smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"В ПИТЕРЕ ПРОПИСАНА ЛЮБОВЬ".

Известный актер Театра на Таганке в последнее время больше занимается режиссурой, поставленные им спектакли и оперы идут в Германии, Америке.
О том, почему Петербург стал ему родным городом, какую музыку он слышит в его архитектуре, Вениамин Смехов рассказал корреспонденту "Тайного советника".

Питер никогда не был Ленинградом.

– Вениамин Борисович, вы, коренной москвич, как-то сказали, что приезжаете в Питер как домой. А как же тогда Москва?

– Как человек литературный, не могу отвечать на вопрос прямо. Начнем с Питера, который всегда был Питером и никогда не был Ленинградом для меня и для людей моего круга. Начнем с того, что чувствительность к наземному искусству, к застывшей музыке в архитектуре началась с ожога в мозгу, когда мне было четырнадцать лет. Тогда по обмену я попал в молодежный лагерь в Ольгине, он был именно молодежным, а не пионерским. Нахождение в нем сопровождалось всякого рода радостями, в том числе и сомнительными, и одновременно поездками в Питер. Вот оттуда у меня постоянная жадность к осмотру архитектуры.
Как сказала в беспримерном четырехчасовом интервью моей жене Марина Ладынина: "Мне предложили улицы, а я ухожу в переулки". Вот и я ухожу в переулки.

Питер - это музыка архитектуры, Исаакий, Нева, первые счастливые вспышки радости. С тех пор - с 1955 года - город остался для меня замечательным городом, сколько бы ни перебивали аппетит самые прекрасные места на свете.

Питер - это город, где по-настоящему, стопроцентно состоялась Таганка. Москва принимала ее по-разному, но Питер - оглушительно. Это случилось весной 1965 года в ДК Первой пятилетки (ныне уничтоженном. -Ред.). Театру на Таганке был ровно год, и годовалый "ребенок" научился ходить в Питере. Тут он научился ходить по венкам славы, по ступеням заслуженного успеха.

– Значит, раньше ездили за славой в Питер, а теперь в Москву?

- Произошла рокировка, но не будем уделять этому внимания, потому что это гадкая политика. А прекрасное искусство и любовь оказались прописаны в двух городах.

- Если "архитектура - это застывшая музыка", то, может, скажете, в каком районе города какая музыка?

- Я не такой самоуверенный, чтобы говорить об этом. У меня была первая повесть, по заслугам не опубликованная, о том, как человек, ставший актером, убегал из актеров. Это я о себе писал. Там каждый город я описывал через формы музыкальных произведений.

Мне кажется, в Питере было бы много разных влияний. Очень люблю музыку, звучащую на Московском вокзале. Как сказала мне моя жена, эту музыку в советские времена, наверное, потому назначили звучать, что из-за совпадений литавр она напоминает гимн Советского Союза. Но все равно это суровая, грустная и красивая музыка северян.

Думаю, что в архитектуре Питера много Грига. Эта музыка как бы сопровождает все путешествия по городу. Питер одинаково располагает опасаться, ругаться, скучать, испытывать холодрыгу, даже в самое жаркое время. И одновременно это нервное дыхание, счастливый восторг перед откровением гениальных итальянцев.

- Что вам нравится больше всего в городе?

- Бывший Кировский, ныне Каменноостровский проспект, наверное, из-за "Ленфильма". Но все равно любой город отзывается людьми. Питер осчастливил меня тем, что он явился мне благодаря дружбе с братьями Орловыми - Алексей был одним из лучших спортивных журналистов, а Миша мой ближайший друг. Это семейство из Ольгина. Мама Орловых - автор замечательнейших книг о Римском-Корсакове, Глинке и особенно Чайковском. По-моему, она даже автор известной версии смерти Чайковского.

- Какой?

- Что его убили. Согласно этой версии, было распоряжение князей убрать его, потому что он стал близок к кому-то из них.

"Высоцкий мог дать мне в глаз".

- По вашим книгам, статьям заметно, с какой теплотой вы рассказываете о своих ролях…

- Мне кажется, что у меня там с температурой все в порядке. Я бываю горяч, когда рассказываю о том, как играли на сцене Золотухин, Высоцкий, Демидова. В 1980 году в "Авроре" вышла подборка из моей книги о Театре на Таганке "Мои товарищи актеры". Это было моей печальной гордостью, потому что там - единственная работа, написанная о живом Высоцком. Золотухин рассказал об этой книге Высоцкому, и тот стал требовать экземпляр. Я сказал ему: "Там есть строки, которые могут тебе не понравиться". На что он ответил: "Мне Валерка рассказал. Дари".

- А что ему могло не понравиться?

- Я написал о том, что Высоцкий с гитарой, со стихом - это один человек, а Высоцкий в жизни - совсем другой. Там были такие упреки ему, за которые я мог получить от него в глаз.

- Например...

- Там была фраза, которой я гордился как литератор: "И вот он уже не похож на себя, потому что меняет друзей на фаворитов". Эта фраза, казалось мне, должна была его задеть, а она не задела его.После его смерти мы прощались с ним в его квартире, и я увидел книжку "Авроры" около его подушки.

- Как вы думаете, почему для нынешнего поколения Высоцкий не является тем, кем он был для вашего поколения?

- Это не так. Как-то я спросил у Василия Аксенова, когда встретились с ним в Америке: "Что для тебя главное в подходе к этой стране?" Он ответил:"Ничего не надо обобщать". Вы сейчас обобщаете. Я, например, свидетель того, что сегодня есть молодые люди, которые влюблены в поэзию Маяковского.

Русский язык не испохабить.

- Как вы относитесь к тому, что среди ваших коллег стало очень модным называть творчество "проектом"? Теперь "проекты" и у режиссеров, и у актеров, и у музыкантов.

- Очень смешной русский язык, конечно. Вы знаете, когда мы слышим все эти новоязовские образования - люди, так или иначе связанные с русским словом, - нас охватывает вполне негативное чувство. Но русский язык на самом деле гораздо умнее, богаче и лучше, чем все, кто о нем треплется. Он вместителен. Владимир Даль когда-то говорил, что в русском языке нет ни одного русского слова, кроме на букву "а". О том, как испохаблен русский язык, говорят не только сейчас, об этом писали адресаты и Тургеневу в 1860 году. Оказывается, чувствительность эта свойственна носителям языка. Переимчивость языка - это часть его собственного богатства. Достоевский называл это "великой отзывчивостью русской души".

- Но я не только про развитие языка спрашивал. Продолжение "Трех мушкетеров" - это был проект или творчество?

- Посередине. Не надо обобщать.


Беседовал Андрей Морозов.
"Тайный советник" (Санкт-Петербург), № 19 ( 347 ).
25.05.2009.




Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (24)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.