smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"ДЛЯ АТОСА - СЛИШКОМ МНОГО. ДЛЯ ВОЛАНДА - СЛИШКОМ МАЛО".

Вениамин Смехов на удивление полно реализовал свои разносторонние дарования. Автор нескольких книг, остроумный эссеист, педагог, режиссер, поставивший спектакли (в том числе и оперные) в разных странах, он, безусловно, прежде всего войдет в историю современного сценического искусства как актер. Я, разумеется, знаю весь его послужной список, но в нем заглавными буквами выделяются две роли. Рискну предположить: нет на отечественной, да и на зарубежной сцене более притягательных образов, в которых во всей таинственной полноте, во всей изумительной противоречивости воплотились свойства и признаки настоящего мужчины. Речь идет о героях двух великих романов - "Три мушкетера" Александра Дюма и "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова.

В далекие нынче 70-е годы Вениамин Смехов был дважды одарен судьбой. На сцене Таганки он воплотился того, кто по самоопределению - "Часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". В фильме по роману о четырех храбрецах предстал лучшим из мушкетеров.

Мне повезло быть свидетелем его триумфа. Вспоминаю, как мы летали в Москву, руководствуясь не столько расписанием рейсов "Аэрофлота", сколько репертуарной афишей театра на Таганке. Его лидер - Юрий Любимов - был в самом расцвете своего уникального таланта, рядом с ним мужали молодые талантливые актеры, с годами - властители дум нескольких поколений. Не только феноменально одаренный Владимир Высоцкий, но и Алла Демидова, Владимир Золотухин, Вениамин Смехов стали выдающимися артистами, поэтами и писателями.

Смехов, который одарил меня своей дружбой, рассказывает, что Мэтр вовсе не благоволил к нему, но как истинный профессионал ценил в начитанном молодом человеке не только очевидные актерские способности, но и истинную интеллигентность, порядочность и надежность. И это - при порывистости, романтизме, эксцентричности, присущих Вене - истинному питомцу вахтанговской школы, которую он и сегодня считает лучшей в мире. Любимов доверил Смехову и честь быть рядом при работе над несколькими спектаклями, и соавторство в композиции "Послушайте!" по стихотворениям Маяковского. Был еще в его таганской судьбе неожиданный, трагический, страдающий, порочный лжекороль - братоубийца Клавдий, с которым насмерть сразился невиданный доселе русский Гамлет - Владимир Высоцкий. Но кульминацией таганской главы Смехова стал Воланд.

У каждого из театралов тех лет - свои кумиры, свои спектакли-вершины. Для меня это - "Мастер и Маргарита". Любимов собрал замечательный актерский ансамбль, который, на мой взгляд, при всей условности тогдашних постановочных средств начисто переиграл участников всех последующих попыток переложения великого романа на язык театра и кино.
Увы, эта выдающаяся, эпохальная работа Мастера Таганки - в отличие от тысяч серых и канувших в забвение спектаклей его современников - не была полностью и качественно отснята телевидением. Лишь в редких профессиональных и любительских фото- и кинокадрах, мемуарах участников постановки, рецензиях, а главное - в воспоминаниях зрителей оживают инфернальные реалии Действа, сочиненного Булгаковым по подсказкам Сверху и Снизу.
Смехов-Воланд, как и другие актеры, играл практически без грима. Из всех аксессуаров Мессира, подчеркивающих его дьявольскую суть, он выбрал шпагу. И еще - голос, проникающий не только в самые тесные и глухие уголки таганской галерки, где толпились "протырившиеся" провинциалы (кстати, Веня на своем недавнем творческом вечере на сцене нашего русского театра с удовольствием вспомнил этот термин), но и в потаенные глубины наших смятенных душ, впервые соприкоснувшихся с безднами и взлетами героев булгаковской Мистерии. И приблизительно в это же время одесский режиссер Юрий Юнгвальд-Хилькевич пригласил Смехова на роль Атоса в своем сериале по роману Дюма.

Признаюсь в неизбывной любви к этой книге, которая уже десятки лет скрашивает мне и горькие, и унылые, и безысходные мгновения. С глубоким удовлетворением констатирую: нас, околдованных немудреной и волшебной историей похождений четырех повес в далекие времена, когда Францией правил не король, а кардинал Ришелье (дядя нашего Дюка), меньше не становится. Напротив! После съемок телепередачи "Собеседник", в которую я пригласил Смехова, ставшего гостем Одессы тщаниями агентства "Бельэтаж", молодые монтажеры и операторы попросили его расписаться на потрепанных томиках Дюма - семейных реликвиях.

