smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"Время вынужденной разобщенности"

Актер Вениамин Смехов ставит диагнозы в стихах

«Это очень хорошо, что пока не очень плохо» — с такой странно-оптимистической фразой вышел в пятницу на сцену известный актер, режиссер и литератор Вениамин Смехов, чтобы стать центральным лицом в программе «Двенадцать». После премьеры Вениамин Борисович рассказал «Труду», как сегодня «Политеатр» — совместный проект театра «Практика» и Политехнического музея — продолжает традиции любимовской «Таганки» 1960-х.


«Мне нравится Благовещенск, — рассказал после концерта корреспонденту АП народный артист России Вениамин Смехов. — Я здесь впервые, но, по-моему, у вашего города самое красивое название. Город благой вести»

— Чем заинтересовал «Политеатр»?

— Кажется, это Мейерхольд спрашивал своих артистов перед работой над новым спектаклем: «Чем удивлять будем?» Вот безрассудная и счастливая энергия, исходящая от театра «Практика» и Большой аудитории Политехнического музея, вызывают у меня безграничное удивление. Ему сопутствует и восхищение, когда в пространстве, совсем не предназначенном для театра, существуют Александр Филиппенко, Полина Агуреева, Андрей Смоляков и совсем молодые актеры, студенты Школы-студии МХАТ. Петр Наумович Фоменко, Моцарт российского театра, ввел в свое время особый термин — «вопрекизм». Этим словом можно поверить все, в том числе и жизнеспособность театра.

— «Политеатр» тоже жизнеспособен вопреки?

— Конечно. Здесь хранят большую редкость и роскошь — сердечное человеческое общение. И спектакли тут рождаются просто и бескорыстно (то, что получают здесь актеры и режиссеры, деньгами назвать нельзя). Происходящее в этом театре, не будучи одолжением у Запада, совпадает и с русской театральной традицией, и с современными ритмами. Кроме «Двенадцати» у меня в этом театре идут еще два спектакля — «Волны» по мотивам прозы Владимира Сорокина и «Память места», напоминающая о том, что когда-то происходило на этой сцене.

— Место действительно замечательное, помнящее выступления, наверное, всех великих русских поэтов последнего столетия. Говорят, оно чем-то похоже на «Таганку» 1960-х?

— В какой-то мере: это тоже такая странная театральная телега, которая неплохо соотносится с прошлым и вместе с тем движется вперед, раскапывая золотые зерна в сегодняшней драматургии. «Политеатр», вдохновленный лидером «Практики» Эдуардом Бояковым — человеком, которому неспокойно, когда вокруг рутина, — еще не достиг накала «Таганки», но ведь и времена сейчас другие. «Таганка» — уже история русского театра, независимо от того, что и как с ней происходило после того, как ее золотой век закончился. Мне хочется, чтобы это поняли те, кто тех времен не застал и знает о ней только по последним скандалам. Вот почему, с подачи премудрой моей жены Гали (она, кстати, проходила у Юрия Любимова практику, когда училась в институте), вышедшая недавно книга «Золотой век «Таганки» включила и то, что не вместилось в эфир нашей одноименной телепередачи.

— Вы сказали — сейчас другое время. Какое?

— Время вынужденной разобщенности. Москва перестала быть чьим-то городом, превратившись в ничейный мегаполис. Люди общаются по телефону, через «Твиттер» или по скайпу, и то в основном чтобы скоротать время в пробках. Своих внуков, которых очень люблю, в скайпе вижу куда чаще, чем у себя дома.

— В пробке можно и аудиокниги слушать.

— Верно. И надеюсь, кто-то слушает «Трех мушкетеров», «Двенадцать стульев», «Вия», эрдмановского «Самоубийцу», которые у меня вышли в издательском доме «Союз». Люди, озабоченные не только бытом, стремящиеся прожить, не потакая одной лишь первой сигнальной системе, а обслуживая еще и вторую, были всегда. Хотя всегда их было не слишком много — примерно 0,5% населения страны. Но их хватает, чтобы заполнить хорошие книжные магазины, зал Чайковского, Большой зал консерватории, Большую аудиторию Политехнического... Мы не можем выбрать себе эпоху, но найти в ней свое место можно. Раньше телевизор загонял народ в стадо идеологемами, сегодня делает то же самое другими методами. Никогда не было такого пренеб-режения к маленькому человеку, к человеку вообще. Это слово даже с высоких трибун стараются не произносить, заменяя усредненно-обобщенным «люди». Но человек и сегодня может себя поставить. Трудно сказать что-то новое по этому поводу, поэтому повторю то, что было сказано 40 лет назад великим поэтом войны и мира Борисом Слуцким:
Устал тот ветер, что листал
Страницы мировой истории.
Какой-то перерыв настал,
Словно антракт
в консерватории.
Мелодий — нет.
Гармоний — нет.
Все устремляются в буфет.

Радует одно: по сравнению с временами Слуцкого хороших буфетов стало больше.


Как это было

Блоку аплодировали дружнее всего

Программа «Двенадцать», исполненная в «Политеатре» в пятницу, явно рифмовалась с теми поэтическими вечерами, какими Большая аудитория Политехнического музея славилась в 60-е, а еще раньше — в 1910-е и 1920-е.

На сцену выходили поэты — уже знаменитые, как, например, Лев Рубинштейн, и пока не очень. Все 11 стихотворцев читали свои произведения о сегодняшней жизни в ее не слишком приглядной красе. Тимур Кибиров, к примеру, исполнил «Карабарас» — известную философски-богоискательскую пародию на «Мойдодыра». Андрей Родионов и вовсе выступил на злобу дня, проехавшись по девочкам в масках, вздумавшим петь в церкви. Молодежь (которая преобладала в зале) была в восторге от остроты насмешек, публика постарше вела себя сдержаннее — возможно, не принимая тотальную деструктивность тона многих стихов. А вот аплодисменты поэме «Двенадцать» Блока, которую в конце прочел Вениамин Смехов, объединили всех. Хотя молодое большинство отреагировало скорее на кроваво-хмельную историю Катьки с Ванькой, так перекликающуюся с сегодняшними сюжетами скандальных телешоу, нежели на пафос строк, более чем актуальных в январе 1918-го: «Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!».

Впрочем, итогов «соревнования» никто не подводил. В «Политеатре» каждый выбирает по себе. Ради свободы выбора он и замышлялся.


Виктория Пешкова.
"Труд",
30 октября , 2012 г.




Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (19)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.