СМЕХОВ "ПОРА-ПОРА-ПОРАДОВАЛ…" АРМЕНИЮ
С 18 по 22 апреля в Ереване находились Народный артист России Вениамин Смехов и его очаровательная супруга,
кандидат искусствоведения, доцент школы-студии МХАТ, известный (как в России, так и за рубежом) театральный и
кинокритик Галина Аксенова. Эта супружеская чета стала, так сказать, "первооткрывателем" "Сезонов русской культуры"
в Армении, официально стартующих в июне (в рамках подписанного в ноябре прошлого года меморандума о культурном
сотрудничестве между Арменией и РФ на 2008-2009гг).
Визит известного актера в нашу страну стал настоящим событием в культурной жизни столицы: не просто
очередная встреча с полюбившимся артистом, но и своеобразный "ликбез" и откровение во всех смыслах. Нам
представилась уникальная возможность лучше понять и узнать Вениамина Смехова - не только как великолепного артиста,
грани таланта которого намного шире навязанных ему общественным признанием "мушкетерских" рамок, но и необычайно
изысканного, остроумного, веселого и артистичного человека. Кроме всего прочего, Вениамин Борисович вот уже более
10-ти лет преподает актерское мастерство в ведущих университетах США. А потому не случайно, что в рамки
гуманитарной миссии российского "дуэта" Смехов-Аксенова были включены мастер-классы для студентов Ереванского
государственного института театра и кино. Воспринимаемый большинством своих поклонников как "Атос всех времен и
народов", Смехов далеко не гордый граф Де ла Фер и блестящий, многогранный актер театра и кино: как оказалось,
именно эту сторону медали знали все почитатели его таланта.
Он еще и известный сценарист и режиссер (его авторству принадлежат драматические и оперные постановки на
лучших сценах российских и европейских театров), неординарный писатель и изумительный чтец (большой любитель и
знаток русской поэзии). В этом могли убедиться все зрители, присутствующие на его творческом вечере "Театр моих
воспоминаний" в Русском драматическом театре им. Станиславского, который, кстати, почтили своим присутствием первая
леди страны Рита Саркисян, премьер-министр Тигран Саркисян, министры культуры, образования и науки, известные
общественные, политические и театральные деятели. В течение вечера Смехов "мучил" (по его же словам) зрителей
стихотворениями Пушкина, Маяковского, Северянина, Высоцкого, Иртеньева и др., собственными "эйфоризмами" и
отрывками из великолепной пьесы Николая Эрдмана "Самоубийца", которые по достоинству оценили "муки" актера в духе
"ахматовского монотона". Никакого заигрывания с публикой и пафосных высказываний типа: "Ах, Мандельштам! Ах,
Пастернак!": благодаря великолепному актерскому мастерству он не только доносил до зрителя глубокую иронию
поэтических строк, но и их эмоциональный заряд. Он много и красиво говорил, шутил, порой весьма остро и
саркастически, рассказывал занимательные истории из своей жизни. Гомерический смех, то и дело взрывающий зал,
заслуженная тому награда, полностью оправдывающая фамилию СМЕХов.
Как раскрыть образ человека и актера такого масштаба, передать мимику и мгновенные перевоплощения из одного
образа в другой в газетной статье? Это невозможно да и, наверное, не нужно. Можно лишь попытаться представить
личность АРТИСТА И ЧЕЛОВЕКА фрагментами из услышанного от него за эти дни.
Об Армении, о себе и некоторых секретах мастерства.
Его "знакомство" с Арменией, по его же словам, запоздалое, состоялось благодаря сборнику стихотворений
"Русская поэзия в Армении", а все, что он смог узнать о нашей стране, является для Смехова "абсолютной
драгоценностью". Своей "бессмертной радостью и личным бессмертием" актер считает свой известный мюзикл "Али-баба и
40 разбойников", в котором были задействованы его "старшие и любимые высокопочитаемые друзья - Табаков, Юрский,
Джигар Хасан (Джигарханян, играющий роль одноглазого Хасана).
