smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

Интервью - "Неукротимый оптимист"

Сегодня Вениамин Смехов отмечает юбилей.

Самому благородному Атосу нашей страны и ее самому известному Воланду исполняется 70 лет. Актер, режиссер, литератор, чтец Вениамин Смехов считает, что его судьбу определили любовь к русской литературе и верность друзьям. Эти два "паровоза" выстраивали "расписание" жизни, помогали в самые сложные ее моменты сохранять внутреннее достоинство и душевное равновесие, ощутимое и в сыгранных им героях, и в двухтомнике театральных мемуаров актера, и в любом из его интервью.

В книге воспоминаний Вениамин Смехов описывает эпизод своего первого успешного выступления: поставленный на табуретку в госпитале трехлетний Веня поет "Артиллеристы, Сталин дал приказ!", а вокруг рыдают медсестры. "Только много лет спустя, - отмечает автор, - я понял, что плакали эти женщины, вспоминая ушедших на фронт мужей". Ощущение, что за любым личным актерским успехом всегда присутствуют причины большие и важнейшие, Вениамин Смехов, похоже, сохранил на всю жизнь.

В великолепной когорте легендарной поры Таганки практически все первачи труппы выделялись не только лицедейскими способностями, но и литературными дарованиями. Все сочиняли стихи и прозу, песни и сказки, писали инсценировки и капустники, сценарии и литмонтажи. "Кастальский ключ" бил нефтяным фонтаном, чудо Таганки рождалось из веселой складчины талантов. А непредсказуемый Мастер - Юрий Петрович Любимов умел из разнородных и разноприродных "искр" своей труппы составить тот самый "костер", к которому тянулись лучшие люди страны - космонавты и физики, поэты и писатели, драматурги и искусствоведы.

История Таганки еще ждет своего Толстого, но ни один историк театра не сможет обойтись без воспоминаний Смехова. В своих мемуарах он сумел передать эту неповторимую заводную атмосферу великого театра, когда бытовой сор и высокие порывы духа, ежеминутно сталкиваясь и конфликтуя, рождают такие постановки, как "Десять дней, которые потрясли мир" и "Антимиры", "Час пик" и "Мать", "Гамлет" и "Зори здесь тихие", "Дом на набережной" и "Мастер и Маргарита".

В своей ранней повести "Служенье муз не терпит суеты" Смехов очень детально описал метания молодого артиста, в котором узнаются автопортретные черты, между репетициями и халтурами, полетами духа и житейской прозой, где есть очереди за молоком для дочек и добывание хлеба насущного. "Суета жизни" часто оказывалась губительной для его героев: для прагматичного Глебова из "Дома на набережной", для импозантного Клавдия, целиком погруженного в крысиную борьбу за неправедно доставшиеся "корону, край и королеву". Вениамин Смехов умел передать притягательность жизненных соблазнов для человеческой души.

Но умел понять, разделить и сыграть и другое: возможность человека взглянуть на "жизни мышью беготню" из другого измерения. Это может быть измерение поэзии - не зря же именно русскую поэзию Вениамин Смехов называет самой большой любовью своей жизни, и его чтецкие вечера, на которых он читает Маяковского и Пастернака, Самойлова и Слуцкого, десятилетиями собирают зрительный зал. А в театре вместе с Владимиром Высоцким, Леонидом Филатовым, Валерием Золотухиным, Борисом Хмельницким он играл в поэтических постановках Любимова ту или иную ипостась поэта.

Но есть в его биографии образы, в которых герой поднимается до взгляда на человеческую судьбу с высоты "птичьего полета". Этот отвергающий чуть презрительный жест, обращенный ко всевозможным "лакомствам" бытия, был главной чертой и его Атоса из "Трех мушкетеров", и его Воланда из "Мастера и Маргариты". Невозможно-благородный герой Дюма и скептичный дьявол, написанный Михаилом Булгаковым, в исполнении Вениамина Смехова умели иронически-отстраненно посмотреть на окружающий мир, трезво оценивая его кружащие голову погремушки страсти, успеха, денег, карьеры... "Рукописи не горят", - успокаивающе констатировал его Воланд в финале спектакля, подчеркивая лежащий за внешней суетливой мельтешней будней строгий замысел мироздания, где кирпич никогда не падает на голову "случайно" и "беспричинно".

Ощущение мира как произведения, в котором есть свои ритмы и свои рифмы, в высшей степени присуще и самому Вениамину Смехову, умеющему сохранять покой и достоинство в самых непростых ситуациях.

К семидесяти годам человек накапливает грусть и мудрость, благожелательность и терпеливость. Мемуары Вениамина Смехова вполне могли бы называться мемуарами счастливого человека, а всю жизнь сохранившего доверие к своей судьбе и умение глядеть на близких людей влюбленными глазами. Он считает себя счастливчиком, которому повезло и с семьей, и с друзьями, и с работой, и с любимой женщиной, с детьми и внуками. Описывая однокурсников, коллег, друзей, случайных попутчиков, Вениамин Смехов щедро пользуется превосходными степенями и эпитетами, обращая иронию прежде всего на собственную персону.

Согласно анекдоту, пессимист будет расстраиваться, что его стакан наполовину пуст, а оптимист обрадуется, что его стакан наполовину полон. Вениамин Смехов называет себя "неукротимым оптимистом, убежденным, что в конечном итоге все образуется, какие бы кризисы не лезли нам в душу и какие пожары не полыхали бы вокруг".

Ольга Егошина.
"Новые Известия" № 142
10 августа 2010 г.




Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (20)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.