smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

Интервью - "Пора-пора-порадуемся за Вениамина Смехова"

Тонкий. Чуткий. Необычный. С талантом на притязательный вкус. Не прав, кто скажет "актер одной роли" (разумея "Мушкетеров", в конце концов, бог с ними), но прав, кто допустит - "актер одного театра". С Таганкою не расстаются. С той Таганкою, разумеется. Которая была и осталась культурной бомбой своего поколения. А Смехов… столько раз играл там то бога, то черта, что впору - согласно бодлеровской строке - воскликнуть: так примешай же ты, грустный философ, стремящийся к легкомыслию, "к безумью нашему - иронию свою".
Нынче же... "беспафосную круглую дату" Вениамин Борисович отметит у друзей в Берлине; собственно, там, где окончил войну 98-летний отец, дай бог здоровья. Там мы Смехова и застаем...


- Иногда меня умиляет нежное вранье наших газет. То сообщат, что в больницу попал, - спасибо, что не под поезд. Как говорил Александр Сергеевич, если сзади кто-то плюнул на мой фрак, дело лакея - стереть это. Впрочем, мне только лучше: столько друзей сразу же звонит, переживает.

- Будьте снисходительны: любимый артист...

- Оставим комплименты. Они не для моего возраста. Хотя всю жизнь привык быть моложе тех, кто меня окружает. Хорошая привычка, шутка лишь в том, что расставаться с нею приходится неожиданно: только в последнее время обнаружил, что в разных добрых компаниях (словами гениального Эрдмана - "какая у тебя компания, такие и успехи") я вдруг оказался старшим. Но накануне юбилея решил повидать людей, которые всё же старше и продолжают учить таких скромных типов, как я, уму-разуму...

- И кто эти люди?

- Во-первых, мой отец, ему 98 лет. Мы с ним недавно гуляли три часа - он рассказал так много интересного про Гомель (почти все Смеховы оттуда), про войну, которую завершил в Берлине и в Хемнице... Потом - и это высокая честь - меня пригласили на 90-летие Тонино Гуэрры и на 60-летие Славы Полунина. Причем Слава подарил мне 70-летний коньяк, родившийся под Парижем чуть не день в день со мной.

- Откроете?

- Ну зачем же! Ему еще жить и жить. Вот будет 80 - тогда и попробую. А 4 сентября вместе с д'Артаньяном и Портосом мы приглашены во Францию, где в Гаскони установят памятник мушкетерам - там точно зафиксированы наши физиономии...

- А кто скульптор?

- А вы догадайтесь.

- Да я догадался.

- Не сомневаюсь. Или вот еще по поводу стариков: мои немецкие друзья хотят меня познакомить со знаменитым актером голландского происхождения по имени Йоханес Хеестерс; ему самому - 106 лет, а жене - 70. Замечательная молодая семья, а он сам продолжает играть в оперетте... Кстати, серьезный повод задуматься, насколько спасителен жанр музыкальной комедии. А я вот кинулся в танго...

- В каком смысле - кинулись?

- А сделал несколько подарков самому себе: во-первых, выходит мой трехтомник, его представят осенью на Международной книжной ярмарке. Во-вторых, следуя здоровому желанию быть легкомысленным, выпустил диск "12 месяцев танго" - то есть сочинил 12 новых текстов на восхитительные мелодии польского танго 30-х годов. В ноябре их исполнит с необходимой дозой иронии Алика. А на самом диске между песнями я читаю стихи Мандельштама - послушайте. Все это - лучшее доказательство чудного настроения. Притом что на свете много печали: потери, страшные испытания, весь этот ужас, что творится нынче в Москве в воздухе... Но остаются друзья, любимая жена, умные дети и запас легкомыслия!

- Как без него, когда такая фамилия!

- Вы правы. На древнееврейском слово "симха" означает "веселье". Гласных не было, а эти буквы - с, м, х - перешли в русский язык и стали "смехом".

- Теперь больной вопрос: почему Таганка перестала быть вашим театром?

- Она была и остается единственным театром... в моей памяти. Знаете, на расстоянии любить мой театр гораздо эффектнее и справедливее, чем попадать в какие-то неловкие ситуации не с Юрием Петровичем Любимовым, которому я на всю жизнь благодарен, а скорее, с его женой. Но... браки совершаются на небесах, что делать.

