smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"ВРАЩАТЬСЯ, ЧТОБЫ ВОЗВРАЩАТЬСЯ...".

Набирая телефонный номер народного артиста России Вениамина Смехова, никогда не знаешь заранее где его застанешь. Смехов ставит драматические спектакли и оперы в Чехии, Израиле, Франции, Германии. Преподаёт в Америке. Запросто может слетать с творческими вечерами в Австралию. Мне повезло дважды. Смехов не только оказался в Москве, но и, не смотря на катастрофическую занятость, сразу согласился на интервью.

— Вениамин Борисович, приезжая в Россию, вы обычно играете Воланда в спектакле "Мастер и Маргарита" на Таганке. В этот раз что-то не складывается?

— Думаю, что мой роман с Таганкой закончен. Я в этом театре уже столько хороших ролей сыграл, что мне грех ждать ещё каких-то чудес. Лучшие времена Таганки всегда со мной рядом. Вот только своё будущее я с ней никак не связываю. Нельзя дважды в одну и ту же реку входить. Я оторвался от Таганки лет двадцать назад, но остался там висеть портретом. И трудовая книжка до сих пор в отделе кадров в этом театре лежит. Между прочим, в этот театр драмы и комедии я пришёл на полтора года раньше Юрия Петровича Любимова.

— На премьеры Таганки ходите?

— Конечно! Последний спектакль "Суфле" мне очень понравился. В нём замечательно играют и совсем молодые ребята и старожилы театра: Антипов, Грабе и Семёнов. "Суфле" очень лихой и щегольской спектакль по форме. Вот эта лихость и щегольство показало мне, что Любимов не утерял свою любовь к авангарду.

— Слышал, что раньше отношения с Юрием Петровичем у вас были отнюдь не тёплыми?

— Цапались мы действительно часто, но Любимов назначал актёров на роли вне зависимости от личных отношений. Другое дело, что я постоянно чувствовал его настороженность. Понимаете, есть начальники, которым проще работать с виноватыми. С теми, кто провинился, напился, сорвал спектакль: А про меня Любимов всегда с улыбкой говорил: "Смехов всегда вовремя приходит, на него равняйтесь!". Комплимент мне казался очень даже сомнительным. Сейчас честно признаюсь, что несколько раз я даже напиться пытался. Вот только не получалось у меня ничего.

— Однако Михаил Боярский вспоминая про съемки "Трёх мушкетеров" говорил, что компанию вы всегда поддерживали.

— А у меня там других вариантов просто не было. Съёмки проходили во Львове, а местных лошадей кто-то приучил к запаху спиртного. То есть, если мы на них садились выпившие, то они вели себя смирно, а если трезвые, то старались сбросить из седла. Кстати, Боярский, Старыгин и Смирнитский тренировались во Львове и в седле смотрелись очень органично. А вот я с Трофимовым и Тереховой учился верховой езде урывками на московском ипподроме. В картине разница между нами невооружённым глазом видна.

— В "Трёх мушкетерах" вы замечательно спели песню "Есть в старом парке чёрный пруд". Можете вспомнить, как и гдё её записывали?

— Я вам признаюсь, что как раз её я не озвучивал. На репетициях всё шло нормально и Максим Дунаевский меня хвалил. А на записи композитор попросил меня выпить. После чего в ритм и в мелодию я не смог попасть при всём старании. Чей голос звучит в фильме я до сих пор не имею понятия. Говорят, что за меня спел музыкант-кларнетист игравший в оркестре. У него тембр почти как у меня на счастье оказался. В фильме мой голос звучит, но совсем в другой песне: "На волоске судьба твоя, враги полны отваги. Но слава Богу есть друзья, а у друзей есть шпаги".

— Интересно, а фехтовать вы умеете?

— На съемках "Трёх мушкетеров" нам давал уроки Володя Баллон, ставивший все драки и трюки. Кстати, от играл де Жюссака и по сути был "пятым мушкетером". К тому же фехтованию маленько в любом театральном вузе учат.

— Ректор Щукинского училища говорил, что вы вроде не слишком прилежным студентом были?

— Владимир Абрамович действительно долго не верил, что из такого лентяя как я может получиться актёр. Помнится даже отчисляли меня за профнепригодность, после чего я некоторое время вольнослушателем на занятие ходил. Вместе с однокурсником Сашей Збруевым, у которого учёба одно время тоже не шла. Но, как видите, впоследствии мы с Сашей свою профпригодность всё ж таки доказали.

