smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"ВЕНИАМИН СМЕХОВ: ОМСК - ЗАГРАНИЧНЫЙ ГОРОД"

"Мир вашему дому", - его первые слова Омску и "Пятому театру". Утомительный ночной перелет, прибытие в 5 утра, легкий "пересон" (как "перекус") в гостинице - и вот он предстал пред наши очи. Актер, режиссер, писатель Вениамин Смехов приехал в Омск - работать, ставить пьесу в "Пятом театре"…


- Прошел год после Вашего последнего приезда в Омск…

- Семь месяцев.

- Что за это время произошло в Вашей жизни?

- Продолжалась жизнь моей семейной кооперации, то есть моя жена и я - Галя Аксенова и я - мы двигались вместе - каждый по-своему, но все равно вместе, помогая друг другу. У Гали был курс лекций по истории русского кино в университете Эмори в Атланте. Второй год они нас приглашали. В прошлом году я ставил "Мастера и Маргариту", а в этом году поставил "Закат" Бабеля в университете. Параллельно по заказу издательства "Вагриус" работал над книгой, которая сейчас в Москве ближе и ближе идет к выпуску. Она называется "Жизнь в гостях". Это такая документальная беллетристика, или дневниковая беллетристика - путешествия по всему свету, которые мне посчастливилось пройти пешком, в самолетах, в машине (я проехал на автомобиле многие тысячи километров по Европе, по Австралии, по Америке). Но самый главный интерес - это встречи и возвращения. Это было и в этом году - встречи и возвращения: друзья, любимое дело, театр, кино, концерты и возвращения.

- Все-таки дом - Москва?

- Москва - дом естественный и всегдашний. Хотя мой внук, 17-летний Леня Смехов, который закончил первый курс МГУ (русская филология), собрал информацию обо мне в Интернете и прислал все ссылки. Я увидел, что столько всякого вранья - и трогательного, и милого, и глупого, и всякого другого - на несколько тысяч знаков... я понимаю, что дело совсем не во мне, у меня нет особого уважения к тому, что я сделал по сравнению с другими. Я вообще учусь у Булата Окуджавы не придавать себе особого значения и знать при этом себе цену.

Из отвлечений этого времени - наши поездки. Дважды мы были в Италии. Первый раз в каникулы мы сняли машину в Милане и проехали по Тоскане. Целью было посещение киношедевральных мест. Мы ездили по любимым фильмам, таким, как "Амаркорд" Феллини. Город Римини, Пьяццо Феллини, и центр его фильма - гостиница "Гранд-отель". И с большой скидкой мы жили в этом дорогущем отеле, а скидку нам сделал сценарист Ф.Феллини, М.Антониони, А.Тарковского - Тонино Гуэрро. Мы думали, что в марте мы будем наслаждаться солнцем в Италии, а там было очень снежно, но я смело - а я все-таки московский водитель, - протащился по этим снегам, и оказался там, где бывали очень многие наши с вами любимые люди. Тонино Гуэрро он выступал в большом клубе, который называется "Клуб львов" - всемирный клуб, куда входят обычно жутко богатые люди, поэтому я о нем ничего не знал. Актеру не положено быть богатым, это известно, - особенно российскому.

- Почему?

- Потому, что как только актер становится богатым, он перестает быть актером. Вообще для художника есть разница между словами богатство и достаток. Быть в достатке - это нормально.

- А вторая поездка в Италию?

- Мы прилетели в Венецию на три дня по приглашению виолончелиста Александра Князева. В знаменитом концертном зале было выступление Александра Князева и венецианского оркестра под управлением Юрия Темирканова, которого я знаю почти тридцать лет, и мы с ним встречались и в Питере, и в Москве, и в Рио-де-Жанейро, и в Балтиморе, а теперь в Венеции. Вот такая странная жизнь.

- Почему странная? Замечательная, можно только позавидовать.

- Когда я был в своем активном таганковском возрасте, то был невыездным. Я тогда думал: мне моей страны хватит с головой. А потом, когда был приглашен впервые в Германию, в Израиль, потом в Америку и дальше, я увидел, что мир прекрасен, и в Нью-Йорке ненамного хуже, чем в Ташкенте. Хотя, конечно, это чужой мир, мы никогда его не поймем, у меня даже есть фраза (может быть, выйдет книжечка моих всяких веселых прибауток), что Америку открывать бесполезно, ее надо использовать в закрытом виде.

