smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"Правило с исключением"

Вениамин Смехов делает исключение для Самары уже второй раз. В минувшую субботу в гостеприимном и по-домашнему уютном зале культурного центра ГУВД области, более знакомого самарцам как Клуб имени Дзержинского, состоялся вечер памяти одного из самых известных бардов России - Юрия Визбора; вечер был организован ассоциацией "Самарские барды".

В Самаре вечера авторской песни всегда собирают большое число поклонников, которым не помешает прийти на концерт даже хорошая - для туристов это немаловажно - погода. Интерес к этому вечеру подогревал еще и тот факт, что в нем должен был принять участие актер Театра на Таганке Вениамин Смехов, всесоюзный Атос. А если учитывать то, что Вениамин Борисович сейчас редкий гость не то что в Самаре, но и в России, то встреча с актером вызывала повышенный интерес у его поклонников, к числу которых относится и Репортер.

Гость прибыл в "Дзержинку" за 15 минут до начала концерта и сразу же был окружен знакомыми. Ведь Самара - профессиональная родина актера Смехова; именно на сцене нашего драматического театра он начал свой творческий поход к своим звездным ролям: Воланда в театре и Атоса в кино. Поскольку Вениамин Борисович выходил на сцену только в конце первого отделения, то у него было время немного рассказать Репортеру о том, чем он сейчас занимается и где пропадал последние годы.

Оказывается, что сегодня Вениамин Смехов очень много путешествует. Только за последние годы актер побывал в Аргентине, Бразилии, Сингапуре, Австралии и других странах.


- Я уже 12 лет веду кочевой образ жизни, о котором всегда мечтал, но раньше мне это не разрешали, а теперь я могу себе это позволить. Моим многочисленным путешествиям будет посвящена книга "Жизнь в гостях", которая сейчас только пишется.

Но путешествия и литература не единственное, чем сегодня занят актер. Он по-прежнему неразрывен с театром, правда, работает ныне в другом качестве и в других странах.

- Директор школы в Вермонте, где уже восемь лет преподает моя супруга Галина Аксенова, Александр Воронцов-Дашков, перевел мою инсценировку "Мастера и Маргариты", а я поставил этот спектакль со студентами университета в Атланте. Кстати, в Штатах сейчас учится очень много нашей молодежи, причем не только из семей эмигрантов. Ребята едут, получают образование и, что особенно приятно, возвращаются в Россию. Может быть, это глупо, но я за них рад.

В Праге я поставил оперу "Пиковая дама", поэтому в Чехии провел достаточно много времени. Сейчас в Чехии, но не в Праге, готовится постановка "Фальстафа". Ведется много разговоров о том, чтобы я взял курс в одном из театральных вузов Москвы, и это должно быть реализовано. Шли также разговоры и о постановке в Москве оперного спектакля, но, к большому сожалению, умер Евгений Колобов, в театре которого и должна была осуществиться эта премьера.

- А если бы вам предложили поставить оперу, например, в нашем городе, вы согласились бы?

- Может быть, даже с большим удовольствием, поскольку все зависит от названия и дирижера. Ведь в вашем городе был знаменитый оперный театр. Помню, когда я вместе с драматическим театром приехал на гастроли в Москву, то на наш спектакль "Опаленные жизнью", в котором я играл вместе со Светланой Боголюбовой, пришла мама моей однокурсницы, а ныне народной артистки Людмилы Максаковой, великая певица Мария Максакова. Так вот, она очень хорошо отзывалась о солисте Куйбышевской оперы Александре Дольском, хотя теноров и не любила.

- Какие у вас сейчас отношения с Таганкой?

- Слава богу, благополучные. Я бываю в театре, я иду в кабинет, поздравляю дедушку. Он повторяет все, что говорил еще 20 лет назад и что он говорит на всех каналах телевидения. Я, кстати, сегодня тоже очень много даю интервью. Этим можно гордиться, а можно и удивиться.

Начинается концерт, и Вениамин Смехов торопится за кулисы, чтобы послушать, как самарские барды будут петь песни его друга Юрия Визбора, который в свое время очень нежно опекал пару Аксенова-Смехов, защищая ее от зловещих ветров и интриг, вплоть до КГБ. Но перед тем как выйти на сцену, актер еще скажет и о том, что очень боится выступать перед аудиторией КСП.

- Неужели актер может бояться зрителей?

- Тут дело не в актерской профессии. КСП - явление, а в 70-е годы это явление было не только героическое, поскольку оно так или иначе протестовало против существующей власти, но и потому что в нем как-то выражалась идея. Но, как мне кажется, основная причина, по которой люди занимались КСП, - восторг. Восторг перед Галичем, Окуджавой, Визбором, Высоцким, Клячкиным, Кимом и другими. Я, может быть, к этой эйфории относился бы как-то по-другому, если бы мне не повезло видеть воочию всех выше перечисленных. Я даже видел человека, который, в принципе, начал это ремесло - Михаила Анчарова. Многие эти люди бывали на Таганке, где мне повезло работать вместе с Высоцким. И еще мне очень повезло в том, что я подружился с Визбором, приятельствую с Кимом и был обласкан Окуджавой.

После смерти Высоцкого несколько клубных организаций приглашали меня на выступления, от которых я с удовольствием отказывался, поскольку в голове держал случай, произошедший с Визбором. Это было в Севастополе, где я видел жестяные, холодные глаза людей, которые окружили Юру. Эти люди ждали, что он им быстренько споет что-то свое и еще послушает их, поскольку им хотелось петь всю ночь. Я на всю жизнь оценил эту непропорциональность, а Галя просто испугалась. Я запомнил этот нездоровый дух самовлюбленности и амбиций, дух вытеснения, который говорил: "Вы кумир, вас и так знают, а вот меня вы должны послушать". И подобное отношение, которое не редко, меня всегда пугало.

Но я все-таки дважды делал исключения и бывал на таких вечерах. Это было в Вильнюсе и в Самаре, вернее, в Куйбышеве. В 1988 году в Самаре состоялся тот памятный вечер, на котором я еле сдерживал рыдания из-за смерти Визбора; потеря Визбора для меня остра до сих пор. А в Вильнюсе был председатель КСП, который уверил меня в том, что члены этого КСП поют только песни любимых авторов и ни одной своей. Сегодня третья попытка.

Третья попытка Вениамина Смехова оказалась очень удачной, поскольку зал долго не хотел отпускать актера, который не только вспомнил своего друга, но и изумительно читал стихи. А в финале усталыми, но счастливыми глазами смотрел на зал "Дзержинки", который стоя пел песни его друга и их кумира - Юрия Визбора.


Лилия Хавина.
«Репортёр» (Самара)
3 октября 2003 г.




Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (24)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.