smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"ТЕАТР И КИНО НАШЕЙ ПАМЯТИ".

Два очень разных и достаточно популярных артиста, - Леонид Филатов и Вениамин Смехов - вышедшие из одного театра, делают на телевидении цикловые передачи. Первая называется "Чтобы помнили". Вторая - "Театр моей памяти".

Передачи получаются тоже очень разными. Хотя тема общая - люди искусства. Несходство прежде всего в местоимениях. Вениамин Смехов вспоминает от себя лично. Леонид Филатов и его программа аппелируют к всенародной памяти. Памяти о тех артистах, которых уже нет в живых. Каждая передача последнего - что-то вроде мемориального комплекса у могилы достойного человека. Отсюда несколько назидательный и патетический слог ведущего. Он словно укоряет публику и выговаривает ей за то, что она столь легкомысленна, переменчива в настроениях и симпатиях.

Не в том дело, что публика не заслужила этого упрека, но в том, пожалуй, что слишком однообразны сами "комплексы". Они сконструированы по одной схеме.
... Был юный, улыбчивый Леонид Харитонов, сыгравший Ивана Бровкина и еще несколько ролей в кино, работавший во МХАТе, а прошло совсем немного времени, и о нем забыли. И умер он незаметно для широкой публики. Тоже самое - об Инне Гулая, об Изольде Извицкой, о Екатерине Савиновой, о Юрии Зубкове, еще о нескольких артистах...
Нечаянное исключение - тот выпуск программы, что был посвящен Юрию Богатыреву. Вообще-то характерная для Филатова менторская, морализаторская интонация на сей раз осталась во "вступительном слове" и почти сразу забылась... Все, кто вспоминали об актере - Саввина, Гундарева, Табаков, Михалков, Райкин - не просто говорили о нем хорошие слова, но заглядывали в себя, касались своих сокровенных переживаний, ощущений, сомнений...
Передача о Богатыреве - исключение не только нечаянное, но и обнадеживающее. Она намекает на возможность иных отношений с прошлым.

Память каждого из нас в отдельности и всех вместе не должна оставаться темной кладовой, в которую все, что не нужно в данную минуту, без разбору сваливается. В этом случае она делается похожей на знаменитую плюшкинскую кучу отслуживших свой век вещей. Культура - это другая "кладовая".

Проблема в том, чтобы прошлое оставалось жилым, а применительно к культуре - игровым пространством.
Вчерашний день культуры нуждается не только в мемориальном комплексе, но и в "мемуарной рефлексии". В последнем случае без местоимения от первого лица единственного числа обойтись трудно.
Потому и не обходится без него Вениамин Смехов, когда вспоминает о своем общении с Николаем Эрдманом, или о работе над "Али-бабой", или о самом главном, что было и, очевидно, останется в его жизни - о театре, который был для него многие годы домом.

Славное прошлое Таганки можно было бы и не ворошить. Таганка нынешняя раздвоена... Осталось одно название. Да и то на двоих. Но ведь та, что скрылась за горизонтом 70-х, - не мираж; она была.
Смехов нашел верную позицию и интонацию в разговоре о своей артистической родине и родне. На "сцене" театра его памяти воспроизведен один из эпизодов обреченной борьбы за ту еще Таганку. Эпизод не героический, а вполне рутинный. Главный режиссер Юрий Любимов уже был выдавлен из страны. Но какая-то надежда еще теплилась, еще казалось, что можно посредством искусной интриги заставить советскую власть отступить.

Одним словом, раскручивался тот самый сюжет, который затем, после начала перестройки, Леонид Филатов столь художественно и патетически воспроизвел в своем первом и пока единственном фильме "Сукины дети".
То была страшно героизированная и в меру режиссерских способностей автора эстетизированная неправда о братской солидарности тех самых актеров и актрис, что через каких-нибудь два-три года жесточайшим образом перегрызутся из-за здания.
И брат подаст в суд на брата, и ученик напишет кляузу на учителя...

Самый смешной парадокс даже не в том, что здание Таганки, некогда считавшееся рассадником антисоветской заразы, стало сегодня одним из идейно-художественных оплотов возрождения советского режима. Но в том, пожалуй, что иные из "сукиных детей" Любимова, выдержав некогда испытание гражданственностью, не смогли сдать экзамена на элементарную человечность.

Смехов в своих воспоминаниях о том, что прошло, ни у кого не оспаривает правоту ни моральную, ни материальную... Он всего лишь наводит мосты между прошлым и возможным будущим. Он и себя чувствует обязанным быть чем-то вроде "мостика" между тем, что делал когда-то в театре и кино, и тем, что делает нынче в театре и кино.

Юрий БОГОМОЛОВ.
"Московские Новости", 16.01.1996, № 2.


"О СТАРОМ ДОБРОМ ГОСТЕЛЕРАДИО".

Много лет назад в Театре на Таганке проходили концерты под названием "В поисках жанра". Эти встречи представляли собой некий жанр, где актеры демонстрировали все свои профессии и призвания. Актер, режиссер, писатель Вениамин Смехов всегда принимал участие в таких вечерах. Затем, когда эта традиция ушла, стал давать сольные концерты в России и за границей. Теперь Российское телевидение предложило Смехову сделать подобную телевизионную передачу. Предложение было сделано как бы не ко времени - у Смехова на носу была полугодовая поездка в Германию и Америку. Однако отказаться от заманчивого предложения он не смог и буквально за месяц снял шесть получасовых программ под общим названием "Театр моей памяти", которые будут выходить раз в месяц. "Телевидение - моя зазноба, - признался Смехов. - Ведь когда-то я ставил много телевизионных спектаклей: "Фредерик Моро", "Сорочинская ярмарка", "Джентльмены конгресса", "Первые песни, последние пески" и так далее. Я знаю телевидение, правда, только то, каким оно было раньше. И многое могу об этом рассказать".

Майская программа "Театр моей памяти" вопреки своему названию будет проникнута ностальгией по "Останкино", по старому-доброму Гостелерадио. В апреле Смехов хочет повиниться перед мушкетерами за свое легкомысленное отношение к фильму. "Я считал серьезным делом только театр, а приключенческий фильм - это так, игрушки. И только сейчас понимаю, что Дюма воспитал мое поколение, как "Три товарища" Ремарка". У Смехова на квартире соберутся все мушкетеры и каскадер Юрий Баллон. В июне - во время застолья в мастерской художника и писателя Юрия Коваля - друзья вспомнят Юрия Визбора. Следующий выпуск будет посвящен Владимиру Высоцкому. Речь пойдет о веселых вещах - о закулисье спектакля "Гамлет" расскажет друг Высоцкого Виталий Шаповалов, о Высоцком-отце - Людмила Высоцкая. В сентябре - о Николае Эрдмане будет вспоминать внучка Мейерхольда Мария Мейерхольд. И последняя из шести программ посвящена Владимиру Маяковскому - через рассказ о его музе Лиле Брик.
Одним словом, как говорит сам Вениамин Смехов о своей программе, это соединение истории и лицедейства.

Виктор ДАВЫДОВ.
"Известия", 1995.



Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (1)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.