smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"Я НИКОГО НЕ ДУШИЛ!...".

Вениамин Смехов - очень разносторонний и образованный человек, зовоевавший сердца многочисленных поклонников не только своими актёрскими работами: последнее время он ставит спектакли, читает лекции и пишет книги. А ещё он всегда был жизнелюбом и обладал неиссякаемым чувством юмора. Однажды шутки ради, учась на 2-м курсе Щукинского театрального училища, он опять решил поступить во все театральные вузы. Однако не был принят ни в один - "за неимением таланта".

- Вениамин Борисович, я знаю, что вы довольно редко бываете в России. С чем это связано?

- Я всегда любил мотаться по миру. Любил быть актёром на свежем воздухе. Так было, есть и, наверное, будет всегда.

- Чем вам приходилось заниматься в последнее время?

- Много всего было: и там, и здесь, жаловаться грех. Спектакли в Германии и в Питере. Телевизионные работы - "Театр моей памяти", например. И записи дисков, которые мне тоже очень важны. Были и актёрские работы в драматических спектаклях в разных странах, включая и Россию. И оперные спектакли в Германии и Праге. И даже преподавательская работа, но, к сожалению, не у нас, а там.

- Насколько мне известно, вы преподавали в женском колледже. Расскажите, пожалуйста, о ваших впечатлениях.

- Преподавание курса "История русского театра" в американском университете "Смит колледж" в Массачусетсе действительно стало одним из самых интересных периодов последнего времени. Это такое гипнотическое место для студенчества. Америка сама по себе - непонятная для меня страна. Как и в России много Россий, так и в Америке много Америк: там есть и русская Америка, есть и японская, и китайская, и литовская. Было очень любопытно погрузиться в эту особую среду. Самыми интересными людьми для нас - для меня и моей жены - были слависты. В "Смит колледже" действительно учатся одни девочки. Это, конечно, по теперешним временам очень экзотично. Но зато преподают там в основном мужчины. Правда, по соседству есть колледж "Магот холиот", где когда-то много лет читал лекции Иосиф Бродский, и оттуда на театральный факультет "Смит колледж" иногда переходят мальчики. Вот у меня в группе был один юноша, очень талантливый, который играл в чеховском спектакле "Предложение" сразу две роли, причём одну - женскую, одну - мужскую. И это было чрезвычайно интересно.

- Вы сказали "для меня и моей жены"... Чем занимается ваша супруга?

- Моя жена преподаёт в этом же колледже, и довольно успешно, "Историю русского кино".

- Система преподавания в Америке отличается от нашей?

- Да, отличается. Поэтому обучать актёров, вернее актрис, профессиональному мастерству мне было нелегко. Понимаете, заниматься искусством, и театром, в частности, очень сложно. Это требует ежедневного тренинга, полной отдачи, а не через пень-колоду. Американцы же занимаются театром, но одновременно ещё и биологией, и политикой, и экономикой и т.д.

- Можно ли как-то сопоставить по духовности российскую и американскую молодёжь?

- Я не могу отвечать на незнакомые мне пространства. Для меня всё равно западная жизнь смотрится через российские очки. На уровне высокого, на уровне прекрасного, скорее всего, я вижу сходство. Но у нас разная культура, разные предпочтения. Например, если в Европе отношение к театру, к культуре сходно с нашим, российским, то в Америке всё совершенно иначе. Там страна строилась совсем по другим принципам. В их основе - политика, экономика, бизнес. Искусство же счмтается развлечением и потому должно зарабатывать на себя самостоятельно. Поэтому театр брошен, что называется, на произвол судьбы. Неудивительно, что тасяча театров Америки бедствуют. Но актёры не кричат, не заламывают рук. У них нет пафоса, просто они к этому бедствию всегда готовы заранее. И в этом разница между ними и нами. Американцы более мобильны, они включаются в работу сразу, с перых же секунд. Но в то же время как актёры они менее эмоциональны и более техничны.

