smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

Интервью - "Смысл жизни в том, чтобы получать удовольствие от каждого мгновения..."

Этого актера и человека не стоит представлять специально со званиями, регалиями и перечислениями работ... Его лицо - его визитная карточка, а то, что он делает - играет, пишет, ставит, всегда интересно, талантливо, образно, ново... Вениамин Борисович Смехов в этом году отметил 70-летие. Но живой глаз, пружинистая походка, активная творческая жизнь и многообразие планов мешают в это поверить.
Это тот самый случай, когда можно сказать, что душа у человека молода по-прежнему, а любимое и любящее окружение в лице жены, дочерей и внуков - тот самый источник, из которого черпаются силы.


- Вениамин Борисович, почти 50 лет назад вы закончили театральное училище им. Б. В. Щукина, получив профессию актера театра. Сегодня вы известны еще и как режиссер и литератор... Какая ипостась вам ближе?

- Мне трудно ответить и кажется, даже несправедливо называть приоритеты. Я люблю работать и стараюсь делать только то, что приносит удовольствие. Многие люди вынуждены работать по другим причинам, чаще всего из-за денег, мне повезло, я делаю то, что мне интересно, и на жизнь мне хватает. Когда-то об этом говорил Олег Табаков: "У нас счастливый труд, который еще и оплачивается".

- Любопытствующая публика пользуется интернет-информацией, в частности Википедией. Прокомментируйте, пожалуйста, историю с отчислением и восстановлением вас в студентах: действительно ли имел место "испытательный срок", с чем это было связано?

- Я все это описал в трехтомнике, который сейчас вышел в издательстве "Время", так что отсылаю к нему тех, кого эта история интересует. Подобное происходит часто в театральных вузах: студент поступил и расслабился, а обучение в театральной школе требует постоянного напряженного труда.

- Одна из самых известных ваших ролей - Атос в фильме "Д'Артаньян и три мушкетера", снятом на Одесской киностудии в 1978 году. Можно сказать - звездная роль, ступенька на Олимп. Не мешал ли вам созданный образ? Или вы, наоборот, благодарны ему за нынешнюю популярность?

- Недавно, после большого перерыва, опять посмотрел тот фильм. Показалось, что с годами мы стали играть гораздо лучше. А если серьезно, то в молодости эта шумиха немного раздражала, потому что в те же годы на "Таганке" я играл Воланда в "Мастере и Маргарите", Маяковского в "Послушайте", Кшиштофа Максимовича в "Часе пик", Глебова в "Доме на набережной". А сегодня я отношусь к старику Атосу с нежной ностальгией.

- С каким чувством вы работали над продолжением истории? Остались ли довольны своим персонажем?

- Все, что было потом, к искусству особого отношения не имеет, но мне, как и моим товарищам, было радостно оказаться еще раз всем вместе. А сегодня, когда мы потеряли Игоря Старыгина, я уверен, что это была правильная точка. Кто может лучше, пусть делает.

- Вениамин Борисович, вы востребованный творческий человек. На что сегодня вам хватает времени, а на что - нет?

- Дело не в "востребованности" (извините, противное слово), я всегда был много занят и люблю работать (опять же отсылаю к моему трехтомнику, а именно к повести "В один прекрасный день", где я описал день из жизни актера, успевающего и в театре, и в кино, и на телевидении, и в семье). Я не понимаю, что означает фраза: "У меня много свободного времени". А на что его не хватает? Я бы хотел больше читать, смотреть фильмы и спектакли Петра Фоменко, встречаться с родными и друзьями, путешествовать. Жизнь, как выясняется, дается один раз, и не хочется ее проживать так, словно завтра будет еще одна, запасная...

- Расскажите, как пришла идея нового проекта "Двенадцать месяцев танго"?

- Когда 10 лет назад мы с женой Галей были в Аргентине, то купили Алике подарок: коллекцию аргентинских танго. Галя была уверена, что это Аликин репертуар, что по своему амплуа она - femme fatale, а танго - лучший материал для актрис этого жанра. Потом эта идея трансформировалась, и мы ушли от Аргентины в сторону, более близкую для России - к польскому танго. Польские предвоенные мелодии звучали в СССР часто без упоминания фамилий авторов. Ежи Петербургский долго не назывался автором танго "Утомленное солнце", а Фанни Гордон (Фаина Квятковская) - автором "У самовара я и моя Маша". Я захотел написать новые тексты, вернуть к жизни любимые мелодии и... поработать с Аликой.
Наш друг Владимир Павлов помог нам найти музыкантов, заказать отличную аранжировку - так родился концерт. А после разговора с директором РАМТ Владиславом Любым (в этом театре уже пять лет идет моя постановка комедии "Самоубийца") наше представление включили в "Ночной проект" Молодежного театра. Мне показалось это близким, потому что на Таганке в 22.00 мы часто играли спектакль "Антимиры" по поэзии Андрея Вознесенского.