— Скажите, как актёр театра вы собираетесь на сцену выходить?

— Честное слово, понятия не имею. Я сдал себя судьбе, а она в режиссуру меня вынесла. Загадывать что-либо я просто боюсь. Вот я не раз говорил, что никогда не буду в сериалах сниматься, а сейчас вот снимаюсь.

— О сериале можно поподробнее?

— Он будет называться "Капитанские дети", я играю одну из главных ролей. Скажу лишь, что это история из современной жизни и один из авторов сценария Нина Садур.

— Вас интересным сценарием соблазнили или большими гонорарами?

— Мне не хочется хвастаться и гордиться, но поверьте, что я много раз отказывался от очень выгодных предложений в кромешных и отвратительных сценариях. В данном случае как раз сценарий мне очень даже приглянулся.

— А в новом фильме у Аллы Суриковой вы съемки уже закончили?

— Не сложилось. Подумал я и решил, что не смогу на двух стульях разрываться. В общем, сейчас я улетаю в Омск на театральный фестиваль, а весной планирую поставить там пьесу Шекспира "Укрощение строптивой" в Государственном камерном пятом театре. На мой взгляд, провинциальные театры ничуть не хуже московских.

— Если не ошибаюсь, вы в театре Фоменко вроде что-то репетировали?

— Да, по предложению Петра Наумовича я написал свою версию знаменитой мольеровской комедии "Мещанин во дворянстве", которая называется "Журден, Журден:". И даже начал её репетировать. Вот только понял, что в этом году выпустить спектакль мы уже точно не успеем. Признаюсь честно, у Фоменко очень высокая планка, а мне не удалось сразу возбудить энергию актёров и выпустить спектакль с сжатые сроки. Будем работать, но чуть позже. Сначала я должен выпустить

— Почему вы пьесу Эрдмана решили ставить?

— Потому что эту, на мой взгляд, лучшую комедию 20 века на русском языке, я мечтал поставить много лет. Более того, моя последняя работа на Таганке как актёра была именно в этом спектакле. И не только как актёра - я много помогал Юрию Петровичу и в режиссуре. Когда руководитель Молодёжного театра Алексей Бородин предложил что-то поставить, я сразу о "Самоубийце" речь завёл: Очень надеюсь, что к марту эту премьеру мы обязательно выпустим.

— Но она в декабре вроде планировалась?

— Там накладка произошла с предыдущей премьерой. Только из-за этого сроки чуть-чуть передвинулись. Спектакль уже почти готов, вот только раньше марта довести его до ума, увы, не получится. В январе я улетаю в Чехию. В городе Острава по контракту должен поставить оперу Верди "Фальстаф".

— Не секрет, что зритель идёт в театр прежде всего на имена. Не раскроете секрет, в "Самоубийце" кто-то из "звёзд" будет играть?

— Я не большой любитель привлекать людей в театр громкими именами. Вот я года три назад ставил телеспектакль "Лекарь поневоле". Юлий Ким, в нём в роли Мольера пять песен спел, Вячеслав Невинный шикарно сыграл, Алика Смехова в двух ролях была занята: Но во всех интервью я тогда пытался обратить внимание журналистов на молодую актрису Марину Александрову. Тогда её никто не знал, а сейчас она настоящей "звездой" стала.

— Вы умудряетесь учить мастерству актёров и режиссёров, ставить спектакли в разных театрах мира, в том числе оперные. Как это получилось?

— Однажды в Германии я случайно, но правильно соврал, за что и получил заказ на постановку оперы в страшноватом "путчевом" 1991 году. До этого у меня, помимо режиссуры в драме и на телевидении, был только опыт постановки капустников с музыкальными номерами, да ещё сочинил когда-то, а потом поставил музыкальную сказку про Али-бабу - с Табаковым, Джигарханяном, Теняковой, Юрским - на убойную музыку Берковского и Никитина. И когда мне вместо ожидаемой драматической постановки вдруг предложили: "А Прокофьева не желаете?" - я хотел честно отказаться. Однако любимая нога жены многозначительно прижала мой ботинок под столом переговоров. И я решительно соврал: "Желаю!". Так началась счастливая эпопея с шедевром русского авангарда - оперой "Любовь к трём апельсинам". После этого я страшно полюбил апельсины и поставил ряд опер в театрах Германии, Чехии, Голландии.

