АТОС В ДОМАШНИХ ТАПОЧКАХ
25 лет назад Вениамин Смехов стал Атосом — после того как вышел фильм «Д'Артаньян и три мушкетера».
И хотя Вениамин Борисович как актер, режиссер и литератор сделал так много в Театре на Таганке, на ТВ и радио,
в грамзаписи, в сознании народных масс он прежде всего благородный, мудрый мушкетер Атос. В книге мемуаров «Театр
моей памяти» артист припоминает множество случаев, когда «звание мушкетера» выручало его в обычной жизни, как,
про бившись на прием к Юрию Лужкову, чтобы спасать Театр на Таганке, был встречен... песней в исполнении мэра
Москвы: «Есть в графском парке черный пруд, там лилии цветут», а на прощание г-н Лужков пропел еще и
«Пора-пора-порадуемся на своем веку».
Не так давно Д’Артаньян-Боярский в беседе с обозревателем «М-Э» обмолвился, что отметить юбилей фильма
никак не удается, потому что Атос-Смехов подолгу пропадает за границей, где ставит спектакли и преподает. Но вот
удача: на днях я перехватил Вениамина Борисовича в Питере.
- Что нового в вашей жизни в России?
- У меня были концерты в Казани, Самаре, Нижнем Новгороде, Омске и Москве. Идут переговоры об издании моей
новой книги в «Вагриусе». Есть приглашения в кино. Подписан контракт с издательским домом «Союз», который в
ближайшее время выпустит на компакт-дисках записи «Мастера и Маргариты» и «Двенадцати стульев» в моем исполнении.
Слушатели «Эха Москвы» в течение года уже знакомились с этими работами в пятнадцатиминутных отрывках. А познакомил
нас с «Союзом» Леня Филатов. Это подарок к Новому году и слушателям, и нам с женой Галей Аксеновой, потому что она
была редактором и режиссером этого проекта.
- В ваших ТВ-интервью я заметил, что вы очень нежно отзываетесь о своей жене Галине. У вас даже голос
теплеет!
- Правда теплеет? Как бы это в газете выразить!
- А ведь вы не молодожены.
- На самом деле у нас семейный стаж ну... пять минут! В общем, только познакомились!
У меня жена очень молодая, у нас счастливая разница (20 лет), Галя — самая любимая и самая лучшая женщина в
мире. Наши друзья говорят, что они заряжаются положительной энергией от наших отношений.
- Ну тогда вы просто обязаны рассказать нам о своей жене!
- Вообще-то Галя не любит, когда о ней говорят, но вам по секрету так и быть... Началось все с того, что
она, студентка Ленинградского театрального института, была командирована в Москву, к нам на Таганку. Галя на двух
спектаклях работала как стажер. Ее появление на Таганке подняло волну влюбленности, потому что она очень красивая.
Я был очень скромного о себе мнения и никак не ожидал, что смогу одержать такую победу над всеми моими товарищами
(не буду называть имен).
- Извините, кто в вашей семье главный?
- В какой-то период Галя обслуживала мои интересы, в другой момент я обслуживаю ее проекты.
- Год назад на канале «Культура» в своем телеспектакле «Лекарь поневоле» по Мольеру вы сняли свою дочь
— популярную актрису и певицу Алику Смехову.
- Алика снялась у меня в двух смешных ролях и теперь с моей легкой руки стала играть в амплуа комической
актрисы. А через несколько дней буду подыгрывать родной дочери в образе какого-то джентльмена в телефильме
«Бальзаковский возраст», где Алика занята в главной роли.
- Алика Смехова на виду, а чем занимается ваша старшая дочь?
