"Я ничего не понимал в "Трех мушкетерах"
С вопросом о том, какие книги нужно прочитать образованному человеку, на этот раз мы обратились к актеру
Вениамину Смехову.
- Чем больше я копаюсь в памяти, тем больше книг хочется назвать, - сказал Вениамин Борисович.
- Первая - "Капитанская дочка". В какой-то степени по ней я знакомился с историей Отечества. Плюс абсолютно
бриллиантовый язык. Потом "Дубровский" - как сердце колотилось за героя! А потом меня закаляли Джек Лондон и
"Мартин Иден". Я в юности был очень застенчив, и после первого курса Щукинского училища Этуш, руководитель
курса, не аттестовал меня, но мне разрешили остаться вольнослушателем. И я усиленно боролся с собой. В течение
лета ходил по лесу с палкой, представляя, что я - Мартин Иден, фантазировал, занимался так, как нам поручили
на лето - по Станиславскому: внимание, общение, свобода мышц... На втором курсе меня восстановили. Потом был
Достоевский, сначала "Бедные люди", а потом я долго шел и пришел к "Бесам" - и влюбился. Я читал подряд три
страницы, после чего возвращался и перечитывал, потому что был совершенно зачарован языком. В это же время
появился Мольер: "Господин де Пурсоньяк", "Лекарь поневоле" и "Мещанин во дворянстве". Я вообще пьесы читал
всегда с трудом, но над Мольером просто покатывался. Конечно, Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки",
"Ревизор", "Мертвые души" - и тоже полный восторг от языка. Всегда было очень много Чехова: его лирика, юмор
и поэзия; а пьес я долго не понимал.
Потом Ромен Роллан, "Кола Брюньон". Сэлинджер, "Над пропастью во ржи" в переводе Риты Райт-Ковалевой.
Эрдман "Самоубийца" - это был настоящий взрыв, смех и грех России, советской системы. И помню, как сидели на
даче с родителями Паши Лунгина, Войнович читал нам главы "Чонкина" только что из-под машинки и мы хохотали. Я
не знаю, много ли бессмертных героев, но Чонкин - один из них.
В последние годы я начитывал книги для проекта "Книги вслух" - перед этим, конечно, надо было вдумчиво
их прочитать. Я перечитал поэму "Москва - Петушки" Венички Ерофеева, "Шишкин лес" Червинского, "Мастера и
Маргариту", "12 стульев", "Пиковую даму"... А еще разобрался в "Трех мушкетерах", в которых, оказывается,
ничего не понимал ни в детстве, ни в мушкетерской юности.
Только что в издательстве "Старое кино" вышла моя книга "Золотой век Таганки" - отражение
восьмисерийной программы на канале "Культура". Я думаю, эта книга будет интересна культурному меньшинству
нашей публики. Обязательно надо прочесть "Ангелову куклу" прекрасного художника Эдуарда Кочергина. И "Зеленый
шатер" Улицкой.
Валерия Жарова.
"Собеседник", 31 октября 2012 г.
|