"Вениамин Смехов: "Русское слово опять востребовано""
В Политехническом музее запущен новый проект под названием «Политеатр». В ближайшее время
в афише появится спектакль «Волны» по рассказам Владимира Сорокина c участием Вениамина Смехова
и Алисы Хазановой.
По словам инициатора проекта, художественного руководителя театра «Практика» Эдуарда
Боякова, «Политеатр» станет осуществлением давней мечты Маяковского и Мейерхольда. Он будет
работать в Большой аудитории института, той самой, где в прошлом столетии выступали лучшие поэты
России. Теперь здесь собираются представлять современное кино, музыку, видеоарт, поэзию, драму —
современное искусство злободневного звучания.
Участие Смехова в новом проекте не выглядит случайным: вот уже два года он является
членом совета фестиваля «Текстура», проходящего в Перми.
— Вы давно уже свободный художник, претендующий на полную независимость. Как
случилось, что Вы вошли в сообщество, исповедующее определенную идеологию?
- Ничто не мешает независимости. Но надо «толпе напоминать, что бедствует народ, в то
время как она ликует и поет, к народу возбуждать вниманье сильных мира — чему достойнее служить
могла бы лира?» Давид Самойлов в одной из первых публикаций после смерти Высоцкого написал о
музе Высоцкого, как о родственной музе Некрасова и Вертинского. «Толпе напоминать, что бедствует
народ» — это и Высоцкий. И это — «Текстура». Ведь она рискует, вытаскивая на фестиваль вместо
именитых столичных театров мало кому известные провинциальные труппы. Бояков, по-моему, человек
нового прорыва. Он движется в сторону напоминания толпе о бедствиях народа. Именно это
обстоятельство вовлекало меня в компанию.
- Но в подобных проектах порой происходит подмена, вместо художественной ценности
предлагается политграмота.
- Ни «Современник», ни «Таганка» в начале своего существования высокой художественностью
не отличались. Это сейчас уже поется, как гимн, как само собой разумеющееся, что они были
пределом высокого вкуса.
- Но ведь это же не миф — на спектакли обоих театров люди записывались в очередь.
- Потому что там правду говорили. Не обслуживали лозунги. Потому что искусство
занималось своим прямым делом — находилось в оппозиции к власти.
- Вспоминаю Ваше выступление после корпоратива в пермском модном бутике. Вы были
столичным «десертом» и вдруг объявили вечер военной поэзии. Я думала, Вас освищут, но зал
включился, слушал, последовали овации...
- Не надо думать, что люди заданы раз навсегда, их можно и убедить, и даже победить. В
наше время руководство Зала Чайковского с удивлением обнаруживает, что абонементы на концерты
художественного слова дают переполненные залы. Вдруг русское слово опять стало востребовано.
- Однако на сей раз Вы предпочли слово Владимира Сорокина...
- Низкий поклон Сорокину, как автору поэзии в прозе — я бы так это назвал. Это — русский
язык. Это победительная и страдательная часть нашей культуры, без которой она не жива. У
Сорокина классический подход к любой теме, которую он избирает.
Светлана Полякова.
"Культура: Еженедельная газета интеллигенции", 2-15 марта (№ 7) 2012 г.
|