smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"Предпочитаю быть наблюдателем"

10 августа 70-летие отпразднует актер театра и кино Вениамин Смехов. Одно из самых замечательных определений этому человеку десять лет назад дал режиссер Иван Дыховичный: "По восточному календарю Смехов - Дракон. Думаю, что это многое определяет в его жизни. Как типичный Дракон он обладает множеством талантов. Смехов не только актер, он прекрасно пишет, он делает постановки как режиссер. Его роли в Театре на Таганке, кинематографический Атос, остроумно сочиненная и срежиссированная на ТВ сказка про Али-Бабу всем памятны. Он музыкален, артистичен и, обратите внимание, он всегда молодой. Смехов всегда был именно таким - человеком, открытым миру. Во все времена в нем чувствовался некий гражданский стержень, что меня, например, особенно восхищало, потому что дано это немногим. И тогда, и теперь он ощущал себя не рабом, а человеком".

- Вениамин Борисович, главный признак определенного возраста - недовольство молодежью. Не ловите себя на этом? Тем более что молодые могут себе позволить так много, чего не могли позволить в их возрасте вы.

- Нынешние возможности молодежи скорее вызывают у меня удовольствие. Хотя с рождения до 25 лет я жил в тесном коммунальном пространстве, где "на 38 комнаток всего одна уборная" (и это притом что мой папа Борис Моисеевич Смехов был профессором, известным экономистом, занимал серьезный пост в Госплане), не зная, что такое горячая вода. А теперь наш эксклюзив стал нормой для нынешнего поколения. Но это же хорошо! И речи не может идти ни о какой зависти. Мне кажется, что это лишний повод для депрессии, уныния. Есть высказывание отцов Церкви, что радость жизни - знак присутствия Бога в душе. А уныние - грех.

- А вас не раздражают вечные сетования: "Ах, раньше было лучше, где нынче прежние титаны - в кино, в театре... Все мельчает!"

- Как-то в Америке я спросил у Василия Аксенова: "Что для тебя главное, когда ты пытаешься оценить Америку?" И он ответил: "Главное - ничего не надо обобщать". Так вот не надо ничего обобщать. К тому же, на самом деле изменилось немного - раньше мы болели одной болезнью, а сейчас другой, раньше мы были привержены партии, а сейчас доллару. А главное-то не изменилось - государство по-прежнему в тяжком грехе перед человеком. Не перед людьми, а именно перед отдельным человеком. Увы, у нас все так же людей ценят не "поштучно", а скопом, массой.
И потом, помните историю о найденных старинных письменах, где было все то же - "все плохо, молодежь плохая"? Поэтому предпочитаю быть наблюдателем за всем происходящим с точки зрения моей хорошо пожившей души...

- Как ваш Воланд (в знаменитом таганковском спектакле "Мастер и Маргарита)?

- Да, мой Воланд был созерцателем, наблюдающим за тем, как безнадежно глуп человек, не умеющий учиться на своих ошибках. Вот это стремление созерцать - у нас с ним общее. Но, в отличие от меня, Воланд - мудрый вечный печальник, человек, которому неинтересно жить.

- Станешь печальным, когда человечество действительно столь безнадежно.

- Все упирается в человеческую самоуверенность или самообольщение. Если продолжать - главными врагами человечества стали те, кто анализировал реальность с точки зрения социума. Гегель, Маркс, Герцен. Они были наделены от природы, от Бога хорошими головами и усердным бескорыстием изучать жизнь вокруг, сочувствуя людям. А были такие, как Томас Мор или Кампанелла, утописты, которые придумывали заведомо несбыточное, вроде "Города солнца". Они, скорее всего, прагматически настроенным скептикам, утомленным высшим образованием, кажутся более симпатичными. Но на самом деле и те и другие стремились к лучшему. А в результате получилось то, что получилось. Вообще, где-то я прочел, что марксизм ни на чем не настаивал, что это была лишь такая аналитическая "разведка". Но то, что успели натворить немцы и у нас Ленин, заменившие одну религию, фундаментальную, освященную веками, на слепленную рукотворно и второпях якобы под знаменем науки, превратило вполне продуктивную интересную теорию в ужас. Но знаете ли, что... В одном из самых интересных и любимых мною городов Европы, в Аахене, есть перекресток Аденауэр-штрассе (в честь первого федерального канцлера ФРГ) и Карл-Маркс-штрассе. Мне кажется это символичным - смерть всех примиряет.
Так что я всегда осторожен в оценках современной жизни, чтобы не впасть в назидательность, противную мне.

