Интервью - "Вениамин Смехов: инсталляции для понимания"
Как заметили на портале «Газета.ru»: «Если в Перми и правда есть какие-то противники «Текстуры» и
культурной экспансии вообще, то они в дни фестиваля, вероятно, уехали в другой город». Корреспондент «ПН» хоть
и был загружен, но из города не уехал, и даже наоборот – нашёл время, чтобы сунуть свой дилетантский нос за
фиолетовые кулисы фестиваля «Текстура». Актёр театра и кино, режиссёр Вениамин Смехов, член Совета фестиваля,
поделился мнениями по некоторым вопросам, волнующим «текстурных» новичков.
Вениамин Борисович не первый раз приезжает в Пермь. Не далее как в прошлом году, 17 декабря, он отметил
поэтический фестиваль «СловоNova» своим сольным концертом, где читал Велимира Хлебникова, Дмитрия Пригова. Звучал
и Игорь Северянин: «Восторгаюсь тобой, молодёжь! Ты всегда, даже сидя, идёшь». Мнится мне, стих этот охотно можно
соотнести с фестивалем «Текстура» – и потому, что он довольно молод, и потому, что в основном нравится молодым.
И потому, что сидя на дискуссиях и дискутируя, быть может, даже только с самим собой, можно куда-нибудь да
уехать. Как-никак – движение.
«ТЕКСТУРА» – ОДНА БОЛЬШАЯ КОМПАНИЯ
– Я много раз говорил, что этот фестиваль – одна из самых лучших вещей, что творится у нас в России. Он
очень, очень новый. В нём могут быть переборы, конечно, как и в хорошей компании – творческой или студенческой,
где все друг друга перебивают. Уникальность «Текстуры» в том, что фестиваль скроен из многих ярких и «ершистых»
новостей. Он самобытен в том, что живо интересуется новостями кино и театра. Не переделами и не вторичными
продуктами, которыми промышляют наши отечественные сериалы. Новость, свежие идеи – это самое трудное в искусстве.
Ещё меньше новостей, которые исходили бы из интересов нашей российской культуры. Как говорил Булгаков: «Свежесть,
свежесть и свежесть, вот что должно быть девизом всякого буфетчика».
Публика каждого фестиваля – это его лицо. (Павел Лунгин на своей пресс-конференции назвал её «чокнутой»
– в позитивном смысле.)
– Я, должен вам признаться, человек довольно балованный в плане кинофестивалей. Из всех, что я видел,
судил, «Текстура» – самый оригинальный. Это легко можно увидеть по людям, которых он собирает. Отличие «Текстуры»
и в том, что здесь собрались организаторы, участники, зрители, которые ничуть не кичатся своим положением. Не
только знаменитые деятели «золотого» российского кино и театра, но и молодые энтузиасты. Могу сказать, что в зале
была публика разных социальных и возрастных категорий. Была молодёжь, много молодёжи, даже больше, чем ожидалось,
наверное. И реакция была довольно адекватной – это я как актёр могу сказать.
О школе Константина Хабенского (В Перми открылась весной 2011 г. на базе физико-математической школы №9.
Это совместный проект Константина Хабенского и краевого министерства культуры. Направлен на развитие творческих
(актёрских) способностей школьников.):
– Довольно богоугодное дело – работа с молодёжью. Особенно когда касается творческой педагогики. В этом
я поддерживаю Константина, он замечательный актёр. Мне кажется, из него выйдет хороший педагог. Возможно,
некоторые из детей позже и захотят выучиться более профессионально. Но актёрские навыки могут пригодиться и в
жизни. Мы знаем множество примеров из психиатрии и других областей, когда способности к лицедейству спасали людей
или просто выручали их. Поэтому в целом сама по себе мне идея кажется приятной.
ПЛАНЫ, ПЛАНЫ, ПЛАНЫ…
– В этом году я надеюсь ещё раз посетить Пермь, только уже с более эксклюзивным проектом, нежели,
например, в прошлом году. Называется он «Двенадцать месяцев танго». Это спектакль, состоящий из двенадцати
польских танго – от января до января, что включает поэзию Серебряного века и, впрочем, не только. В спектакле
заняты потрясающие музыканты, бывшие «гнесинцы», задействован видеоряд. С ноября (2010) по сентябрь (2011) мы
с Аликой (прим. – дочь актёра) объехали с этим спектаклем – он же концерт, он же представление – довольно
обширные пространства. Это были дома музыки и площадки в Москве, залы Эрмитажа, Тверь, Тула, Нью-Йорк, Берлин.
То есть много поездили, чтобы заслужить право приехать в Пермь.
Теперь, когда не за горами ещё тучи восхитительных фестивальных будней типа «Флаэртианы», остаётся делать
так, чтобы за рамками дискуссий, читок и спектаклей текстура пермских будней приобрела столь же заметную
культурную окраску. Каждый
Дарья Чурилова.
«Пермские Новости», 07.10.2011 г.
|