Три дня назад я вернулся из Киева, это были места родных и друзей, и фильмов, и телевизионных проделок, и два больших концерта, и встреча с режиссером фильма "Али-баба и сорок разбойников". Через двадцать четыре года после того, как я сочинил этот мюзикл, а С.Никитин и В.Берковский написали музыку просто фантастическую, гораздо лучше, чем мои стихи, но все равно все вместе пригодилось, и я поставил с О.Табаковым, С. Юрским, Н. Теняковой, Л. Филатовым, А. Джигарханяном звуковой фильм на фирме "Мелодия", и фильм оказался самым тиражным на этой фирме. Но прошло очень много времени, и вдруг две фирмы объявили соревнование перед нами: перед композиторами, но больше всего передо мной, потому что я автор, и я выбрал СТС, тем более что ее генеральный директор А. Роднянский - очень интересный человек. В старом новом мюзикле будут в ролях многие известные актеры-певцы, я счастлив, что там одну из главных ролей будет играть моя дочь Алика, которая теперь уже слава богу сыграла комедийную роль на телевидении, правда, я этот фильм не смотрел, и, может быть, правильно делаю, потому что говорят разное, но я слышал и много хорошего. Я, между прочим, тоже денек поснимался с Аликой.

Вышли в издательском доме "Союз" в серии "Книга вслух" на дисках "Мастер и Маргарита", "12 стульев", и я читаю в манере Николая Эрдмана гениальную, может быть, самую гениальную русскую пьесу ХХ века - "Самоубийцу". Я рад, что попал в компанию очень хороших моих молодых коллег. Самый молодой - Леонид Ярмольник (смешок), но он для меня и был молодой, когда пришел на Таганку, но и совсем молодые звездные имена - Безруков Сергей, Маша Голубкина, Женя Миронов.
Еще один новый проект - я буду ставить спектакль в известном колледже "Смит" под Бостоном. Там работал Иосиф Бродский, между прочим, как филолог, Виктория Швейцер, а я буду ставить пьесу И.Бабеля "Мария". Есть впереди предложения в Москве, и кино, и театр, а я начинаю этот сезон с Омска.

- Что касается Омского проекта, расскажите об этом поподробнее…

- "Красавец мужчина" - пьеса вкусная, аппетитная, вызывающая у меня просто какой-то, знаете, зуд - поработать с актерами, и их растормошить, развеселить. В основном как режиссер в России я работал на телевидении, поставил несколько спектаклей. Любимов на Таганке в самые горячие времена часто использовал меня как режиссера. Также я ставил в Таллине, Рязани и в Москве. За эти пятнадцать лет много поставил в Германии и оперных, и драматических спектаклей, в Голландии, Чехии, во Франции, Америке, а теперь заграничный город Омск…

- Почему заграничный?

- Потому что он за гранью логики. По логике я должен был делать что-то у себя в Москве или в Питере, где я поставил несколько лет назад "Горячее сердце" тоже Островского. Но это все шутки, но и должно быть весело, потому что это одна из самых веселых, праздничных и язвительных пьес Александра Николаевича Островского. Надеюсь, так оно и будет, тем более со мной рядом мои любимые друзья и коллеги: сценограф Станислав Морозов и художник по костюмам Мария Данилова. Я счастлив, что мы будем в одной упряжке. И еще много всяких совпадений. Но об этом в другой раз.

- А вы не смешиваете ипостаси актера и режиссера? Не хотели бы сами в этой пьесе сыграть?

- Нет, я придерживаюсь мнения тех моих старших коллег, которые считали ошибкой, когда режиссер ставит и сам играет. Есть исключения. Прежде всего, Чарли Чаплин, конечно. Но и то это было кино. А в театре всегда должен быть глаз со стороны. Мне пришлось заменить одного актера в своем фильме, который я делал на телевидении, и я жалею об этом. Иногда пропадает режиссерский глаз и вылезает актерский. Но актер присутствует обязательно. Я безумный продолжатель всех традиций вахтанговской школы, одно из самых сильных ее мест - режиссерский показ. Надо отпустить актера, надо ему рассказать, что такое весь спектакль, что такое этот жанр, что такое язык этой игры, чем мы будем удивлять или радовать зрителя, заразить актера, - и на это уходит первый период, когда режиссер выше актера, он больше знает. Просто потом наступает другой период, когда актер начинает это все раскручивать через себя, через свою собственную кухню актерскую, и дальше он начинает дарить режиссеру - период импровизации. Мне, слава богу, везло с актерами, надеюсь, и в Омске повезет с пониманием двойного состояния режиссерско-актерского: я как актер помогаю себе как режиссеру - я умею показать, или может быть даже воодушевить или раскрутить, растормошить актера.

- Как Вы будете работать с актерами "Пятого театра"?

- Ну, придет человек со шпагой, с бородой и усами, по фамилии Смехатос, и будет очень скучно рассказывать о том, как должно быть весело на сцене. Им надоест слушать этого режиссера, они вскочат на сцену, они сделают все по-своему и будет все прекрасно. Это я шучу. А на самом деле, конечно, я весь пропитан этой пьесой, за время между двумя посещениями сегодня и в августе "Пятого театра" я думаю, я накоплю этого "зуда" так много, что актерам будет весело. Им захочется двигаться по этому пути, чтобы создать нечто оригинальное, насмешливое и счастливое, острое, резкое, вкусное, чувственное - чтобы не сказать эротичное.

