smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"ВЕНИАМИН СМЕХОВ. ЖИЗНЬ ПОД ОПЕКОЮ НЕБЕС".

Говорить с ним невероятно приятно. “Какая речь! Какой слог!” - все два часа разговора ловлю себя на этой мысли. А юмор какой! А мышление! А мудрость! Короче, сплошной восторг и профессиональное, да что там, просто человеческое счастье от общения.
Достижений и регалий у Вениамина Смехова больше, чем достаточно, но… «Мне приятней, когда меня представляют так – актер, режиссер, путешественник, человек».

Актер. «Феномен театра «На Таганке» невозможно объяснить»

— Вениамин Борисович, в последнее время Вы часто путешествуете по российской периферии, чем она так влечет?

— Для того, чтобы понять, что Россия – это не только Москва, я остановил бег своих коней и полгода в прошлом году курсировал по своим родным городам. А потом вернулся в Москву с праздничным чувством. Что не все потеряно, что эти хорошие, крепкие города умеют обходиться без московских подачек и московского диктата.

— Убедились, что Россия – это не только Москва?

— Можно даже сказать, что Москва – это вообще не Россия, как Нью-Йорк – не Америка. Это мегаполис, который отделен необычайностью своих возможностей. В Москве можно найти абсолютно все, в том числе и свой Омск.

— Свою провинцию?

— Провинция – это понятие не географическое, а эстетическое. В Омске, как и во всех городах, есть проявления первоклассности и третьестепенности. В юности я год служил в самарском театре. И это был настоящий столичный театр, столичный зритель. Самарская интеллигенция была интеллигенцией высшего сорта. А потом я вернулся в Москву и попал в «провинциальный» театр драмы и комедии, его из-под палки посещали крестьяне соседних деревень. Это был театр, который мог гордиться первым местом с конца. По парадоксу судьбы через полтора года туда въехал Юрий Любимов и родился театр «На Таганке» - самый столичный.

— Самый знаковый, самый феноменальный… Как вообще он мог родиться и жить в те времена?

— Театр «На Таганке» и его феномен невозможно объяснить. Работа вне календаря – с утра до ночи, нищенская зарплата. А результаты, которым можно если не позавидовать, то поразиться. У нас всегда была презумпция работы, а не презумпция выгоды. Предпочтение бизнес-подхода все равно не прививается к нашей культуре.

— Нищенская зарплата в лучшем театре страны?

— Перед первой поездкой за границу в Чехословакию в 1972 году меня предупредили – не отвечайте на вопросы о зарплате. А чешские артисты мимоходом называли свою зарплату, которую я в уме переводил на наши деньги.

— И разница была существенной?

— Мой папа, известный экономист, профессор, по положению своему получал 500 рублей. А мы, актеры, 100. Максимум 150. А в той же там молодые артисты начинали с этой профессорской цифры.

— По-моему, у нас мало что изменилось за это время.

— В этом и есть двойственность положения. Страна районного масштаба, которая считала и считает себя великой державой. Не может быть великой державы, где руководители, меняющиеся пофамильно и по жанру страны, занимаются чем угодно, только не состоянием своего народа.

Режиссер. «Мы все дети «вопрекизма»»

— Вам, как режиссеру, ставящему и в России и за рубежом, наверное, легче сравнить жизнь наших и «их» театров?

— Если исходить из прагматических пунктов, то надо подчеркнуть значение слова «чудо». Выживание театров во всем мире приблизительно похоже. Но там выживают за счет закона, а у нас за счет чуда. Я отказываюсь объяснять, почему мне хорошо живется в Омске, в Питере, в Нижнем, в городах, где я работаю или бываю, когда езжу по России.

— Неужели ничем нельзя объяснить это чудо?

— Опека небес. Все в жизни противоречит появлению таких людей как Башмет, Спиваков, Темирканов. Смоктуновский, Борисов, Петренко не должны были стать такими, какими стали. Я не думаю, что кто-то ответит – почему. Это вопрос прямого контакта нашей культуры с небесами, по другому объяснить нельзя. Мой любимый режиссер Петр Фоменко когда-то очень точно сказал – «в России есть только один вид «-изма» - «вопрекизм»». Может быть, правы те, кто говорит, что у нас что-то получается хорошо, потому что нас держат за горло. Мы все дети «вопрекизма».

— За рубежом не так?