Как и Воланд, Атос - воплощение сдержанного, потаенного мужского шарма, того, что нынче определяют как "мачизм". Юра Хилькевич (не только режиссер, но и профессиональный художник) показывал мне свои рисунки, сделанные во время съемок "Трех мушкетеров". На них, пожалуй, еще отчетливее, чем в кинокадрах, видны и благородная осанка, и мужественная сдержанность высокородного графа де Ла Фер, скрывшегося под мушкетерским плащом Атоса.
Веня, нежно и преданно привязанный к побратимам по полку бравого капитана де Тревиля, уверен, что Александр Дюма списал образ гасконца Д'Артаньяна с петербуржца Михаила Боярского.
В свою очередь, рискну предположить, что прообразом Атоса вполне мог бы стать Вениамин Смехов, уроженец Москвы, имеющий и одесские корни. Его мать - Мария Львовна (врач-педиатр) провела детство и юность на Троицкой, угол Екатерининской и мы с Веней постояли на этом углу, где в годы нашего детства была лучшая в городе будка с лучшими газировкой и сиропами. По учебникам отца - профессора Бориса Моисеевича Смехова, учились многие знаменитые экономисты, в том числе - Шаталов, Гайдар, Чубайс.

Так уж сложилось, что мы с Веней встречаемся в соответствии с "регламентом", установленным Дюма для своих героев - двадцать, десять лет спустя.

Столь необычные герои, которых Смехов - нет, не сыграл, а воплотил - имеют над ним определенную власть, о которой он наверняка знает, но, как и положено дьявольскому мушкетеру, не распространяется.

- Если бы тебе, Веня, сегодня предложили некий патент на нечто, в котором вместо фамилий однополчан ("Но, слава Богу, есть друзья, а у друзей есть шпаги!") зиял бы прочерк, сумел ли бы ты поступить, как твой герой, отрекшийся от лейтенантского чина в пользу юного Д'Артаньяна: со словами, ставшими формулой чести для многих поколений пацанов: "Друг мой, для Атоса это слишком много, а для графа де Ла Фер - слишком мало"?

- Знаешь, мне в жизни удивительно везло, - ответил он, - я все, о чем мечтал, разумеется, и в театре, и в кино, получал совершенно неожиданно. Все, даже казавшееся невозможным, получалось как бы само собой.

А я подумал, что Смехов, может быть, и сам того не осознавая, живет согласно совету умудренного вечностью Воланда, чьим голосом провозглашал со сцены Таганки: "Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!".
Так случилось и на сей раз. После творческого вечера, радуясь теплому приему одесситов, Смехов все же нервничал из-за того, что сильный туман может помешать ему вовремя вернуться в Москву, где с важным разговором ждала его дочь Алика.
Но удивительным образом на короткое время вдруг из мглы выглянуло солнце и продержалось на небе ровно столько времени, чтобы его хватило на старт самолета.
Договорились встретиться в будущем сентябре.
Десять месяцев спустя.

Одесский "Закат" в степях Айовы.
Десять лет назад судьба свела меня с Вениамином Смеховым в американском штате Айова. Профессора Анатолий Вишевский и Том Армстронг - лидеры кафедры русского языка и языка Гриннел-колледжа - выдвинули идею проведения в этом вузе международной научной конференции "Мифы и реалии Одессы" и я стал ее куратором с нашей стороны.
В ноябре 1996 года в самый кукурузный штат Америки съехались видные специалисты, знатоки одессики - профессор Патриция Херлихи, автор одной из самых интересных и оригинальных книг по истории Южной Пальмиры, профессор Александр Воронцов-Дашков, потомок светлейшего князя Михаила Семеновича, столь многое сделавшего для становления Одессы, писатель Аркадий Львов и многие другие - историки, искусствоведы, культурологи, переводчики.
Звучали доклады и сообщения, большой интерес вызвали материалы, привезенные мною из Одессы, - документы, предоставленные литмузеем, графика Геннадия Гармидера, книги одесских авторов.
Сюрпризом для всех нас стал спектакль по пьесе Исаака Бабеля "Закат", поставленный Вениамином Смеховым на студенческой сцене колледжа. Все роли вдохновенно и старательно исполняли будущие театроведы - юные американцы, которым режиссер помог вникнуть в реалии жизни, некогда кипевшей в далеком южном городе Одессе на берегу Черного моря.

Феликс Кохрихт.

Всеукраинский одесский ежемесячный журнал "Пассаж".
6 января 2007 г.



Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (26)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.