"ПОЭТИЧЕСКАЯ СИМФОНИЯ ДЛЯ ОДНОГО АКТЕРА БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ"
19 Апреля 2009 года в большом гостеприимном зале на всем известном Брайтон Бич в Нью-Йорке вышел на сцену
высокий седовласый господин, непринуждённо-иронично раскланялся с публикой, и начался "Вечер сплошного Смехова"
ставший уже знаменитым и собиравший полные залы в Москве, Омске, Чикаго, Дортмунде, Антверпене и не только.
Вениамин Смехов, превозносимый ценителями за роли в легендарном театре на Таганке, любимец телезрителей "от Москвы
до самых до окраин" в качестве Атоса из "Трёх мушкетеров", автор весёлой музыкальной сказки "Али-баба и сорок
разбойников", известный литератор, режиссер, балагур и непоседа с повадками кабинетного ученого, не нуждается
в представлении. Но если Вы не видели Смехова творящего симфонию стихов на сцене, Вы даже не догадываетесь о
действительном размахе его артистического таланта и энергии.
И возник ритм и рифмы. И над замершим на одном дыхании залом командно и картинно возвысился человек-театр,
завертел, выплеснул разнообразием красок, темпов, текстур многочисленных голосов хорошо известные поэмы, песни и
поэзы. По закону жанра моцартовское изящество Пушкина перекрывается страстными синкопами Маяковского, которые
растворяются в нежнейшей филиграни Северянина. Виртуозная перекличка двух непохожих голосов оживляет хрестоматийный
диалог Некрасова, а песенная цитата не теряет свою мелодию. Лирика Черного, мощные раскаты Высоцкого и собственная
насмешливая каламбуристика преподносятся импровизационно: с разгонами, притормаживаниями, комментариями, и
вовлечением зала в погоню за ускользнувшим словом. Остановился неожиданно, на взлёте. Перерыв.
Далее были воспоминания, письма друзей, бытовые зарисовки, "Эйфоризмы" и стихи концептуального Пригова - здесь
содержанию приличествовал бы гомерический интеллигентский гогот, но, видимо в зале оказалось маловато студентов,
так что публика ограничилась смущённым похихикиванием. Диапазон творческого репертуара Смехова велик. А архив его
памяти наполнен уникальными деталями истории советского театрального искусства и московского общества начиная от
60-х и длиною в несколько эпох. Только крохотный кусочек этого разнообразия можно показать за один вечер - жаль.
Месяц сплошного Смехова был бы более по мерке.
И всё-таки вершиной вечера был первый поэтический залп-фейерверк. Из глубин моего детского подсознания вдруг
всплыл и оживился мамин давний рассказ: "В мои студенческие годы, был в Москве один театр, и там такие классные
парни в чёрных свитерах с гитарами весь спектакль пели песни-стихи..." - так вот она о чём, легенда - Маяковский с
Той Таганки материлизовался в этом времени на берегу Атлантического океана - ироничен и насмешлив, завораживающ,
виртуозен, сильнее и энергичнее иных юношей! Салют великой романтике!
Этот роскошный вечер был организован Ириной Волкович, директором культурных програм YM-YWHA of Brighton,
Brooklin, New York. Замечательные молодые помощники и Волкович создали в зале праздничную и гостеприимную
атмосферу. Выглядит интересно и дальнейшая еженедельная программа театральных, литературных и кинематографических
вечеров клуба.
Мариа Курникова, 27.04.2009
|