smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"Вениамин Смехов: в театре бывает все"

Вениамин Смехов является не только замечательным артистом и режиссером. Его привлекает и литературное творчество. Им написано с десяток книг. В том числе "В один прекрасный день", "Театр моей памяти", "Эйфоризмы", трехтомник "Та Таганка", "В жизни так не бывает". Недавно он представил публике свою новую книгу "Золотой век Таганки", посвященную художественной жизни Москвы 1960 - 1980-х годов и истории появления самых знаменитых спектаклей Театра на Таганке, в том числе "Доброго человека из Сезуана", "Жизни Галилея", "Послушайте", "Мастера и Маргариты".

— Вениамин Борисович, вас можно назвать маститым литератором. Расскажите, как появилась ваша книга "Золотой век Таганки", чем она вам дорога?

- Я начинал свою творческую жизнь как литератор, поскольку не очень верил в себя как актера. И был довольно стеснительным человеком, чего сейчас обо мне, конечно, не скажешь. Профессия меня сделала более наглым, и я научился безбоязненно смотреть зрительному залу в глаза. Когда начались поэтические представления в Театре на Таганке, Юрий Петрович Любимов доказал мне, что я могу быть актером, и благодаря именно ему я и стал актером. Эта книга для меня дороже, чем мой трехтомник о Таганке. Здесь заключен очень важный перекресток моей жизни - театр и литература. Я очень благодарен каналу "Культура" за предоставленную в прошлом телесезоне возможность провести цикл вечеров поэзии. В 2012 году мне посчастливилось объясниться в любви к тому Театру на Таганке, который мы все помним. Я был ведущим документального сериала, посвященного постановкам Юрия Любимова. Это восемь документально-художественных фильмов о театре. Книга "Золотой век Таганки" появилась благодаря заказу главного редактора канала "Культура", который предложил мне написать ее еще до той беды, которая приключилась между нынешними актерами театра и Юрием Петровичем Любимовым. Поэтому, как меня уверяют издатели и театроведы, она является очень важным историческим документом, в ней запечатлена эпоха.

- Что вошло в книгу?

- В книгу вошли сценарии восьми фильмов, в которых я снимался: "Добрый человек из Сезуана", "Павшие и живые", "Послушайте", "Пугачев" и так далее. Кроме того, сюда попали архивные и дневниковые записи, фотографии. Я особенно горжусь тем, что в книге есть написанные мною очерки-портреты Юрия Любимова и Давида Боровского. Все восемь серий, которые прошли весной по телеканалу "Культура", были посвящены светлой памяти этого великого отечественного художника сцены.

- Это главные герои книги?

- Главными героями всех рассказов являются три человека - Любимов, Боровский и Высоцкий. Поскольку в нескольких спектаклях я оказывался на сцене вместе с Владимиром Семеновичем, то в каком-то смысле жанр этой книги можно определить как рассказы очевидца. Там все. И причуды, и казусы жизни. Недаром в свое время Любимов называл меня Пименом Театра на Таганке. Фиксировать на бумаге нашу жизнь было весело и легко, я люблю писать и просто счастлив, что эта книга вышла.

- И поэзия занимает особое место в вашей жизни и, соответственно, книге?

- Да, поэзия - это крылья моей судьбы, если говорить громкими словами. Потому что именно поэзия привела меня к театру, позволила поверить в то, что я могу быть актером. И сейчас в Российском академическом молодежном театре идет спектакль "12 месяцев танго", по сути являющийся дважды поэзией, поскольку там звучат стихи, написанные мною к двенадцати старым польским танго, в том числе и к "Утомленному солнцем", и музыка. Исполняет эти романсы моя дочь Алика в сопровождении нескольких замечательных музыкантов. Это тексты - обращения к поэзии серебряного века - я написал по новогоднему принципу, то есть двигаясь от января к январю. Знаю, что есть люди, которые по нескольку раз ходили на наш спектакль. И я рад, что, несмотря на огромные сложности с рекламой, этот спектакль идет два года почти при полном зале, и мы получаем от зрителей очень теплый отклик. Так что поэзия действительно составляет очень важную часть моей жизни.

- Есть ли у вас любимая роль в кино и любимая роль в театре?

- В театре, наверное, ролей шесть являются любимыми. В кино выбрать сложнее, но все-таки из того, что составило мой осознанный интерес, я бы выделил фильм "Ловушка для одинокого мужчины", в котором сыграл роль кюре в компании с Караченцовым, Смоктуновским, Юрием Яковлевым. В этом фильме меня привлекает не только замечательная режиссура, но и гениальная операторская работа Анатолия Мукасея. Естественно, любима и роль в фильме "Три мушкетера", который год от года становится все лучше и лучше. Так что многим людям, которые со мной здороваются на улице, я известен не как артист легендарной Таганки, а как актер, сыгравший когда-то Атоса.

- Вам знакома работа артиста, писателя, режиссера, а есть ли еще какие-то направления, в которых вам хотелось бы попробовать свои силы?