- Обе мои дочки красавицы! Собственно, из-за Лены я начал сниматься в «Трех мушкетерах», потому что она
других книг знать не хотела: дочитывая до конца «Мушкетеров», начинала читать сначала. У меня не было другого
выхода, как сняться, чтобы моя любимая дочь прекратила это безобразие. Лена — девочка послушная, не пошла в
актрисы, а окончила Институт культуры и занималась книжным делом. Она человек одаренный, и я не исключаю, что ее
карьера выведет ее к ТВ, журналистике или шоу-бизнесу. Но самую свою важную роль, я считаю, она доиграла до
торжественной черты: ее сын, Леня Смехов, в этом году поступил на русскую филологию в Московский государственный
университет имени Ломоносова.
- Какие у вас сейчас взаимоотношения с Театром на Таганке?
- Культурные. Я по-прежнему артист Театра на Таганке и этим горжусь, там лежит моя трудовая книжка.
Навсегда!
- Разве вы сейчас заняты в спектаклях Юрия Любимова?
- В «Мастере и Маргарите» в последний раз сыграл в 1998 году. С тех пор честно пишу, что прошу предоставить
мне отпуск за свой счет. Есть один театр, который для меня является живым — Театр Петра Фоменко. Это абсолютно
необычайный мастер, с которым нас судьба свела больше сорока лет назад.
- Возможно ли ваше возвращение на сцену Таганки? Бывает ведь, что даже непримиримые враги вдруг сходятся.
- У меня на Таганке нет врагов. Это мой дом навсегда. Я бываю на всех премьерах Юрия Петровича, выпиваю в
его кабинете в числе друзей и гостей. Просто нахожусь в таком состоянии, что уже могу позволить себе роскошь
выбирать то, что развивает сюжет моей жизни. Я это объяснил Юрию Петровичу, и он меня понял.
- Почему в нынешнем кино так редко соединяются приключения, погони и благородные мужчины, высокие
чувства?
- Хорошего всегда мало. Я думаю, что в наше время имеет смысл разобрать вопрос с Петраркой и Лаурой,
Данте и Беатриче, потому как в нашей стране число Лаур и Беатрич значительно превышает количество и качество
Петрарок и Данте. Мужики у нас на третьем месте, так как первые два делят женщины.
- А когда вас называют последним благородным рыцарем советского кино, вы испытываете приподнятые
чувства?
- У меня фамилия не Приподнятов, а Смехов! Что ж я вам буду на полном серьезе говорить: «Да, благородство
— моя отличительная черта, и, пожалуй, таких, как я, больше не встречалось!»
- А если не про вас речь, а про ваш образ?
- Про мою образину? Такую создать никому не удалось! Так в моей жизни сложилось, что мужественнее меня
трудно кого-то припомнить.
- Нынешние молодые люди вряд ли способны понять и оценить благородство вашего мушкетера!
- Не согласен. Я считаю, что новое поколение у нас очень интересное. Один из моих близких людей имеет свою
фирму. Его сотрудники молодые и очень талантливые ребята, и главное, что он подбирал компанию для себя, компанию
хороших и благородных людей. Фирма прекрасно существует, хотя и без сверхприбылей. Может быть, сверхприбыли
превращают людей в свое дальнее подобие. Есть несколько людей, в том числе учеников моего отца, экономистов,
которые выглядели прекрасно, а потом у них появились мешки под глазами. Знаете анекдот: «А где деньги?» —
«В мешках!» — «А где мешки?» — «Под глазами!»
- Удастся ли все-таки 25 лет спустя «мушкетерам» собраться всем вместе и отпраздновать юбилей любимого
фильма?
- В моей телевизионной программе «Театр моей памяти» был фильм «17 лет спустя». Мы тогда у нас дома
собрались, Галя всех кормила, да так вкусно, что за движениями челюстей было очень трудно расслышать текст.
А теперь Миша Боярский хочет нас всех увезти куда-то подальше от суеты. Он настоящий Д’Артаньян по сути своей.
Я уверен, что Дюма с него списал этот образ.
- Вениамин Борисович, какие у вас планы на будущее?
- В январе у меня начинается контракт в Америке, где буду ставить «Закат» Бабеля. А потом... расскажу потом.
Михаил Садчиков "Мегаполис-Экспресс" 1-7 декабря 2003г. №48(686)
|