"Правило с исключением"
Вениамин Смехов делает исключение для Самары уже второй раз. В минувшую субботу в
гостеприимном и по-домашнему уютном зале культурного центра ГУВД области, более знакомого
самарцам как Клуб имени Дзержинского, состоялся вечер памяти одного из самых известных
бардов России - Юрия Визбора; вечер был организован ассоциацией "Самарские барды".
В Самаре вечера авторской песни всегда собирают большое число поклонников, которым
не помешает прийти на концерт даже хорошая - для туристов это немаловажно - погода. Интерес
к этому вечеру подогревал еще и тот факт, что в нем должен был принять участие актер Театра
на Таганке Вениамин Смехов, всесоюзный Атос. А если учитывать то, что Вениамин Борисович
сейчас редкий гость не то что в Самаре, но и в России, то встреча с актером вызывала
повышенный интерес у его поклонников, к числу которых относится и Репортер.
Гость прибыл в "Дзержинку" за 15 минут до начала концерта и сразу же был окружен
знакомыми. Ведь Самара - профессиональная родина актера Смехова; именно на сцене нашего
драматического театра он начал свой творческий поход к своим звездным ролям: Воланда в
театре и Атоса в кино. Поскольку Вениамин Борисович выходил на сцену только в конце первого
отделения, то у него было время немного рассказать Репортеру о том, чем он сейчас занимается
и где пропадал последние годы.
Оказывается, что сегодня Вениамин Смехов очень много путешествует. Только за
последние годы актер побывал в Аргентине, Бразилии, Сингапуре, Австралии и других
странах.
- Я уже 12 лет веду кочевой образ жизни, о котором всегда мечтал, но раньше мне это
не разрешали, а теперь я могу себе это позволить. Моим многочисленным путешествиям будет
посвящена книга "Жизнь в гостях", которая сейчас только пишется.
Но путешествия и литература не единственное, чем сегодня занят актер. Он
по-прежнему неразрывен с театром, правда, работает ныне в другом качестве и в других
странах.
- Директор школы в Вермонте, где уже восемь лет преподает моя супруга Галина
Аксенова, Александр Воронцов-Дашков, перевел мою инсценировку "Мастера и Маргариты", а я
поставил этот спектакль со студентами университета в Атланте. Кстати, в Штатах сейчас учится
очень много нашей молодежи, причем не только из семей эмигрантов. Ребята едут, получают
образование и, что особенно приятно, возвращаются в Россию. Может быть, это глупо, но я за
них рад.
В Праге я поставил оперу "Пиковая дама", поэтому в Чехии провел достаточно много
времени. Сейчас в Чехии, но не в Праге, готовится постановка "Фальстафа". Ведется много
разговоров о том, чтобы я взял курс в одном из театральных вузов Москвы, и это должно быть
реализовано. Шли также разговоры и о постановке в Москве оперного спектакля, но, к большому
сожалению, умер Евгений Колобов, в театре которого и должна была осуществиться эта премьера.
- А если бы вам предложили поставить оперу, например, в нашем городе, вы
согласились бы?
- Может быть, даже с большим удовольствием, поскольку все зависит от названия и
дирижера. Ведь в вашем городе был знаменитый оперный театр. Помню, когда я вместе с
драматическим театром приехал на гастроли в Москву, то на наш спектакль "Опаленные жизнью",
в котором я играл вместе со Светланой Боголюбовой, пришла мама моей однокурсницы, а ныне
народной артистки Людмилы Максаковой, великая певица Мария Максакова. Так вот, она очень
хорошо отзывалась о солисте Куйбышевской оперы Александре Дольском, хотя теноров и не
любила.
- Какие у вас сейчас отношения с Таганкой?
- Слава богу, благополучные. Я бываю в театре, я иду в кабинет, поздравляю дедушку.
Он повторяет все, что говорил еще 20 лет назад и что он говорит на всех каналах телевидения.
Я, кстати, сегодня тоже очень много даю интервью. Этим можно гордиться, а можно и удивиться.
Начинается концерт, и Вениамин Смехов торопится за кулисы, чтобы послушать, как
самарские барды будут петь песни его друга Юрия Визбора, который в свое время очень нежно
опекал пару Аксенова-Смехов, защищая ее от зловещих ветров и интриг, вплоть до КГБ. Но перед
тем как выйти на сцену, актер еще скажет и о том, что очень боится выступать перед
аудиторией КСП.
- Неужели актер может бояться зрителей?
- Тут дело не в актерской профессии. КСП - явление, а в 70-е годы это явление было
не только героическое, поскольку оно так или иначе протестовало против существующей власти,
но и потому что в нем как-то выражалась идея. Но, как мне кажется, основная причина, по
которой люди занимались КСП, - восторг. Восторг перед Галичем, Окуджавой, Визбором,
Высоцким, Клячкиным, Кимом и другими. Я, может быть, к этой эйфории относился бы как-то
по-другому, если бы мне не повезло видеть воочию всех выше перечисленных. Я даже видел
человека, который, в принципе, начал это ремесло - Михаила Анчарова. Многие эти люди бывали
на Таганке, где мне повезло работать вместе с Высоцким. И еще мне очень повезло в том, что
я подружился с Визбором, приятельствую с Кимом и был обласкан Окуджавой.
После смерти Высоцкого несколько клубных организаций приглашали меня на выступления,
от которых я с удовольствием отказывался, поскольку в голове держал случай, произошедший с
Визбором. Это было в Севастополе, где я видел жестяные, холодные глаза людей, которые
окружили Юру. Эти люди ждали, что он им быстренько споет что-то свое и еще послушает их,
поскольку им хотелось петь всю ночь. Я на всю жизнь оценил эту непропорциональность, а Галя
просто испугалась. Я запомнил этот нездоровый дух самовлюбленности и амбиций, дух
вытеснения, который говорил: "Вы кумир, вас и так знают, а вот меня вы должны послушать".
И подобное отношение, которое не редко, меня всегда пугало.
Но я все-таки дважды делал исключения и бывал на таких вечерах. Это было в Вильнюсе
и в Самаре, вернее, в Куйбышеве. В 1988 году в Самаре состоялся тот памятный вечер, на
котором я еле сдерживал рыдания из-за смерти Визбора; потеря Визбора для меня остра до сих
пор. А в Вильнюсе был председатель КСП, который уверил меня в том, что члены этого КСП поют
только песни любимых авторов и ни одной своей. Сегодня третья попытка.
Третья попытка Вениамина Смехова оказалась очень удачной, поскольку зал долго не
хотел отпускать актера, который не только вспомнил своего друга, но и изумительно читал
стихи. А в финале усталыми, но счастливыми глазами смотрел на зал "Дзержинки", который стоя
пел песни его друга и их кумира - Юрия Визбора.
Лилия Хавина.
«Репортёр» (Самара) 3 октября 2003 г.
|