smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"ЛИЦО НЕДЕЛИ: ВЕНИАМИН СМЕХОВ".

"Я влюбился в очень красивую женщину и навсегда стал ежедневным "молельщиком" за то, что это произошло. Но это больше, чем просто удача. Это судьба".

— Для начала разрешите загадку - как так получилось, что вы живете между Москвой и заграницей, вас практически не застать дома?

— Во-первых, я с самого рождения был кочевым человеком, потому и актером стал. Гастроли - любимый период жизни в театре. Во-вторых, у меня несколько профессий: актерская, режиссерская, педагогическая, литературная. По сумме баллов я оказался кому-то там интересен. В период самой горячей любви Запада к России, в 1991 году, был приглашен в Германию ставить "Любовь к трем апельсинам". Потом - два спектакля в Израиле, потом "культурные связи" занесли в Америку. Так и поехало. Кроме того, моя жена Галя - довольно известный театральный критик, историк, кандидат наук. Она преподавала историю театра в Вашингтоне. У нас образовалась "корпорация". С тех пор все семь лет, что мы ездим, на вопросы журналистов я отвечаю: "Моя родина - это моя жена".

— Вероятно, из-за путешествий у вас такой аскетичный быт? В доме почти голые стены.

— Оформление нашей жизни после ремонта принципиально было таким. Зато сколько книжных полок! Книги - наше счастье.

— Без чего вы совсем не можете обойтись?

— Без видео, без работы с пленками. Я буду ставить в Праге "Пиковую даму" и должен готовиться, так как консерваторского образования не имею.

— Вы так равнодушны к уюту, к еде и одежде?

— Нет-нет, я обожаю хорошо поесть. А что касается одежды, мы очень не хотим, чтобы руки оттягивали чемоданы, поэтому цвет костюмов унифицировали до черно-белого. Но это известный эксперимент: в Чикаго встретились со Славой Полуниным, и он, как оказалось, сделал то же самое. Еще благодаря многолетним странствиям мы очень тщательно выверяем свой режим. Исключили классическую актерскую ночную жратву, исключили всю жирную пищу, курю я не больше четырех сигарет в день.

— Бегаете по утрам?

— Нет, но мне очень нравится быстрая ходьба. Когда-то мы с Галей ездили в Железноводск и вокруг горы Бештау проходили по 25-30 километров в день. И это было нетрудно. К сожалению, сегодняшний образ жизни это исключает. Правда, когда со студентами в штате Айова я ставил бабелевский "Закат" на английском. Это был городок, далекий от центра. Там много ходят - у некоторых людей даже нет машин. Для Америки это феноменально.

— Кстати, у вас там и здесь машины разные или как?

— Вообще, я страстный автомобилист. Как и Высоцкий - ученик Ивана Дыховичного, гениального водителя. С тех пор здесь у меня машина, которая почти развалилась и которую дважды украли. Потом вернули. Там, в Америке, я купил двухдверную японскую "Субару", и недавно за полгода мы с Галей проехали на ней 25 тысяч миль - от Колорадо до Флориды и далее, в Канаду. Я горжусь этой цифрой.

— Где вы там обычно живете?

— Когда работаем - предоставляются дома. Много кочуем по друзьям. Друзья никогда не позволят нам жить в гостинице.

— С кем дружите?

— Всех не перечислишь. Со мной удобно дружить, у меня "позитивное" мышление, я больше внимания обращаю на хорошее. Из актеров чаще всего "приобретения" были на отдыхе. Коля Караченцов - нежно любимый мной человек еще со времен Щелыкова и своей полной безвестности. С Юрой Яковлевым мы собирали грибы. С Мариной Нееловой сейчас увиделись на концерте Спивакова в Париже - так все крутится. Конечно, верен своим таганским друзьям: Лене Филатову, Валере Золотухину.

— Почему-то есть мнение, что с Высоцким вы не дружили, хотя сосуществовали спокойно, без интриг. Откуда оно взялось?

— От меня же и взялось. Если я называю другом Юрия Визбора, то потому, что он сам написал "Песню о дружбе", посвященную мне. А Высоцкий нигде не говорил о страстной любви к кому-либо из нас. Это все очень индивидуально. Были периоды тесных контактов, были периоды отторжения. Мы до сих пор дружим с Люсей Абрамовой, Володиной женой и матерью его детей, и мои дети всегда дружили с Никитой и Аркадием. Но нельзя так: "С вами разговаривает друг Высоцкого, композитор такой-то". Ты или композитор, или друг. И, кстати, то, что я езжу, освобождает от всех интриг и расколов. Я приезжаю и не зависимо ни от чего играю "Мастера и Маргариту".