Во взаимоотношениях актер-режиссер "советскую манеру "беседы" актера с режиссером со сцены" считает вредоносной
и антипрофессиональной.
"Если я добровольно актер, то "диалог" (пререкания и полемика. - И.А.) с режиссером, вне зависимости
от того, кто его режиссер, Любимов или Пупкин - вреднейший пережиток советской ментальности. Я сам как режиссер
имел счастье видеть "породистое", качественное поведение актеров: Смоктуновский как-то был у меня актером и вел
себя как послушник. Точно так же, без амбиций вели себя и все вышеперечисленные звезды театра и кино. Кстати, это
слово "амбиции" я услышал от Джигарханяна, который, придя задолго до назначенного срока на съемки мюзикла, изъявил
желание сняться в массовке вместе с артистами Таганки. Я его отговаривал: ведь ты Такой и у тебя трудная роль.
"Нет, я буду участвовать, - ответил мне Армен, - у меня нет амбиций".
У самого Смехова тоже нет амбиций, звездной болезни, ему непонятны слова "почивать на лаврах" и
"головокружение от успехов". Он сам "присвоил" себе не менее высокое звание "не народного, а инородного артиста".
Однажды Булат Окуджава, с которым он крепко дружил, во время одного "пьяного русского разговора в трезвом
виде", в шутку спросил: "За что ты меня уважаешь". На что Смехов ответил вполне серьезно, а "Окуджаве понравилось":
"За то, что человек, будучи такого уважаемого "рода", знаменитость, не придает себе особого значения, но знает себе
цену".
Делился и жизненной мудростью: "Да здравствует все то, благодаря чему мы - несмотря ни на что".
Последние новости от СМЕХОВА.
Смехов уже закончил сниматься в телесериале "Монте-Кристо"- современной версии известного романа Дюма.
Единственное, что ее роднит с первоисточником - жизненная коллизия главного героя. Картину к концу мая зрители
смогут увидеть на Первом российском телеканале (ОРТ). Кстати, фильм снят компанией "Амедиа", которой руководит наш
соотечественник Александр Акопов. Завершена работа и в продолжении картины "Д'Артаньян и три мушкетера"-
"Возвращение мушкетеров". Планируется, что фильм появится на экранах российских кинотеатров уже во второй половине
этого года. Кстати, в нынешнем году легендарной картине исполняется 30 лет, что, на наш взгляд, в какой-то мере
поспособствовало возвращению "спустя…" любимых киногероев на экран в духе того же великого Дюма-отца.
Собственно говоря, это даже не продолжение, а совершенно новая история со старыми персонажами. В начале
фильма все 4 мушкетера погибают, однако затем они уговорят Бога, который позволит им вернуться к жизни (причем с
супер-способностями и только на один день), чтобы помочь своим детям найти несметные сокровища кардинала Мазарини.
Последние, кстати, ничуть не уступают в смелости, изобретательности и находчивости своим знаменитым родителям.
Естественно, что за сокровищами охотятся не только мушкетерские дети, но также гвардейцы и прочие загадочные
негодяи. Но с такими папашами детям и сам черт не страшен, а потому они выходят победителями из всех испытаний.
Сценарист и режиссер фильма все тот же Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Неизменен и состав великолепной
четверки: Михаил Боярский (Д'Артаньян), Вениамин Смехов (Атос), Валентин Смирнитский (Портос) и Игорь Старыгин
(Арамис). В фильме еще снялись Дмитрий Нагиев, Алиса Фрейндлих, Дмитрий Харатян, Александр Ширвиндт и др.
"Сценарий, - говорит "Атос", - по ходу съемок постоянно переделывали, что-то добавляли и при этом
озоровали. Однако относились к работе не менее ответственно, чем 30 лет назад и вместе с тем легко, поскольку все
это уже проходили".
Над вымыслом слезами обольюсь… и смехом.