- Почему вспомнили поэтов Серебряного века?

- Танго - это музыка как раз той эпохи. Оно родилось в конце XIX века, но пик популярности приходится на 1913-й, предвоенный год. После войны началась вторая волна, когда танго стали больше петь, чем танцевать, а в конце 1920-х, на закате Серебряного века, появилось польское танго. Мне казалось, что, соединяя поэзию Серебряного века и польское танго, я отдаю дань красивой эпохе, где так много страсти, грусти и иронии. Кроме того, очень интересно соединять высокий и низкий жанры - поэзию и ее простодушную сестру - песню танго, чтобы из этого сочетания получился вечер для культурной публики, которой нравится такая развлекательно-познавательная комбинация.

- С вами в этом музыкально-поэтическом проекте занята ваша дочь Алика Смехова. Скажите, какое значение имеет для итога работы та особая степень доверия и ответственности, которая существует между партнерами по сцене, если они еще и родственники?

- Я очень рад, что могу работать рядом с Аликой, я горжусь дочерью, ее профессионализмом в работе и стойкостью в жизни.

- Ваша жена Галина Аксенова - киновед и коллекционер винтажных шляпок. Какая роль отведена ей в "Двенадцати месяцах танго"?

- Галя - инициатор этой идеи, а все Аликины костюмы, от стильной фляжки в ее руках до норковой горжетки на ее плечах, из Галиной коллекции.

- Почему вы обратились в РАМТ, - ведь в вашем послужном списке, кажется, нет сыгранных здесь спектаклей?

- В детстве я был в активе Центрального Детского театра, как в прошлом назывался РАМТ, здесь шла моя пьеса, а сейчас играют спектакль "Самоубийца", который я поставил в память о великом комедиографе Николае Эрдмане. А кроме того, я очень уважаю и люблю Алексея Бородина, главного режиссера, обладающего благородной терпимостью, добротой и умным талантом - вполне дефицитными качествами для наших театров.

- Как вы относитесь к антрепризам, наводнившим столичные подмостки? Есть достойные примеры? Или вы приверженец репертуарного театра?

- Репертуарный театр лучше, но есть достойные антрепризы и есть спектакли, созданные не только в борьбе с актерской нуждой.

- Многие режиссеры сетуют, что нынче не хватает новой, интересной драматургии, а потому все больше ставят классику, иногда переиначивая и перелицовывая ее...

- И в театре "Практика", и во МХАТе, и у Фоменко, и в столицах, и в провинции сейчас активно ставят пьесы новых драматургов. Я был на фестивале "Текстура", созданном Эдуардом Бояковым и проведенном в Перми осенью этого года, где показывали только новые пьесы, так что я сильно сомневаюсь насчет драматургического голода.

- Можно считать, что "Двенадцать..." - ваш подарок зрителям на свой юбилей. А что вы, если не секрет, получили в качестве подарка к столь знаменательной дате от родных и близких?

- Юбилеев не люблю, а дату "закруглил" весело: Галя подарила мне две картины гениального, но у нас малоизвестного художника Эрика Первухина, Алика - замечательный портфель, в который я складываю только очень нужные бумаги. Было много и других подарков. А главное - более 30 друзей приехали в Берлин, где я справлял день рождения в августе этого года, и мы три дня путешествовали вокруг: съездили в Дрезден, в Мейсен, в Потсдам, а потом обмыли дату в прекрасном итальянском ресторане, который на этот вечер принадлежал только нам.

- Есть ли в вашей жизни ностальгические ноты по ушедшим годам советского театра и кино? И вообще: каким рисуется вам будущее отечественного театра?

- Будущее всегда прекрасно, молодые всегда талантливы, жаль, что по дороге к прекрасному будущему мы теряем свое настоящее. В нашей стране очень плодородная почва для творчества. Правда, в наших удобрениях многовато химии, а поэтому в пути таланты мутируются (или ампутируются)...

- Вы могли бы сформулировать определение любви и смысла жизни? Что значат эти понятия для вас?

- Любить всегда, любить везде, до дней последних донца. Любить - и никаких гвоздей... Так, перефразируя Маяковского, отвечу я вам. Приходите на спектакль! Смысл жизни в том, чтобы получать удовольствие от каждого мгновения и постараться доставлять его другим.

- Думаю, многие с вами согласятся. Спасибо за ответы и примите поздравления от всех почитателей вашего таланта и читателей нашей газеты. Семь футов под килем вашему новому проекту!

Оксана Мерзликина.
"Московская правда"
16 декабря 2010 г.




Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (14)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.