В 1998 году я покинул Таганку, сыграв последний раз на сцене Воланда. Ничего дурного говорить не хочу. И не умею. Искать дурное надо в себе. Это старый завет. Мне хорошо помнить Таганку - как сказал мой герой Воланд: "Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено". Вы меня поняли.

- Кстати, многие отказывались от этой роли...

- Ну... мне неслыханно повезло, что этот спектакль оказался первым. Прорыв! Как Гагарин - первый космонавт, так "Мастер и Маргарита" - наш первый спектакль. Это Библия тире проза, лучшая книга России последнего времени. И работа Любимова, несмотря на обязательное количество каких-то шероховатостей, недоделанностей, стала бомбой. Таковой и осталась в истории. А у меня в этой истории наряду с актером Шаповаловым (Понтием Пилатом) была главная роль - мое главное актерское везение (хотя говорил Любимову в свое время, что идеальные фигуры для Воланда - Гафт, Евстигнеев или Гердт).

- Еще один больной вопрос. Ваша фильмография очень избирательна. Это не 200 фильмов, поменьше. Что, от многого отказывались?

- Во-первых, в те времена, когда партийное бюро решало больше, чем режиссер, меня приглашали довольно часто, но не столь же часто допускали к съемкам. (А что, сегодня по-иному? Сегодня роль партии играет доллар!) Тем не менее я неплохо себя чувствовал, ибо театр для меня был абсолютно божественен, а кино считал искушением дьявола. Мои товарищи, которые активно снимались тогда, уж слишком ценили свои временные успехи. Понимаете, кино - это прежде всего оператор, режиссер, монтажер. А театр - это актер.

- Но каким-то образом вы попали все же в "Служили два товарища" на роль барона Краузе - вашу первую картину...

- А это тогда Высоцкий вместе с гениальными сценаристами Дунским и Фридом уговорили меня на этот шаг. Ведь роль-то была недописана. Впрочем, недописана и осталась, ограничилась двумя эпизодиками... Но Высоцкому я остался благодарен навсегда. Получив книжечки с нашими фотографиями, мы сложили друг другу стихи - Высоцкий написал:

Служили два товарища
В однем и тем полке,
А третьего товарища
Варили в котелке.
Пусть солнце киногения
Не так уж чтоб взошло -
Твое изображение
Есть в книге всем назло.
Но вот в умах брожение
И рвение за гения -
Есть в книжице изъян.
Всегда уверен в Вене я,
Его изображения
Да наводнят экран!

...Благое пожелание любимого поэта Владимира Высоцкого. Но я его не очень выполнил. Да, часто приходилось отказываться. И вообще вот уже 20 лет из трех своих профессий - актера, режиссера и писателя - я предпочитаю четвертую: путешествия. Мы с моей Галей Аксеновой двигаемся по маршруту искусства, любви и наших интересов.

- Часто говорят сегодня об испорченности вкусов, об умерщвлении искусства и проч. Вы не поддаетесь общим настроениям?

- Речь идет об эпохальных сдвигах. Вот была эпоха, которая сама себя не умела оценить, - это великое время русского авангарда (от начала XX века до 30-х гг.), хотя оно оставило след в каждой точке мировой культуры. Даже нам, актерам Таганки, посчастливилось видеть живого Николая Эрдмана!
Знаете, не берусь быть решительным и самоуверенным, не умею. Пусть этого не будет и в нашем интервью - могу лишь любопытствовать, предполагать. И мне интересно: как так получается, что нынешние взрослые столь сильно ругают молодежь? Я же, напротив, при всем почитании старших (для меня примеры из живых - Табаков, Джигарханян, Юрский, Войнович), повсюду вижу примеры замечательной молодежи. Взять Пермь, которую полушутя-полусерьезно объявляют третьей культурной столицей. Побывав там на открытии поэтического фестиваля, я обнаружил огромное количество потрясающих поэтов! Специально говорю с пафосом. Или такие театральные режиссеры, как Кирилл Серебренников, - тоже, конечно, надежда. Так что совершенно необходимо сейчас фиксировать все молодые порывы, которые чем-то должны будут аукнуться в будущем. Как в свое время русский авангард. Тогда мы и узнаем, что же творится сегодня - время тусклое и покрытое смогом, что потонет в наводнении памяти, либо время это произведет серьезную работу в следующих поколениях.

Ян Смирницкий.
"Московский Комсомолец"
10.08.2010 г.




Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (25)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.