"Вениамин Смехов поставил на Таганке спектакль «Нет лет»"
Вениамин Смехов временно вернулся в родной для него Театр на Таганке как приглашенный
режиссер. 24, 25 апреля состоится премьера его спектакля «Нет лет» — поэтическое
представление по стихам Евгения Евтушенко. «Театралу» Смехов рассказал, почему снова
обратился к жанру поэтического театра, и какую роль сыграл в этом Золотухин.
— Вениамин Борисович расскажите, что за событие нас ожидает?
— Событие весеннее. Зима затянулась, казалось, все так и пойдет дурно. И вдруг
первые же два весенних дня, и на репетициях спектакля «Нет лет» появилось праздничное
чувство — протест унынию. Это и есть секрет апреля. Апрель дважды герой премьеры.
Во-первых, потому что выходит спектакль «Нет лет» по Евтушенко, а во-вторых, день
рождения сразу двух прекрасных явлений: одно называется Вильям Шекспир, другое — Театр
на Таганке. 23 апреля родились оба. Мы рады, что в правильное время и в правильном месте
заново оживляем тот жанр поэтических представлений, который когда-то открыл Юрий Петрович
Любимов. Самый первый спектакль (1965) назывался «Антимиры», по Вознесенскому. В 1966-м
Юрий Петрович оказал мне честь, и предложил стать автором композиции к спектаклю
«Послушайте» по произведениям Маяковского, который он потом поставил. Эти поэтические
представления имели очень важный успех в слоях мыслящего населения. Это драматургия, тем
более в наши дни, когда на сцене совершается такой синтез жанров, компьютерной техники,
безумного видео и чистейших звуков поэзии.
— Какие произведения Евтушенко вошли в композицию?
— Я взял несколько отрывков из его книжки «Шестидесантники». Он был лидером
поколения и остается таковым, что подтверждает его выступление в Политехническом 27декабря
2012 года. Ему тяжело дался перелет, он был хворый, но читал свои стихи так же, как и в
конце 50-тых годов. Это восхитило молодежную публику. Из поэзии Евтушенко у нас звучат:
«Молитва», «Танки идут по Праге», «Мы карликовые березы», «Любимая спи», «Пришли иные
времена», «Смеялись люди за стеной», «Последняя попытка стать счастливым» и др.
Беззаботная удаль юности сменяется минутами абсолютной тишины, когда читается трагическое
стихотворение «Две девочки стоят у края крыши». Артисты — молодые люди, ученики Любимова,
удивляют и радуют тем, как быстро схватывают самое главное — музыку и смысл непростых
стихов. Конечно, здесь сгодился мой опыт работы с поэзией. Актеры виртуозны в музыке,
танце, пластике (даже в акробатике), а как они чудесно поют! У Евтушенко много
замечательных всенародно любимых песен. «Вальс о вальсе» (оно посвящено Шульженко),
«Бежит река», «А снег идет»…
— Из старых актеров кто-нибудь принимает участие?
— В афише у нас две строки. Первая — «ветераны», вторая «не ветераны». Старшие
— это мы с Анатолием Васильевым, одним из коренных таганских актеров. Он и Хмельницкий
начинали с «Доброго человека из Сезуана» как актеры и как композиторы, а в спектакле «Под
кожей статуи свободы» по Евтушенко в 1972 году Васильев играл вместе с Алексеем Граббе и
Татьяной Сидоренко — партнерами и по нашей премьере.
— Жаль, что Валерий Сергеевич Золотухин не сыграл в этом спектакле.
— Осенью Валерий приехал ко мне домой, и я сказал: «Вот какая у меня идея
композиции. Сначала мы выходим вдвоем на сцену…» Он порывисто обнял меня и сказал, что
Евтушенко мечтает видеть нас обоих в этой премьере. В период застольных репетиций Валерий
заболел. Когда случилась беда, общим порывом было — посвятить премьеру памяти Золотухина,
что и было сделано. В спектакле звучит знаменитое стихотворение «Пришли иные времена,
взошли иные имена». Это играют и молодые артисты, и Васильев с Граббе. Много иронии, но
много и печали.
— Вы сейчас ставите этот спектакль, потому что хотите поддержать Театр на
Таганке?
— Что значит поддерживать? Я не имею отношения к новой части биографии моего
родного театра. Сочувствовать — сочувствую, но разбираться не могу и не хочу. Все сладкие
для наших СМИ секретики описаны в «Театральном романе» Булгакова. Там навечно поставлен
диагноз детским болезням закулисной коммуналки. Да я и в наши золотые таганковские времена
не умел вникать в то, что за кулисами творится. Надо сказать, что нам и некогда было
интриговать.
— Это самое главное, когда артистам некогда заниматься чем-то кроме работы.
— Художник, без которого Таганка не стала бы такой Таганкой — Давид Боровский —
согласился переехать из Киева в Москву, когда ему показалось, что в Театре на Таганке
вообще нет закулисных игр, а есть только игра на сцене. Для меня лично страница моей жизни
в театре на Таганке прожита и перевернута.
— Необычное название у вашего спектакля…
— «Нет лет» — это чудесное стихотворение Евтушенко. Сергей Никитин сочинил музыку,
а в театре она аранжирована заведующей музыкальной частью Татьяной Жановой. У нас свой
оркестр — актеров-музыкантов. Над спектаклем работали и чудесный художник сцены Владислав
Фролов, и дивный художник по костюмам Мария Данилова, и Юлия Михеева (видео-арт).
— Что-нибудь еще планируете ставить на Таганке?
— Нет-нет, этот спектакль — ответ на призыв Евтушенко, и я его выполнил. Я мог
бы это сделать и в другом театре. Скажем, у Бородина в РАМТе, где я поставил «Самоубийцу»
Эрдмана, и буду, наверное, работать еще.
— Сам Евгений Евтушенко приедет на премьеру?
— Он не сможет приехать сейчас, к сожалению, а в мае будет обязательно.
— А Юрий Петрович придет?
— Я в программе «Вести», глядя прямо в камеру, сказал: «Юрий Петрович, приходите
к нам, пожалуйста, на премьеру». Потом у нас состоялся с ним телефонный разговор о прошлом
и настоящем. Его шокирует «медийное» вранье, которого так много в последнее время вокруг
его имени. Он в глубокой обиде на многих артистов Таганки, но ему было приятно услышать
от меня, как хорошо работают его молодые ученики.
Татьяна Петренко.
«Театрал» 22 апреля 2013 г.
|