- Как вы считаете, заграничные женщины похожи на русских?

- Даже русские женщины - и те друг на друга не похожи! Но, пожалуй, я не возьмусь обобщать. Хотя понятие прекрасной русской женщины, безусловно, существует. В Америке с этим сложнее (смеётся). А культ женщины в России я всячески поддерживаю.

- У вас есть своё представление о женской красоте?

- Слава Богу, мне посчастливилось, и оно реализовалось в моей собственной жене. Это на самом деле так во всех отношениях.

- Как вы познакомились?

- Галя Аксёнова, ленинградская студентка, стажировалась у Любимова на Таганке как театровед. И, наверное, притягивала к себе взгляды и вызывала восторги всех нормальных мужчин театра, включая самых знаменитых. Но она не любит, когда я об этом рассказываю. Мне за это попадает! (Смеётся)Она по-настоящему сама себе хозяйка, и ей не нравится, когда я её рекламирую. И это для меня тоже урок женской высоты: желание быть самостоятельной, умение жить для себя, но в то же время всегда помогать близким. Это уникальная вещь. И, как мне кажется, входит в понятие прекрасной русской души.

- Супруга вам во многом помогает?

- Не просто помогает! Я физически не существовал бы уже последние лет пятнадцать, если бы не было Гали. Кроме того, у нас счастливая корпорация - мы занимаемся одним делом. И идеи, которыми я занят в литературе, в режиссуре и актёрстве, во многом обсуждены и часто инициированы ею.

- А это хорошо, когда у мужа и жены родственные профессии?

- Вообще-то считается, что если у актёра жена критик, то это опасно. Но наша любовь началась с того, что я увидел какие-то клочки от её статьи о "Мастере и Маргарите". Там было что-то хорошо обо мне сказано. И как только мы полюбили друг друга и решили никогда не расставаться, она всё порвала и выбросила. И больше обо мне ничего не написала!

- Вы говорили, что считаете себя театральным актёром. А разве вы не любите сниматься в кино?

- Я люблю кино, но, пожалуй, как зритель. И, может быть, ещё как режиссёр: на телевидении, в частности, в Москве, я сделал много спектаклей с известными актёрами. У меня играли Леонид Филатов, Зинаида Славина и Пётр Фоменко. А как актёр в кино я чувствовал себя, можно сказать, периферически. У меня театр был всегда первым и главным. Но если бы я в кино попал к хорошему режиссёру... А так из моих двадцати с лишним работ в кино в хорошие режиссёрские руки я попал, может быть, всего лишь дважды. Зато всегда любил работать на озвучании за кадром - это не менее интересно, чем красоваться в кадре. Хотя, конечно, если бы я не снялся в кино, у меня не было бы такой популярности.

- А, кстати, как вы к ней относитесь? Вас не утомляет внимание поклонников?

- Я не люблю популярность, она меня тяготит. Поэтому когда я езжу по разным странам, то не тоскую оттого, что меня никто не узнаёт. А приезжая в Москву, я прямо с паспортного контроля сразу попадаю в дружеские объятия и под пристальные взгляды, раздаю автографы и т.д. И это будет продолжаться, пока я ещё похож на того самого мушкетёра Атоса. Но тем не менее театр для меня остаётся на первом месте. Кино, возможно, станет главным, если я попаду к блестящему режиссёру. А они есть!

- Раз уж вы вспомнили об Атосе, то признайтесь: вам встречались женщины с характером Миледи?

- Нет-нет, я никого не душил! (Смеётся) Если только в объятиях...

- Вы как-то сказали, что ваша любимая богиня Мнемозина - богиня воспоминаний. А вам, судя по всему, есть что вспомнить. О чём будет ваша следующая книга?

- Моя следующая книга будет о путешествиях. А жить мне действительно очень интересно!

корреспондент Элина Богалейша,
газета "Бульвар", 17-24 января 2002 г.



Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (14)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.