— ам другой порядок, как правило, очень сухой. Там хозяин – время, которое деньги. У меня там шесть недель на постановку оперы и восемь на драматический спектакль.

— Неожиданный «режиссерский ход» - из драмы в оперу…

— Не такой неожиданный. Таганка всегда была связана с музыкой, сам Любимов был ею пропитан и все спектакли строил по канве, по ритмическому рисунку мюзикла или оперетты. И потом в моей жизни был опыт «Али-бабы и сорока разбойников». Это был итог моих разгильдяйских капустников и пародия на скучнейшую «Шахерезаду». Особая радость, когда в других странах ко мне идут за автографом с этими старыми пластинками.

— Чем отличается оперная режиссура от драматической?

— Четкий распорядок, определено, когда ты хозяин, а когда начинается твое бесправие, и ты кусаешь себе локти, надо еще что-то сделать, изменить, но уже нельзя. Опера отличается еще и тем, что когда я прихожу на первую репетицию, артисты уже все знают – музыку, свои арии. И я из этого делаю театр. А в драматическом театре я – сочинитель. Самый счастливый момент, когда я наедине сам с собой, с бумагой, с CD-плеером, с эскизами.

Путешественник. «Я - гастролер»

— Неужели не утомляют постоянные перемещения в пространстве?

— Я – гастролер, меня утомляет, если я месяц сижу на одном месте. И потом, где бы мы ни были, мы все равно остаемся в своем замкнутом кругу. Есть интернет, русское радио и телевидение. Совсем не обязательно ежедневное присутствие в Москве, чтобы быть вовлеченным в новости или старости нашей жизни. Все зависит от человека, кто хочет – тот знает.

— То есть географического понятия «родина» не существует?

— Западным журналистам, на вопрос, где моя родина, я отвечаю – «моя родина – моя жена» или «моя родина – русский язык».

— И все-таки, нам есть что дать миру и что взять у него?

— Интересная инверсия происходит в современном мире. Мы легко теряем свое. На деле мы американизируемся и берем самое худшее, что там есть – Дисней, фаст-фуд и терминологию. А там все больше берут нашего, они помогают своей культуре тем, что учат людей Чайковскому, Барышникову, российскому театру.

— Однако зачастую можно услышать, что в той же Америке и театров-то нет.

— Так говорят люди, приехавшие туда на день и уже все знающие. Американская культура не имеет никакой государственной заботы, они предоставлены сами себе. Отсюда все плюсы и минусы. Это совершенно другая планета. Ее не понимают те, кто прожил там десятки лет. И я не понимаю. Одна из моих шуток на эту темы – «Америку открывать бесполезно, ее надо использовать в закрытом виде».

Человек. «Цену тому, что я сделал - знаю»

— Приходится ли Вениамину Смехову заставлять себя делать то, что не хочется?

— Актеры, как известно, не большие любители ходить в театр. Очень часто солидные и известные актеры в разных странах на разных языках говорят одно и то же – «мое место сцена, я не обязан бывать в зале». Но поскольку моя жена – театральный критик и киноисторик, то она тащит меня за шиворот на все премьеры. Да еще моя Галочка норовит локтем стукнуть, когда я хочу на спектакле заснуть. Причем она догадывается о том, что я засну, ровно за секунду до этого. Как? Это уже законы любви и русского семейства.

— Вы – публичный человек. Повышенное внимание прессы не раздражает?

— Я поздно стал публичным, у меня от этого голова не кружится. Не так давно на пресс-конференции в Питере меня расспрашивали крепкие, вполне известные журналисты. И я должен был им кинуть один тест.

— Какой?

— Я сказал: «Вы так со мной разговариваете, как будто я представляю для вас какой-то широкий интерес. А на самом деле всей цены мне для вас – это роль Атоса, и больше ничего. Но мне-то это неинтересно. А в театре, основном месте моей жизни вы меня видели, а книги мои читали?» В общем, я перечислил какие-то свои интересы.

— И?

— Я попал этим вопросом. Выделились два человека, которым не только я был интересен, но и они мне. Я думаю, что это важно. Во мне нет тщеславия, но честолюбие – это естественный спутник любого человека искусства. Я не придаю себе особого значения, но цену тому, что я сделал – знаю.

Анна САННИКОВА
"Realno.info - Реальные новости от реальных людей", 04.10.2006.



Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (9)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.