smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"Не пейте вчерашнего молока"

Хафиза он читал замечательно. Сдержанные жесты восточного поэта. Еле уловимый, неизвестно откуда взявшийся акцент. Музыкальность стиха. И увлеченность поэта, и его страсть к возлюбленной, и желание жертвовать всем ради ее спокойствия и счастья...
Зрительный зал вздохнул, и разразился аплодисментами.
Вениамин Смехов — актер театра на Таганке, Вениамин Смехов — автор статей, рассказов, сценариев, участник или герой телевизионных фильмов. Вениамин Смехов — режиссер. Диапазон интересов этого человека широк.


— Часто ли вы бываете в других театрах?

— Не часто. Но иногда, и — по потребности.

— Работы коллег не вызывают у вас интереса?

— Ну почему же, наоборот, все дело в нехватке времени, впрочем, я не оригинален.

— Вам знакома зависть?

— Я, кажется, абсолютно лишен этого чувства. Увидев блестящую работу кого-то из коллег, я счастлив, и убежден, что сам так не смогу ни за что. Другое дело — обида или даже злая тоска от чьей-то несправедливости в мой адрес, от неадекватности реакции на роль, на труды... Но зависти все же не помню.

— Говорят, что хорошо можно сыграть только то, что любишь или ненавидишь. Возможно ли хорошо сыграть роль, которая оставляет вас, как актера, равнодушным?

— Таких ролей не припомню. Как правило, все, чему я очевидец, или все, что мне поручалось в нашем театре, чрезвычайно интересно — профессионально, человечески или, если угодно, просветительски. Наш театр — это театр единомышленников. Это означает, что актеры, исполнители воли автора и режиссера, одновременно являются соавторами, соратниками, идейными «пайщиками» общего дела. Когда театр формировался и отстаивал свое лицо, ясно было, что наши роли не только дело актерского ремесла, но и очень важное дело каждого и всех вместе.

«Понимаете, если сравнивать области искусств с едой, то архитектура, музыка, литература — это долгохранящиеся продукты питания, да? Микеланджело вон из каких веков к нам витамины жалует, да? А театр? Театр — это молоко. Его можно употреблять лишь сегодня. Но зато какой вкус, какая польза! И сколько от него масла, сливок, сыра — чего хотите, да! Но завтра — стоп, лучше не пейте вчерашнего молока, да?»
Это отрывок из его повести.

Время рождает театр и определяет, каким ему быть — его глубокое убеждение.
О театре всегда говорит так, что становится ясно, единственный театр, в котором он может жить,— театр на Таганке.
Театр в апреле отметит свое 19-летие. В числе немногих он свидетель рождения, детства, отрочества и зрелости Таганки. Он — один из тех, кто составляет ведущую группу коллектива.
Говорят, что девяносто процентов актерского счастья зависит от того, найдет ли актер «свой» театр и «своего» режиссера. Смехов уверен в том, что 20 лет назад выбор был сделан правильно.
В его арсенале — интереснейшие роли. Ведущий (от автора) в спектакле «Павшие и живые», Глебов в «Доме на набережной», Кшиштоф в «Часе пик», Клавдий в «Гамлете», Воланд в «Мастере и Маргарите», один из пяти Маяковских в «Послушайте!».


— Можете ли вы определить тот момент в жизни, когда поверили в свои силы?

— Наверное, никогда не смогу. Вот уже года два у меня нет новых интересных ролей. Когда же появится хорошая работа, предвижу, что опять буду не верить в себя. Предстоит вновь долгое разочарование в себе.

— Вы хотите сказать, что каждая новая работа начинается с неверия в свои силы?

— Когда идут репетиции, часто кажется, что ничего не получится, что мало умею, все плохо... Так продолжается до генеральной. Премьера ставит все на места. Хотя бы потому, что зритель занимает свои места. А он — зритель — в нашем театре — самый желанный партнер и соучастник. Но, разумеется, опыт делает свое дело, что-то меняет в актере, защищает его от избытка неуверенности в себе.

— Вы всегда улавливаете реакцию зрителей?

— Да. К тому же я всегда смотрю в зал: кто пришел сегодня к нам. В «Мастере и Маргарите», если помните, моя роль начинается с того, что Воланд смотрит в зрительный зал, разглядывая людей.

— Наверняка, бывает так, что публика не отзывается на ваши чувства, игру?

— Чаще всего спектакль представляет собой продолжительный теплообмен между актерами и зрительным залом. Мы что-то делаем со зрителем, а он, в свою очередь, влияет на нас. Это интереснейший процесс, предполагающий живого и доверчивого зрителя. Худо и бессмысленно, когда в зале сидят равнодушные обыватели. Им все известно заранее. С ними «роман» не состоится.

— И как вам живется с таким зрителем?

— Как и всякая другая профессия, наша требует дисциплины. Я обязан доиграть спектакль. Вот и все.

— Говорят, у каждого человека несколько несостоявшихся биографий. Если это утверждение соотнести с актером Вениамином Смеховым, то...

— Все хорошее в моей жизни неожиданно. И в актерстве, и в сочинительстве, и в телережиссуре, и в кино, и в дружбе, любви, и в путешествиях. Часто кажется, что мною много не заслужено. Если чего-то жаль, то это уходящего времени и неисписанных листов чистой бумаги.

Пожалуй, нельзя отнести профессиональное занятие литературой Вениамина Смехова к «несостоявшейся биографии». Так же, как не назовешь это увлечением, скорее, это такое же необходимое ему дело, как и театр. В афише театра его фамилия стоит в качестве соавтора таких композиций, как, например, к спектаклям «Час пик» или «Послушайте!».

Он сценарист и режиссер постановок детских музыкальных сказок, записанных на пластинки фирмой «Мелодия». Последняя — «Али-Баба и 40 разбойников» недавно вышла в свет. В Центральном детском театре объявлен к постановке детский мюзикл В. Смехова по стихам Владимира Маяковского.


— Вы достаточно часто пробовали свои силы в режиссуре.

— Случаев было достаточно и для того, чтобы убедиться в своих возможностях и невозможностях, и для того, чтобы желать продолжить осваивать школу любимовской режиссуры. Особенно мне это интересно на телевидении, поскольку это жанр молодой.

На телевидении Смехов сделал ряд интересных работ. Среди них «Москва горит» по Маяковскому», «Фредерик Моро» по роману Флобера «Воспитание чувств», поэтический телеспектакль о судьбе и поэзии Некрасова.

Пропаганду театра и поэзии, говоря высоким слогом, считает своим долгом.

К сожалению, мы часто лишены возможности следить за всеми работами того или иного актера. Такой малоизвестной стороной творчества Вениамина Смехова являются его маленькие, очень смешные рассказы, часть которых сочинялась к семейным «капустникам» в театре. На встречах со зрителями он читает их, вызывая громкий хохот людей, сидящих в зале. Чувство юмора, как известно, редкий дар. Оно или есть, или его нет. Середины но бывает. Вениамину Смехову в этом смысле повезло. Он наделен редким даром. И соответствующей фамилией, о которой говорит «А что делать? Нужно оправдывать фамилию. Доказывать, что она не псевдоним».


Интервью вела Г. Фомаиди.
«Комсомолец Узбекистана»
1 октября 1982 г.




Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (7)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.