- Я смотрю, Вы очень любите языковую игру, и по-моему, у Вас даже завить была к внуку, когда Вы сказали, что он филолог?

- Конечно.

- Если бы Вы не стали актером, то стали бы филологом?

- Ну да, наверное. Вообще я начал с литературы в своей жизни и продолжаю. Таганка ранняя - это был театр слова, театр поэзии, и то, что сегодня внук пошел по этой линии, мне, конечно, очень нравится, хотя это линия наименьшего материального успеха в нашей стране. Педагоги, филологи - это все обреченные люди в рыночной гонке. Но у нас всегда была разница между хорошо зарабатывающими несчастными людьми и счастливыми беспечными - ну не сказать бедняками, но людьми меньшей финансовой удачи. Почему-то как-то всегда веселее художники в своих мастерских, которые не обременены регалиями или большими деньгами.

Я называю Петра Фоменко своим учителем, потому что на сцене театра Фоменко русский язык, русское слово всегда торжествует. Это блаженство необыкновенного языка, это божий подарок, что у нас с вами такой язык, который, как и полагается в наше переломное время, проходит какую-то череду испытаний и казней, но язык все равно победит. Как сказано у Гумилева, "Но забыли мы, что осиянно Только слово средь земных тревог, И в Евангельи от Иоанна Сказано, что слово это Бог". Божественность слова - это, наверное, есть тот фон, на котором будет происходить работа в "Пятом театре".

- Как-то Вы упомянули в одном из интервью, что начали сниматься в роли Атоса потому, что дочь все время читала книгу Дюма и не могла никак остановиться. А если внуки начнут читать Гарри Поттера - Вы сниметесь в "Гарри Поттере"?

- Ну я осознаю язвительность вашего вопроса, и это мне нравится. Это была шалость, когда я сослался на пример моей старшей дочери Лены. Действительно Лена читала "Трех мушкетеров" и обожала эту книжку, и когда услышала, что папа будет сниматься, сказала, что она готова вообще все отдать, чтобы я не отказывался, я сказал: ну, пожалуйста, отдай мне эту книжку, больше ее не читай. И она стала читать другие. Она самый начитанный, по-моему, в семье человек - в той моей семье. В этой семье, конечно, моя жена: она прочла несколько тысяч книг и продолжает считать себя малообразованным человеком. Но внук мне никаких указаний давать не будет на тему фильмов, тем более "Гарри Поттера" он уже, по-моему, читает и на русском, и на английском, и пошел гораздо дальше этой детской книги.

- Вы уже, наверное, бессчетное количество интервью уже дали, а о чем таком Вас еще не спрашивали, а Вам хотелось бы об этом рассказать?

- А я не буду облегчать вашу участь, я вам не подскажу. Гадайте сами. Самый оригинальный вопрос был бы - как вам спалось сегодня при перелете из Москвы в Омск. Вот это я понимаю вопрос по существу. Надо же было выспаться - я же знал, что мне надо давать интервью прежде всего замечательному человеку искусства Александре Илларионовне Юрковой, во-вторых - каналу телевидения, и, в-третьих, Вам - для газеты. Я должен был выспаться, но это не получилось, потому что сидящие рядом со мной очень "вежливые любители мушкетеров" - сильно прикинутые и обеспеченные люди Омска - запаслись бутылочками с пивом, и поэтому меня, сидящего с краю, все время просили подняться, так как им надо было кой-куда удалиться. Так что три часа прошли незаметно, потому что я все время занимался физзарядкой: сяду, хочу заснуть, потом меня толкают, я встаю, потом опять сажусь, потом меня толкают, и так прошли три часа. Вот так было весело.

- А вообще омичи, зрители омские чем-то отличаются от других?

- Они отличаются, как отличается всегда в театре вчерашний зритель от сегодняшнего, сегодняшний от завтрашнего. Это зависит от температуры театрального процесса, от погоды на улице, от погоды в душах и от того, есть ли в зале лидеры, лидеры реакций. Так что от многого зависит. Но общие воспоминания у меня от театрального фестиваля, от спектаклей октябрьской коллекции очень достойное, очень уважительное и очень ожидательное. Зритель, по-моему, из лучших был.

- Завтра прогнозируют +32, что будет на Вашем концерте?

- Вечером же не будет 32, я надеюсь?

- Думаю, что будет.

- Ну что ж, будем как на пляже, разденемся до пояса и будем общаться…


С.Ковальская
"Комсомольская правда в Омске", 18.06.2004г.



Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (9)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.