smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"КРАСАВЦА-МУЖЧИНУ" ЗАНЕСЛО В ОМСК

Вениамин Смехов привез в Сибирь "провокацию Островского".
В омском государственном камерном "Пятом театре" состоялась премьера спектакля "Красавец-мужчина", на которую люди приехали даже из Москвы. Дело в том, что Островского там поставил актер Вениамин Смехов, уже более десяти лет успешно работающий как режиссер в разных странах. Почему полтора месяца своей жизни он посвятил Омску, Вениамин Смехов рассказал "РГ" накануне премьеры.


- Вы ставили в Америке, Германии, Израиле, Франции, Чехии. И вдруг оказались в Омске...

- Кто-то из звонивших мне из Москвы прокомментировал этот факт фразой из "Мушкетеров": куда вас, сударь, к черту занесло... Предыстория следующая. Где-то в 90-м году вместе с развитием рыночной экономики в многострадальном отечестве я развивался в сторону личной свободы. И снимаясь в продолжении фильма о мушкетерах, пробовал себя вне Таганки. Уехал на полгода. Понял, что театр без меня переживет, а до этого был совершенно прикованным к нему человеком. Еще через год начал работать по разным приглашениям, однако душой, сердцем, трудовой книжкой и фотографией оставаясь на Таганке. Ставил в Германии, в университетах Америки, во Франции. В Москве на телевидении делал свою передачу, записывал аудиодиски. Но что касается театра, то его здесь не было. Приглашения поступали, но перевешивал интерес к другим местам. А в прошлом году я поездил с концертами по своим старым любимым городам. Оказался в Омске на театральном фестивале. Убедился, что Москва - это еще не вся Россия, а, может быть, Москва - это вообще не Россия, а отдельный мегаполис и мегастрана. Фестиваль меня очаровал. Логики никакой нет, почему он проводится в Омске и почему не в Академической драме, а в камерном "Пятом театре", который существует уже 12 лет.
Придумавший его название по порядковому номеру театров в городе Омске, увы, давно умер. Но во главе стоит неординарная личность Александра Юркова, и эта дама вместе с артистами и персоналом совершает обыкновенное чудо театрального дела. В конце концов я, как гость фестиваля, принял приглашение театра с большим удовольствием и энтузиазмом ввиду своей неискоренимой романтичности.

- Омскую академическую драму в России знают хорошо. "Пятый театр" не настолько знаменит, и я хотела бы попросить вас его представить поподробнее.

- Я рад, что могу это сделать. Вот то, что я ответил своему любимому учителю Петру Фоменко, - он один из тех редких людей, кто задает вопросы. Сейчас ведь в основном каждый рассказывает о себе, а спрашивают люди только такой странной культуры, как Петр Наумович, или же близкие родственники... Он интересовался: как актеры меня слышат, слышат ли вообще, интересуются ли жизнью, другими театральными субъектами. Мне кажется, "Пятый театр" - очень живой организм. В нем нет главного режиссера, но мне, как человеку, который с наскоку должен завоевать доброе внимание труппы, это на руку, как и всем туда приезжающим. Актеры привыкли иметь дело с разными школами. В этом есть что-то от европейского стиля, когда на один проект собираются люди, которые умеют усваивать чужой язык и переводить его на свой. Это фирменный знак "Пятого театра". Нечто подобное происходит сейчас и в Омской академической драме. Но по моим ощущениям "Пятый театр" на сегодняшний день лидирует.

Вообще что такое понятие провинции? Давно еще, со времен актерской молодости, мне стало ясно, что провинция - понятие эстетическое, а не географическое. После Вахтанговского училища я, москвич, добровольно уехал в Самару, после Самары поступил в Театр драмы и комедии. В Самаре я играл во вполне столичном театре, а Драма и комедия в Москве оказалась глубоко провинциальным учреждением. Потом в Драму и комедию пришел Юрий Любимов, и началась Таганка, но дальше я уже ставлю многоточие... Нет разницы в местоположении. Есть разница в отношениях людей.

- Островский был вашим выбором?