- Думаю, и этих хватит с головой. Кроме спектакля "12 месяцев танго" у нас с Аликой идет такой уютный спектакль "Старомодное призвание". Там мы с ней не только читаем стихи, но поем романсы. Так что я еще немного и певец. Что касается новых режиссерских работ, то сейчас по просьбе Евгения Евтушенко к его 80-летию на сцене Таганки я ставлю спектакль по его замечательному стихотворению "Нет лет". Точно так же, как когда-то я написал сценарий и поставил спектакль по стихотворению "Послушайте", и об этом тоже говорится в этой книжке. В моем спектакле на сцене будем находиться мы с Золотухиным. Я в качестве ведущего, он - в роли поэта, а рядом с нами прекрасная компания молодых артистов, из них восемь человек с музыкальными инструментами. В постановке будет много музыки, а танцевальные номера ставит любимый ученик Григоровича Андрей Меланьин, который работал с Юрием Петровичем последние годы. На днях у меня была встреча с музыкантами, артистами балета и актерами, которые прочитали эту пьесу.

- В Политеатре идет спектакль "Волны", в котором вы играете вместе с вашей дочерью. Сложно ли вам было выстраивать эту роль, поскольку там есть довольно щекотливые моменты?

- Судя по всему, вы так засмотрелись этим спектаклем, что спутали мою дочь с дочерью Гены Хазанова - Алисой Хазановой, которая сейчас на наших глазах вырастает в очень интересную актрису. Я играю с ней не только в театре, но и недавно снялся в кино. В очень хорошем фильме, в котором у Алисы потрясающая роль, а я играю ее папашу. Что же касается того, на что вы так элегантно намекнули, то поясню тем, кто не видел этот спектакль, что в первой части пьесы она играет маленькую девочку, а я того, кто я есть, а во второй мы играем мужа и жену. В театре бывает все. Например, Самойлов играл Гамлета, а его дочь Танечка Самойлова играла Офелию, и ничего особенного, для театра это условность. Я был бы счастлив с Аликой сыграть мужа и жену, или ее дедушку, или внука. Нам, актерам, никакой разницы нет. Главное, что вам понравился спектакль, и он нравится многим, потому что там главенствует слово. Слово такого замечательного писателя, как Виктор Сорокин.

- Очень понравилась ваша программа на НТВ "Дело темное". Будет ли продолжение?

- Что касается "Дела темного", то оно будет продолжено, но на канале "Культура". Для которого я снял телевизионный спектакль "Самоубийца". Это фильм о гениальном русском литераторе, друге Есенина, Шостаковича, Мейерхольда - Николае Робертовиче Эрдмане. Это был человек невероятного юмора и в то же время невероятной трагедии жизни, попавший в лагерь в самый разгар съемок фильма по его сценарию "Веселые ребята". Вот такие парадоксы вплелись в жизнь Николая Эрдмана, автора одной из лучших пьес на русском языке ХХ века - "Самоубийца". Я был болен этой книгой, как и весь наш театр, включая Петра Наумовича Фоменко, начинавшего свой творческий путь режиссером на Таганке. Встреча с ним была подарком нашей Таганке. Высоцкий, Золотухин, Леня Филатов и я - мы все подражали Эрдману. Лучше всего, по словам Эрдмана, это получалось у меня. Я поставил спектакль "Самоубийца" в РАМТе Алексея Бородина. С его стороны это был определенный риск, учитывая, что театр молодежный, но уже пять сезонов идет этот спектакль, и молодая публика с удовольствием впитывает в себя этот невероятно красивый и эффектный русский язык, юмор с печалью в конце. В фильм "Самоубийца", в котором я рассказываю об Эрдмане и спектакле, вмонтированы девять фрагментов из моей постановки.

Что касается других телепроектов, то на днях я говорил с недавно назначенной руководительницей канала ТВ Центр Юлией Быстрицкой. У нас получился очень хороший разговор, скорее всего будет продолжена программа "Таланты и поклонники". Но в более приемлемом для меня виде. Потому что раньше там было много чепухи, так же, как и в "Деле темном".

- Чепухи?

- Да, это невидимые миру слезы актера, пришедшего на телевидение. Особенно на НТВ, где царит кромешная пучина кровной незаинтересованности в жизни страны. Но туда я попал благодаря Алексею Пивоварову. Поскольку он замечательный журналист, мастер своего дела, я согласился на его предложение участвовать в этой программе. Но было очень сложно. Потому что в каждом сюжете обязательно надо было находить нечто гадкое. Даже если речь идет о чем-то хорошем, то сценарий не принимается, пока я не скажу какую-то гадость. Но я прожил такую большую жизнь, что начальник канала Кулистиков, в прежние времена бывший вполне вменяемым человеком, ни разу не положил наш фильм на полку. Но все это шло с таким скрипом, с такой неохотой, и я рад, что мы расстались.

- В программе "Временно доступен" вы положительно отозвались о фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой". А что же вам в этом фильме понравилось?

- Я был на предпремьерном показе фильма. Рядом находились моя жена, Митта, Золотухин, Люся Высоцкая, и нам всем хотелось плакать. Сама по себе атмосфера фильма соответствует тому, что хотел сделать Никита Высоцкий, который много лет шел к этому фильму. В картине очень много настоящего. Прежде всего трагедия жизни Высоцкого. Мне немного обидно за Сергея Безрукова, совершившего подвиг, но отодвинутого от своей роли из-за рекламных происков Первого. Мало кто знает, а он действительно помирал на съемках, ему предлагали снять эту пластику, но Сергей выдержал все испытания, сумел, как говорили великие русские артисты, доиграть судьбу до смерти, слава богу, он остался живым. Это фильм, в котором, наверное, много изъянов и недостатков, но по сути психологии и биографии Владимира Семеновича там все чисто и так же грустно, как это было на самом деле.


Александр Славуцкий.
"Московская правда",
18 января 2013 г.




Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (9)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.