— На канале "Культура" в начале девяностых у вас была замечательная телепередача "Театр моей памяти". Нет ли желания ее возродить?

— Я тогда много ездил по всему миру и возвращения домой в Москву на месяц-другой для меня были очень важны. Больше тридцати авторских передач я тогда сделал за которые до сих пор многие благодарят. Я бы вернулся на телевидении, но сейчас у меня появилось другое увлечение. С головой ушёл в выпуск звуковых фильмов "Книга вслух". Над этим проектом замечательные актёры работают: Владимир Машков, Евгений Миронов, Леня Ярмольник, Маша Голубкина, Николай Фоменко: В рамках проекта "Книги вслух" я прочитал "Мастера и Маргариту", "Двенадцать стульев" и "Самоубийцу" (причём, пьесу я прочитал подражая бесподобному голосу Николая Эрдмана). Только что закончил запись блистательной книги Александра Червинского "Шишкин лес". Вот это для меня сейчас и есть актёрская работа. 'Книга вслух' это ведь по сути своей возврат к забытой ныне "Радиокниге у микрофона". Недавно сыграл в этом своеобразном театре две главы из своих мемуаров: "Когда я был Атосом" и "Портрет Юрия Любимова". Сейчас готовлю новые главы о Зиновии Гердте, Булате Окуджаве и Юрия Никулине.

— Вы следите за карьерой своей дочери Алики Смеховой?

— А как же! Она может петь замечательным актёрским голосам, давно готова к большим актёрским ролям. Вот только успех к ней пока не приходит. Впрочем успех вещь эфемерная, он от везения во многом зависит.

— Из первой семьи вы ушли после выхода 'Трёх мушкетёров'. Эта картина как-то повлияла на эту перемену в вашей жизни?

— Никоим образом. Когда мы познакомились с моей нынешней женой Галиной Аксёновой та этот фильм ещё не видела. А с предыдущей женой мы задолго до съемок договорились разлучиться. С Галей мне несказанно повезло. Она - занимается изучением истории русского кино. И полностью разделяет мою страсть к путешествиям.

— С дочками и внуками общаетесь?

— Всегда, когда время свободное есть. Лёне уже восемнадцать, он учится в МГУ, а вот Артём с выбором своей будущей профессии ещё не определился. На его пятилетие пришли и моя первая жена и мои две дочери и все мы нормально общались.

— Вы ставите спектакли в Чехии, Франции, Израиле, Германии, преподаёте в Америке. Неужели в России достойной работы найти нельзя?

— Конечно можно, но, знаете, больше всего я люблю путешествовать по миру. Все заработанные деньги мы с женой на поездки тратим. А то, что я работаю не только в России. Так я же русскую культуру в своих лекциях и постановках несу. Не так давно был на вечере в честь семидесятилетия Гии Кончели, которого я считаю композитором-классиком 20 века. С ним рядом были дирижёр Марк Горенштейн и Юлий Милкис, который по праву считается одним из лучших кларнетистов мира. Первый живёт в Антверпене, второй считается гражданином Канады, третий в последнее время живёт в Венгрии и Корее. Но ведь все они прописаны по ведомству русской культуры.

— Вы как-то признались, что не знаете иных языков кроме русского. Как вам удаётся ставить спектакли по всему миру?

— В Германии и Чехии, где я время от времени ставлю оперы или драматические спектакли, мне предоставляют переводчика. В Америке на лекциях мне помогают русские юноши и девушки, которые учатся в тамошних университетах. Но, самое главное то, что я знаю ещё и театральный язык. Именно он довёл меня не только до Киева, но и до Австралии, куда меня дважды приглашали с концертными программами:

— Вы как-то сказали, что любите путешествовать, но ещё больше любите возвращаться в Москву?

— Я вам сейчас четверостишие прочитаю, которое больше сорока лет назад мною сочинилось:
Круглое, круглое, круглое лицо.
Садовое, Садовое, Садовое кольцо.
Люблю с тобой вращаться, вращаться, вращаться.
Чтобы снова возвращаться, вращаться, вращаться.
До января 2008 года мой график сверстан полностью. Могу раскрыть секрет, в него включена предполагаемая возможность моего преподавания в одном из театральных вузов столицы.

Беседовал Алексей БЕЛЫЙ
"Тверская 13", 24.11.2005



Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (20)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.