик, и мы подружились.
Она умела обольщать людей, за ней всегда читалась ее уникальная биография и прежде всего то, что в эту
женщину были влюблены в разное время и Пастернак, и Шагал, и Хлебников, и, конечно, Маяковский. Пьеса называется
"Две сестры". Это пьеса о двух сестрах - Лиле Брик и Эльзе Триоле, об их переписке: две сестренки, две рыжие
девочки фантазируют о своих поклонниках на своей детской кроватке, как в начале, так и в конце. А между этими
детскими фантазиями звучит Маяковский, его поэзия, жизнь, смерть... Это пьеса о заблуждениях и об искусстве, о
России и о Франции, о Москве и о Париже.
- У вас родился внук? Вы счастливый отец и дед?
- Я никогда не интересовал сам себя в качестве деда, отца, племянника. Мне интересно, что у меня очень
хорошие друзья. У меня есть такие два друга: Алика и Лена, старшая подруга Лена, младшая Алика. Они еще к тому
же мои самые близкие родственники - дочери. Я поздравляю Алику с рождением сына. Артем, младший брат Лены, тоже
Смехов. И тот, и другой, надеюсь, будут моими хорошими товарищами. Они называются внуки.
Беседовала Анна ЕРОШОВА.
"Комсомольская правда" 10.08.2000 г.
|