- Островский - это постоянно действующая провокация, как Шекспир, Мольер, Булгаков, Гоголь. На имя Островского отклик театра был моментальный. Инна Соловьева предостерегала меня в Москве насчет пьесы "Красавец-мужчина", говорила, что в этой необычайно современной пьесе с язвительным юмором Островского мне придется преодолеть 36 поворотов. И я действительно их преодолевал... Трудностей, признаться, хватало. Но связаны они были с ремонтом в театре, с тем, что надо было искать спонсоров...

- Спонсоров на спектакль вам приходилось искать?

- Театр разбирался сам, но иногда надо было встретиться, подбодрить уже обещавших что-то руководителей. Как говорили раньше, по закону у нас ничего нельзя сделать - можно только по дружбе или по блату. Вот по блату у меня ничего не получается, только по дружбе. Я играл Воланда и стараюсь придерживаться формулы любимой книги - никогда ничего не проси. Просить - нет, но намекнуть или, скажем так, поделиться соображениями - пожалуйста. А потом от человека, который может помочь, следует немедленное дружеское соучастие. Мне везет: я ощущаю непрекращающуюся связь времен и людей, что является единственной формой защиты культуры от формального и ледяного отношения к ней.

- Давайте перейдем от материальных проблем к творческим. В провинциальных театрах они специфические?

- Я работаю абсолютно одинаково, что здесь, в Сибири, что во Франции или Америке. Если владеешь профессией, то все равно, где ставить. Омские актеры полностью отдают себя театру. Конечно, обидно, что у них нет возможности заработать, проявить себя в соседних жанрах - в кино, на телевидении, на эстраде. Мои друзья, столичные театральные корифеи, немедленно прервали бы меня и пожаловались: у меня хороший театр, но все или обманывают, или заранее говорят - я не могу репетировать новый спектакль, потому что я в сериале. Уходят звезды, которые еще вчера принадлежали своему учителю и своему театру. Да, в Омске, скорее всего, эти радости не от хорошей жизни. Актерам не повезло быть в Москве, но мне повезло с ними. Они не хуже московских.

- Но популярность артиста в Москве не сравнима с популярностью артиста в провинции...

- По себе знаю: в Омске отношение ко мне молодых людей и на телевидении, и на радио, и на улице, и в магазинах, конечно, не связано с тем, что я играл в Театре на Таганке, или с тем, что мне самому дорого в жизни. А больше всего с тем, что я лично знаком с Михаилом Боярским. (По этому поводу я позвонил Мише Боярскому, спросил, как у него дела, он сказал: "Слава богу!" Я ответил: "Очень рад за тебя". - "Чего ты рад? Я ногу сломал..." По телефону я перепутал "сломал ногу" и "слава богу"... Но Миша со сломанной ногой успел уже выступить на большом вечере в Петербурге.) Что касается зрителя, то в Омске он деликатнее. Вообще-то что называют сибирским характером, заслуживает специального письма. Это касается и обхождения внутри театра, и бытовых проявлений. Скажем, такого хорошего буфета в театрах в Москве не видел.

Под финал интервью расскажу курьез. Мы ничего не знаем ни о себе, ни о других. О других особенно ничего не знаем. Когда я должен был ехать в Сибирь, заведующая кафедрой в американском университете под Бостоном, где в декабре я должен выпускать премьеру по Бабелю, ужаснулась: как же мы будем связываться, там же нет Интернета? А в Москве меня спрашивают: а что ты делаешь в Америке, там же театров нет? Когда я следовал из Омска в Новосибирск в отдельном "персональном" прицепном вагоне (руководитель сибирской железнодорожной магистрали оказался моим почитателем и предложил его вместо СВ), очаровательные проводницы пришли с тремя мобильными телефонами - проводницы соседних вагонов постеснялись зайти, но попросили меня сфотографировать. Так вот ту американку я заверил, что в Омске Интернета столько же, сколько и в других местах белого света. Но в других уголках земли далеко не у каждой скромной проводницы, как в Сибири, есть мобильный телефон, который может фотографировать...


Ирина Корнеева

"Российская газета"
11 октября 2004 г.




Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (17)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.