— Говорят, что контакты с "Мастером..." всегда сулят странности и неприятности. Ваш Воланд никаких хлопот не доставлял?

— Тьфу-тьфу, это до сих пор моя любимая роль. Странность, пожалуй, только в том, что именно к Воланду все время возвращался в беседе со мной Влад Листьев - шла одна из последних его передач "Час пик". Это стало как бы невольным предзнаменованием... Кстати, уже за кадром Влад рассказывал, что однажды, работая в Венгрии в нашем посольстве, влюбился в девушку. И это была девушка, с которой приехал я. Причем он был уверен, что на таких девушках не женятся, их только любят.
Надо сказать, тогда был лишь первый год нашего с Галей романа. Но вот уже восемнадцать лет, как мы вместе.

— Когда вы знакомитесь с женщинами, чем вы их завоевываете? Есть, наверное, какие-то приемы?

— Нет никаких приемов. Всегда стеснялся, не верил, что это может быть так просто. Может, потому, что, учась в театральном институте, был человеком очень книжным, находился под грузом таких романтических правил старого толка - нельзя изменять, нельзя меняться, вплоть до каких-то глупостей...

— Каких глупостей?

— Был у нас такой красавец, однокурсник Вадим Ганшин. Мы только поступили, и он - такой же, как я, "тонкой, звонкий, длинный и прозрачный", - говорит: "Пошли выпьем". Он был близок к тогдашним тусовкам и повел меня в семью сына какого-то большого хрущевского начальника. Там были две женщины. Одну он с ходу предназначил мне - мне было семнадцать лет, вторая была беременна, причем достаточно очевидно. Он улегся у нее на животе, похлопал и спросил: "Так это от меня? От Вовки? От Фимки?". И у меня стало мутиться в очах. Дальше он налил мне стакан водки. Это как раз большой проблемой не было - втихаря от всего мира со своим школьным другом я "потреблял", кажется, класса с шестого. Так что это дело я выхлестал, но когда он начал рассказывать подробности того, как сейчас у нас все это произойдет, буквально упал в обморок и очнулся уже где-то в ванной, где испуганный Вадим вместе с девушками меня оживлял. Когда ожил - отпустили на свободу, и я был очень им благодарен.

— Вы вообще - человек "отдельный", своевольный, да? Судя по рассказам ваших знакомых о съемках "Трех мушкетеров", мушкетерство вас не коснулось?

— Знакомые правы, я "не участвовал", но они не знают, как я об этом жалел. Впрочем, живя в городе Львове, я был вторым человеком после Миши Боярского по количеству закупаемой "Лимонной". Я ее обожал. Ну а носителем гена "мушкетерства" у нас был Владимир Баллон, игравший Де Жюссака. Наш "старшой", актер и тренер по фехтованию. Вот он - учитель: как быть лихим выпивохой, застольным весельчаком, пожирателем женских сердец и при этом оставаться джентльменом.

— Что вам-то мешало стать достойным учеником?

— Ну не умел я развернуться. Был не очень "поворотлив" в этом плане, даже когда стал совершенно свободен, когда закончилась какая-то вполне достойная семейная жизнь, принесшая мне, как подарок, двух замечательных дочерей. Никто не мог объяснить, как это, играя роль сердцееда в "Смоке и Малыше", на предложения прекрасных дам я отвечал: "Нет, мне нужно работать" - и уходил. Все всегда смеялись. Но, естественно, как живой человек я женщин очень люблю и не могу сказать, что мне с ними не везло. А потом я влюбился в очень красивую женщину и навсегда стал ежедневным "молельщиком" зато, что это произошло. Но это больше, чем просто удача. Это судьба.

— Верите в судьбу? Можете назвать что-то в детстве или юности, что ее определило?

