smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"Не только Атос"

Вениамин Смехов известен массовому зрителю прежде всего благодаря роли Атоса в кино. Но его творческая биография, конечно же, гораздо шире. Она поражает своим разнообразием.

Много лет он был ведущим актёром Театра на Таганке, написал несколько книг, вошёл в историю как автор и постановщик мюзикла "Али-Баба и сорок разбойников". Его новая затея - тоже музыкальная. О новой идее и других страницах творчества артист рассказал "Гудку".


- Вениамин Борисович, вы всё время изобретаете какие-то неожиданные проекты. Новый называется "Двенадцать месяцев танго". Что это такое?

- Это то, что раньше называли литературно-музыкальной композицией, но, в общем, я думаю, что это настоящий спектакль. В 30-е годы XX века в Польше создавались музыкальные шедевры: достаточно вспомнить "Утомлённое солнце" и "Синий платочек" Ежи Петерсбурского. И у меня дома много лет хранился диск со старыми польскими танго, и на эту чудесную музыку я сочинил совершенно новые тексты и как-то приурочил их к календарным месяцам, отсюда название - "Двенадцать месяцев танго". Не зная языка, я искал свою музыку зимы, весны, лета, осени. Сохранил в тексте только одну строчку из польского оригинала: "Звёзды нужно рвать, как с неба вишни". Пожалуй, с такой радостью я трудился только над мюзиклом "Али-Баба и сорок разбойников" 30 лет назад, который стал настолько популярным, что его даже сейчас иногда ставят в провинции. Всё это увенчалось вокальным исполнением певицы и актрисы Алики Смеховой, которая ко всему прочему ещё и моя младшая дочь. И сам я там ей подпеваю, но главным образом читаю там стихи поэтов XX века: Мандельштама, Ахматовой, Маяковского, Северянина, Брюсова. Несколько раз мы показывали это на публике, а потом записали свой диск. Собственно, мы продолжаем с этим выступать на сцене Российского молодёжного театра. Сейчас возникла идея сделать соответствующую радиопрограмму.

- С Молодёжным театром вас ведь связывает не только этот спектакль?

- Да, я люблю этот театр, с удовольствием с ним сотрудничаю. Там пятый год идёт мой спектакль "Самоубийца" по пьесе великого драматурга Николая Эрдмана. На мой взгляд, артисты этого театра смогли вжиться в текст Эрдмана, который всегда очень трудно даётся. Но там очень хорошие артисты, самозабвенно увлечённые своим делом, к тому же обладающие прекрасной профессиональной школой.

- Вы уже несколько лет как оставили стационарный репертуарный театр. Он вам надоел?

- Нет, разумеется, так сказать нельзя. Наверное, я ему отчасти надоел. Но просто в какой-то момент мне захотелось некоторой свободы, а с режимом репертуарного театра это несовместимо. Там надо подчиняться коллективу, и прежде всего - его руководителю. А я много езжу по разным странам, ставлю спектакли, иногда преподаю, книжки сочиняю. На всё это нужно время. Я люблю работать и стараюсь делать только то, что приносит удовольствие. Многие люди вынуждены работать по другим причинам, чаще всего из-за денег, мне повезло, я делаю то, что мне интересно, и на жизнь мне хватает. Когда-то об этом говорил Олег Табаков: "У нас счастливый труд, который ещё и оплачивается".

- Как вы относитесь к антрепризам? Участвуете ли в них?

- Репертуарный театр лучше, но есть достойные антрепризы и есть спектакли, созданные не только для материальной поддержки актёров.

- Удаётся ли вам следить за современной драматургией?

- И в театре "Практика", и в Художественом театре, и в Театре Петра Фоменко, и в столицах, и в провинции сейчас активно ставят пьесы новых драматургов. Я был на фестивале "Текстура", созданном Эдуардом Бояковым и проведённом в Перми осенью прошлого года, где показывали только новые пьесы. Могу с уверенностью сказать, что сегодня драматургия существует и развивается.

- Вас не раздражает, что в сознании публики вы навсегда остались Атосом из "Трёх мушкетёров"?

- Недавно я после большого перерыва опять посмотрел первый фильм из этого неформального сериала и остался в общем доволен. По-моему, у нас хорошо получилось. Конечно, в молодости этот всесоюзный ажиотаж вокруг нашей четвёрки немного раздражал, потому что в те же годы в Театре на Таганке я играл Воланда в "Мастере и Маргарите", Маяковского в "Послушайте", главную роль в спектакле "Час пик", главную роль в "Доме на набережной" по Трифонову. И мне было немного обидно, что эти работы известны меньше. А сегодня я отношусь к старику Атосу с нежной ностальгией.

- А все эти продолжения нужно было снимать?

- Всё, что было потом, после первого фильма, с ним, конечно, не сравнить, но мне и моим товарищам было радостно оказаться ещё раз всем вместе. А сегодня, когда мы потеряли Игоря Старыгина, я уверен, что эта встреча была правильной точкой в киноэпопее. Кто может лучше, пусть делает.

- Чем вас заинтересовал телевизионный цикл "Дело тёмное", который вы ведёте на канале НТВ?

- Меня многие спрашивали, что это вдруг потянуло в историю? Зачем мне нужны Андропов, Берия, Ленин? Но у меня есть свои профессиональные интересы: в таких передачах возникает особая история взаимоотношений с текстом и с камерой, и мне это нравится. Поначалу я отказывался, потому что это вроде бы чужое поле. Но согласился, потому что аргументы за моё присутствие в этой программе произносил очень убедительный и славный человек - Алексей Пивоваров. К тому же актёр просто обязан иногда рисковать. Никогда не знаешь, где что найдёшь. Я вот, например, совсем не ожидал, что сыграю роль в телефильме "МонтеКристо" на Первом канале. Но из этой, казалось бы, ерунды вдруг вышло что-то интересное. До сих пор эта работа вспоминается с удовольствием. Мне радостно, что я оказался в хорошей компании, с хорошим режиссёром и очень приличной командой операторов и звуковиков. И "Дело тёмное", к моему удивлению, вызывает немало хороших откликов у профессиональных историков.

- Возможно ли, что вы сыграете что-нибудь на Таганке?

- Этот театр - навсегда главный в моей жизни. Но сейчас я предпочитаю любить его на расстоянии. В 1998 году я покинул Таганку, сыграв последний раз на сцене Воланда. Ничего дурного говорить не хочу. И не умею. Искать дурное надо в себе. Это старый завет. Мне хорошо помнить Таганку, как сказал мой герой Воланд: "Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?"


Олег Афанасьев.
Газета "Гудок"
25.02.2011 г.




Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (30)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.