К своей роли Атоса Вениамин Смехов относится иронично и с некоторой прохладцей. Но не обижается, "терпит",
несмотря на то, что для него важнее роли, сыгранные в Театре на Таганке, постановки - как оперные, так и
театральные, свои книги и многое другое. При этом, размышляя о феномене "диктата" образа, приводит строки из
Пушкина: "Над вымыслом слезами обольюсь" и делает вывод, что "иногда вымысел такого рода: романтического, порой
парадоксального свойства, зачастую просто оказывается намного "живее" реальности".
"Я совсем не Атос, нормальный житель вполне робкого десятка в отношении данного вида транспорта (имеется в
виду лошадь. - И.А.), шпаги. Это просто моя профессия, и меня этому научили", - говорит бывший мушкетер,
хотя ему мало кто верит. Одно слово - "волшебная сила искусства".
Культовую ленту "Д'Артаньян и три мушкетера" снимали на Одесской киностудии и во Львове, поскольку
"наверху" посчитали, что Львов, очевидно, больше Парижа похож на Париж. Ну прямо как в известном фильме "Как
украсть миллион", когда главный герой, подделывающий картины великих художников, заявляет дочери: "Мой Лотрек
ничуть не хуже Лотрека Лотрека".
Сам Смехов считает, что этот фильм (о котором он написал книгу "Когда я был Атосом"), правильнее было
назвать "Три мушкетера и один Боярский", а желающих узнать о казусах и разных веселых случаях на съемках отсылает
к ней. Хотя один смешной случай, чреватый, кстати, для него весьма не смешными последствиями, все же рассказал.
Дело было в Год Лошади, от которой актер, собственно и пострадал.
"Снимали эпизод, когда наша четверка на лошадях скачет на камеру. Для этого мы разгонялись на протяжении
сотни метров, чтобы затем дружно въехать в кадр. Поскольку я работал графом, у меня была белая лошадь: то ли конь,
то ли кобыла - до сих пор покрыто мраком. При этом эта очень старая кляча (ей было 28 лет, и она снялась в большем
количестве фильмов, чем ей стукнуло) на этот раз по-видимому решила вспомнить молодость и понеслась не как
полагается - аллюром, а очень быстрым аллюром, плавно перешедшим в галоп.
- По-моему, она уже не аллюром едет, - на ходу кричу я Боярскому. - Но ответа уже не услышал, поскольку
вырвался вперед всех. Так и был запечатлен на пленке, хотя по справедливости первым должен был оказаться Боярский
как самый ловкий наездник. И вот все уже остановились, а я все скачу по какой-то дороге, лошадь не может
остановиться. Так и скрылся из вида съемочной группы. Доехал до границы с Польшей (это на полном серьезе), и уже
там, на краю какого-то оврага, от отчаяния дернул за поводья. Лошадь на дыбы, а я рухнул на землю. Одним словом,
она - "в свечку", а я - "в спячку". Зато перед камерами как мы с ней красиво неслись!
Ирина АБРОЯН
www.parliament.am, РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ, 22.04.2008г.
* * *
"ВЕНИАМИН СМЕХОВ: СЕГОДНЯ ЕСТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ В ДУХОВНОМ ПЕРЕЛИВАНИИ КРОВИ".
В этом признался Народный артист РФ, вечный "Атос" и просто любимый актер Вениамин Смехов в ходе встречи со
студентами ЕГУ.
В нашем деле не талант, а нечаянность удачи играет важную роль в успехе. Об этом заявил известный актер
Вениамин Смехов на состоявшейся сегодня в Ереване пресс-конференции. "Я не знаю, что такое лавры. Мне трогательно
видеть серьезных людей, которые смущаются в присутствии меня - несерьезного актера. Я бы охарактеризовал отношение
к славе так: человек не придает себе особого значения, но знает себе цену. Бог меня освободил от головокружения", -
сказал он. В.Смехов отметил, что не является сторонником позиции "гнуть свою линию в работе". "Кто бы ни был
режиссер, если я осознанный актер, я слушаю его. Диалог с режиссером - это вреднейшая привычка", - подчеркнул он.