— Детство было военное, мама-врач, папа-экономист, математик. Я тоже сначала в летчики метил, но довольно рано попал на сцену. И еще в детстве случилось так, что на сцене Дворца пионеров чувствовал себя замечательно, а как только спускался в зал - замыкался. Это и определило главный удар судьбы, когда я очень легко поступил в Щукинское училище, а через год наш мастер Этуш выгнал меня за "несоответствие профессии". За застенчивость, леность, закрытость. Теперь он не любит об этом вспоминать, а тогда просто сказал, как он это умеет: "Идите в математики" - и все. Ну, кафедра за меня вступилась, оставили вольнослушателем, так же, как Сашу Збруева, и длилось это два года.

— А как вы выкарабкались?

— Вот в этом и урок, "судьба". Ведь можно было тогда обидеться на весь свет, закусить удила: "Что это, значит, я - хуже всех?! Я же лучше всех поступил! Как это можно меня отчислять за бездарность?! Пусть я не лучше лучших, но - лучше многих! И". Вот никаких таких мыслей мне в голову не пришло. Пришел совсем другой, сакраментальный вопрос: "Что же во мне мешает разглядеть меня самого? Что это?". Я в гневе бываю страшен, многие это знают, но тот первый гнев был направлен на самого себя. И когда я смог себя победить, то очень счастливо все закончилось. А с Этушем мы потом стали друзьями.

— В вашей юности было много веселья?

— Один из главных богов вахтанговской школы - юмор. Первые роли были комические - "Горячее сердце", "Мещанин во дворянстве". А следующий анекдот моей жизни состоял в том, что я, москвич, поверил в книжки, отказался от приглашений московских театров и удрал на Волгу, в Куйбышев. Проработал там год и вдруг ударился в ностальгию. Буквально рыдал, упросил главного режиссера меня отпустить. Но здесь оказался совсем без работы, везде говорили: "Приходи через год". Стал изготовителем шестикопеечных котлет Останкинского мясокомбината - надо было на что-то жить. А потом в училище мне сказали: "Вот есть самый худший театр в Москве - Театр драмы и комедии. Пойди, перебейся". Пошел, меня сразу приняли. Театр был на Таганке, что считалось окраиной. А через год там появился Любимов, и началось...

— И театр, и ваша телепрограмма "Теату моей памяти", и сочинение пьес - это все сугубо интеллектуально. Есть ли какие-то чисто мужские, грубо физические, занятия в вашей жизни?

— Конечно, я мою посуду и очень люблю этим заниматься. Еще - переноска тяжестей. Я носил на руках очень много женщин и детей, телевизоров и автомобилей. Юношеской страстью был волейбол. Вообще очень уважаю физическую форму - это связано с работой. Сегодняшнему театру нужны синтетические актеры. Вон как замечательно двигаются ребята в моей пьесе "Али-Баба и сорок разбойников" в театре у Джигарханяна.

— Что бы вы в связи с этим пожелали такой "синтетической" артистке, как Алика Смехова?

— Оставаться потрясающей девочкой. Ни к ней, ни к старшей, Леночке, я никогда не относился как к детям. Особое чудо Алики - она всегда уходила, сворачивала на собственную дорогу. Из школы - в уличную жизнь, потом - в рисование и писание стихов, в театр Спесивцева, откуда сама же и ушла. И никому там не сказала, что - моя дочь. Всегда все делала не так, как полагалось детям. И, наконец, вместо драмы пошла учиться в музкомедию. Сегодня я и боюсь за нее, и горжусь ею. У вас было написано, что мы видимся только за границей. Конечно, это не так, больше всего мы встречаемся здесь. Просто в свой день рождения благодаря записи компакт-диска она оказалась там, где мы с Галей работали, и мы очень дружно поехали во Флориду, в дом Хемингузя. Это запомнилось.

— Кем стала ваша вторая дочь?

— Вдохновенной хозяйкой дома и центром многих компаний, а также специалистом по библиотечному делу. Ее сыну уже десять лет. Слово "внук" со мной не очень монтируется, Леня зовет меня по имени. Хороший мальчишка, к сожалению, часто болеет...

— Когда мы договаривались о встрече, вы признались в симпатии к "ТВ Парку". На чем она основана?

— Ваш журнал с самого начала был достойно сделан, там хорошо укомплектована информация, кажется, нет разнузданности, и всегда можно увидеть несколько любимых лиц. Мне вообще нравятся издания, которые со вкусом набраны, напечатаны. "Берешь в руки - маешь вещь".

Беседовала Екатерина Тарханова
Журнал " ТВ Парк" от 07.07.1997




Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (1)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.