smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"ИНТЕРНЕТ УБЕЖДАЕТ, ЧТО Я ЖИВУ В АМЕРИКЕ И ПРЕПОДАЮ В АКТЕРСКОЙ МАСТЕРСКОЙ".

Вениамин Смехов - один из актеров той самой легендарной труппы Театра на Таганке и запомнившийся всем Атос из фильма "Д?Артаньян и три мушкетера". А еще Смехов - режиссер: 1 мая в Музее кино покажут телефильм "Сорочинская ярмарка", который он снял еще в 1985 году. А еще - писатель: в издательстве "Время" не так давно вышли в свет две его книги - "Та Таганка" и "В жизни так не бывает". А еще - педагог, преподаватель актерского мастерства.
Накануне 45-летия Театра на Таганке, которое отмечается 23 апреля, с Вениамином Смеховым встретилась корреспондент "Газеты" Ольга Романцова.

— Вениамин Борисович, вам действительно запрещали снимать телефильм по Гоголю?

— Это был тяжкий год. Сначала мне запрещали работать, но потом Анатолий Эфрос позвонил начальству, и мне разрешили снимать. Недавно пересмотрел: Иван Бортник потрясающе играет пасечника по имени Рудый Панько - старика, в котором соединились удаль и безнадежное одиночество человека, оказавшегося на ярмарке сплошных потерь. Мы тогда договорились между собой, что делаем "Сорочинскую ярмарку" в честь великого режиссера Юрия Любимова, которого тогда лишили "Таганки" и гражданства.

— Эфрос стал худруком "Таганки" после изгнания Любимова. Как вы воспринимали его приход?

— Для нас, артистов "Таганки", это было семейной трагедией: при живом отце в театр пришел другой человек. "Таганка" при Любимове была, как ее удачно назвали, оазисом свободы в несвободной стране, театром чести, достоинства и художественных новаций, театром возрождения эпохи русского авангарда. Фактически его запретили уже на излете нашей театральной истории, к 20-летию "Таганки", и запретили неочевидно, "по-совковому". Тогда мне казалось, что Эфрос пошел навстречу пожеланиям политбюро ЦК КПСС. Сейчас понятно, что та ситуация была трагической и для него. Эфрос был великим режиссером, с которым я всю жизнь мечтал работать, но репетировал с ним "На дне", когда в Театре на Таганке воцарилось глухое средневековье. Мы играли печаль потери театра.

— Правда ли, что в Набережных Челнах вы с Высоцким ходили по городу под его песни?

— Нас отправили в Набережные Челны перед тем, как "подарить" поездку в Болгарию. Мы шутили: "Курица не птица, Набережные Челны - помощь загранице". Там все считали "Таганку" театром имени Высоцкого. А надо сказать, что рабочие в этом городе очень хорошо получали, при этом практически не пили и практически у всех были кассетные магнитофоны. И когда после дневного спектакля "Павшие и живые" мы с Золотухиным и Высоцким шли от Дворца культуры, где играл театр, в гостиницу, горожане ставили на подоконники магнитофоны и включали записи Высоцкого. Дней пять или шесть мы ходили в гостиницу под его песни. Помню, нас это ужасно веселило.

— Вы сейчас смотрите спектакли Театра на Таганке?

— Стараюсь смотреть регулярно. Но все-таки я уже 10 лет не выхожу на сцену "Таганки". А до этого лет шесть-семь выходил только в спектакле "Мастер и Маргарита": возвращаясь из поездок, несколько раз в год я играл Воланда. С каждым спектаклем играть было все сложнее: время и новые исполнители меняли многое в атмосфере прекрасного любимовского зрелища. Мы поговорили с Юрием Петровичем, и я с благодарностью ушел из спектакля. Но в театре бываю.

— В последние два года вы стали больше, чем раньше, сниматься в кино и на телевидении.

— Да, я сделал гораздо больше шагов в направлении киногоризонта, чем за предыдущие 18 лет.

— И что же заставило их сделать?

— Меня никто не может заставить, все случается само собой. Видимо, потому, что я благодарный фаталист. По-моему, я и в театре не попросил ни одной роли. Кроме "Дома на набережной" Юрия Трифонова, где я должен был играть положительную роль, а выпросил себе роль главного героя Глебова, то есть бяки противного. Но я не ожидал, что получу ее, как не ожидал Клавдия в "Гамлете" или Воланда в "Мастере и Маргарите". И в прошлой жизни, пока не снимался, не тосковал по кинематографу. Мне очень нравились мои занятия: путешествия, концертные программы, литературное сочинительство, записи аудиокниг. Я у микрофона сыграл в любимых книжках все роли! Только в "Мастере и Маргарите" было ролей 80.

— Считается, что больше времени вы отдаете работе за границей.

— Мы с женой Галей не раз делили вместе страны, континенты и работу в театрах. Правда, гораздо реже, чем об этом говорят. Так, интернет настойчиво убеждает, что я живу в Америке и преподаю в актерской мастерской. Хотя я работал в Германии, Франции, Чехии, Голландии, Америке, Израиле. Мне удалось поставить там спектакли и освоить преподавание на чужом языке. Но последние пять лет дома гораздо больше интересной работы.

— А вообще с интернетом у вас какие отношения?

— Сначала у нас были троюродные, а теперь - двоюродные благодаря Гале. Она работает только на компьютере и сидит в интернете.

— Книги пишете на компьютере?

— Нет, ручкой. Правда, жена меня научила редактировать текст на компьютере. Раньше все тексты набирала Галя, но у нее столько дел, что мне жаль ее нагружать. Многие мои книжки перепечатала наша подруга Наташа, в том числе и мои дневники.

— Вы по-прежнему их ведете?

— Веду, когда могу. Это тренирует внимание. Недавно придумал формулу: если хочешь добиться внутреннего согласия с собой, внутренней гармонии и порядка, надо позаботиться о внешнем порядке. Потому что он влияет на порядок внутренний.

— Что вы собираетесь делать в ближайшее время?

— Мне хватает работы. В начале мая выйдет посвященный Пушкину альбом "Да здравствуют музы" с подзаголовком "Литературно-музыкальное признание". Это соединение поэзии и музыки Давида Тухманова, Олега Митяева и моих. 27 мая в рамках Международного фестиваля хорового искусства в зимнем саду "Астории" в Петербурге прозвучит сочинение Дмитрия Смирнова "Приявший мир" на стихи Александра Блока для чтеца и смешанного хора, с моим скромным участием. Пишу книгу, готовлю инсценировку для театра, концертирую.

— Правда ли, что вам не нравится, если внуки называют вас дедом?

— Мне нравится присутствие юмора в словах "Дедушку надо слушаться". Но, признаться, во мне всегда побеждает не родственное начало, а дружеское. Пушкин в одном стихотворении говорит: "Поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума". Подписываюсь под этой фразой.


Беседовала Ольга Романцова.
"Газета" №70 от 21.04.2009г.



Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (18)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.