- К тому же боитесь показаться брюзгой?

- Скорее, это отторжение того, с чем сталкивался с детства, когда в нас воспитывалось чувство вины путем постоянного повелительного назидания или высокомерного постулата "все должны!". Слишком долго я себя ощущал виноватым - в школе, на улице. За то, что младше учителей, за то, что пешеход, за то, что не той национальности.

И эта назидательность, кстати, заложена в русской культуре. В одной лекции Набокова есть идея, которая мне чрезвычайно нравится, я ее по-умному не перескажу, но смысл таков: Гоголь и Достоевский, а также и Салтыков-Щедрин, и Сухово-Кобылин, но главным образом те два гения, увели в сторону то, что было великим достоинством русской культуры. А именно легкое пушкинское дыхание, которое восстановилось лишь у Чехова, в его пьесах.

- Что значит "легкое дыхание"?

- Понимаете, Пушкин никогда никого не обвинял, у него вообще нигде нет обвинительных заключений. Для него и Онегин - не подлец. Такова пушкинская эстетика - без всяких обвинительных заключений. Другое дело назидательная литература, которая ярче всего в лице Гоголя и Достоевского увела пушкинскую традицию в сторону и сочинила другую Россию. Мне очень нравится мнение Набокова по поводу "Ревизора": о том, что Гоголь не знал ни украинской, ни русской действительности. А при этом - будучи гением и став, кстати, жертвой собственной гениальности - пересочинял эту действительность. Не случайно ведь в "Ревизоре" нет ни одной нормальной русской фамилии, нет реальной географии. Все - выдумано. И вместе с тем мы считаем эту пьесу национальной комедией.

- Да, я понимаю, почему вы говорите, что ваша родина - русский язык.

- Николай Гумилев писал: "И в Евангелии от Иоанна сказано, что Слово это Бог", и то же самое могу сказать и я. В детстве я мечтал не об актерской славе, а о книгах, которые я когда-нибудь напишу. Актерство в моей жизни - дело неожиданное и нечаянное. Я не раз собирался с ним покончить, не веря в себя. Но мне повезло - все мои сомнения разрешил Любимов, создавший поэтический театр. Это сегодня те художественные поиски, которыми жила Таганка, нивелировались и превратились в политические изделия. Безусловно, волей-неволей, театр должен был протестовать - это совпало и с характером Любимова, и со временем. И люди, которые создают общественное мнение в культурной среде, предпочли кумиростроение в пользу Таганки, хотя тогда по-своему лидировали и товстоноговский БДТ, и эфросовский театр на Малой Бронной, и "Современник". Но все же главное в Таганке было другое, а именно открытие нового жанра, который называется "поэтический театр". И на этой волне - "Антимиров" Вознесенского, спектакля "Послушайте!" о Маяковском - меня вынесло на сцену. Любимов начал давать мне большие роли, и жизнь пошла так, как она пошла. И хотя я давно уже не служу в этом театре, слово и актерство для меня по-прежнему рядом.

- Тогда как литературный человек обозначьте, пожалуйста, ваше отношение к Петербургу.

- Я обожаю этот город, это сладкое блюдо. Глазами поедаю его - я оказался в нем впервые четырнадцатилетним, меня обожгла заставшая музыка архитектуры. А еще и память. И театральная - невозможно забыть, как "годовалая" Таганка весной 1965 года играла в ДК Первой Пятилетки и как оглушительно ее принимали. И литературная. Вот проезжал улицу Маяковского, и вспомнилась поэма "Человек":
- Прохожий!
Это улица Жуковского?
Смотрит,
как смотрит дитя на скелет,
глаза вот такие,
старается мимо.
"Она - Маяковского
тысячи лет: он здесь застрелился
у двери любимой".


Елена Боброва.
"Санкт-Петербургский курьер",
5 августа, 2010 г.




Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (8)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.