Говоря о смене поколений в театре и кинематографе, В.Смехов указал на то, что сегодня есть необходимость в
"духовном переливании крови". "Я общался со студентами театральных вузов разных стран мира, и исходя из этого могу
сказать, что есть общая проблема - изменение вкусов, ритмов. В тоже время актеры - это единая нация. Даже не зная
языка, мы понимаем друг друга", - заявил В.Смехов. Он согласился, что для актера невостребованность является
большой трагедией. "Эта беда должна вооружить родителей, чтобы они отговорили своего ребенка поступать в
театральный институт. Если же он, несмотря ни на что, все равно пойдет в актеры, из него может что-то получиться",
- отметил В.Смехов.
К счастью, творческая судьба главного мушкетера страны складывается более чем удачно, и даже вполне
почтенный возраст (в этом году ему исполнится 68 лет) не является препятствием на пути к интересным ролям. Уже в
мае на телеэкраны выйдет сериал "Монте-Кристо", в котором В.Смехов сыграл одну из главных ролей. По его признанию,
он с некоторой опаской шел на пробы сериала, однако отношение режиссера Дмитрия Петруна к работе смогло растопить
его сердце. "Это не сериал в том понимании, которое многие вкладывают в это слово. Это настоящее кино", -
подчеркнул актер. "Я не знаю, сколько в сериале серий - я не считаю звезд в небе. Главное, что мы играем жизнь", -
добавил В.Смехов. Отметим, что 20 апреля на сцене Русского драматического театра им. А.Станиславского пройдет
творческий вечер актера "Театр моих воспоминаний".
www.arminfo.info, 19.04.2008г.
* * *
"ВЕНИАМИН СМЕХОВ: Я НИКОГДА НЕ ВЫХОДИЛ ИЗ РОЛИ АТОСА..."
Такое признание сделал главный мушкетер Вениамин Смехов на состоявшейся сегодня в Ереване
пресс-конференции.
Рассказывая по просьбе корреспондента АрмИнфо о съемках фильма Георгия Юнгвальд-Хилькевича "Возвращение
мушкетеров или Сокровища кардинала Мазарини", В.Смехов отметил, что еще 30 лет назад освоил "пространство своей
роли". "Я сам удивился тому, что на съемочной площедке с теми же мушкетерами, только с изменившимися лицами,
начинают складываться вымышленные отношения. Вымысел порой бывает реальнее, чем сама жизнь, особенно если он такой
романтический", - сказал В.Смехов. По его признанию, в жизни он совсем не Атос: "Я робею, особенно когда дело
касается такого вида транспорта, как лошадь".
Отношения актер-режиссер В.Смехов охарактеризовал как: "К примеру, в 1978 году Юнгвальд-Хилькевич говорил мне
"Смотри в камеру как Воланд из "Мастера и Маргариты"". Сейчас, спустя 30 лет, подход не изменился, только имена
называются другие. И это понятный язык. Главное - чтобы сердцу было понятно", - отметил актер. По его словам, в
ходе работы над фильмом в сценарий вносились изменения и дополнения. "Вновь играть роль Атоса сейчас было не менее
ответственно, чем 30 лет назад. Но зато легче - в плане понимания на каком языке чувств разговаривает мой герой",
- подчеркнул В.Смехов.
Премьера фильма "Возвращение мушкетеров или Сокровища кардинала Мазарини" намечена на осень этого года.
Роли полюбившихся мушкетеров вновь сыграют Михаил Боярский, Вениамин Смехов, Игорь Старыгин и Валентин Смернитский,
однако главными героями ленты на этот раз станут их дети: сын Атоса - Рауль (Данила Дунаев), сын и дочь Портоса -
Леон и Анжелика (Дмитрий Нагиев, Ирина Пегова,), сын Арамиса - Анри (Антон Макарский), дочь Д'Артаньяна - Жаклин
(Лянка Грыу). Поиски сокровищ Мазарини станут для них весьма опасным мероприятием, так что их прославленным отцам
придется обратиться к Богу с просьбой отпустить их временно на землю, чтобы придти на помощь к своим отпрыскам.
Отметим, что премьере фильма будет предшествовать издание одноименной книги Антона Маркова.
АРМЕНИЯ, 21.04.2008
|