smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"МАССА ТЕРЯЕТ КВАЛИФИКАЦИЮ".

Вениамин Смехов стал вести на канале ТВ Центр программу "Таланты и поклонники". О том, девальвируется ли талант и как меняются поклонники, актер и телеведущий рассказал в интервью "Огоньку".

Восхищение в особо крупных размерах наблюдается на телевидении, когда речь заходит об известных талантливых людях. Вениамин Смехов, который согласился вести на ТВ Центре программу "Таланты и поклонники", предлагает гостям в студии не хвалить и не заваливать героя комплиментами, а говорить "об особенностях человекообразного свойства: кто они сами для себя в жизни, что преодолевали и чем схожи с нормальным зрителем".

Вышли передачи о Муслиме Магомаеве, Валерии Харламове и Вячеславе Невинном. Записаны и скоро выйдут в эфир — о Дмитрии Харатьяне, Марке Захарове, Иосифе Кобзоне, Александре Ширвиндте...


- На телевидении показывается огромное количество передач, документальных фильмов об известных людях. Что можно к этим рассказам добавить?

- Я почти не смотрю телевизор, а значит, у меня есть один выгодный аргумент: я не видел ни одной подобной передачи, поэтому я надеюсь, что не дублирую привычных установок — я их не знаю и я не шоумен. Я более независимый и в некотором смысле антипиаровский человек и могу быть ведущим не потому, что мне кто-то напишет текст, а потому, что я сам по себе. Известно, что по всем каналам, из программы в программу, кочуют одни и те же пиплоемкие сюжеты и лица. Но кажется, сегодня что-то меняется. И то, чем раньше занимался только канал "Культура", вдруг стало предметом интереса и других каналов. Оказывается, что об известных людях можно говорить в другом сюжетном определении и другим тоном. Моего опыта — театрального, киношного — достаточно, чтобы опускать звезд на землю. То, что я предлагаю, похоже на разговор своих людей на кухне. И я вижу, что даже сильно "головокружащиеся" певцы и шоумены не возражают, когда я их перебиваю или останавливаю. Первая программа — о Муслиме Магомаеве — прошла, по слухам, с каким-то оглушительным для канала рейтингом. Для меня же в ней существенные и простодушные диалоги забивались "общеканальными" сотрясениями воздуха — под фанеру. У меня были огорчения и претензии: к изобилию эстрадных песенок (антимагомаевских — по качеству и по занудству) и к некоторой небрежности монтажных приемов. Вторая программа — о Валерии Харламове — была сделана удачнее. В дальнейшем, надеюсь, я смогу отсматривать смонтированную программу вместе с режиссерской группой — очень опытной и доброй командой.

— Вы будете во всех случаях являться поклонником тех талантов, о которых идет речь в программе?

— Первые персонажи — очень разные и очень дорогие для меня люди. Список героев обсуждаем с руководством канала. Программа об Иосифе Кобзоне начинается с моего рассказа о том, как мне не нравился эстрадный примитив рядом с песнями бардов и как Володя Высоцкий, познакомив нас с Кобзоном, назвал меня невеждой и объяснил: это человек, беспощадный к себе и бесконечно добрый к другим. Программа о Кобзоне — человеке, необъяснимом с "наземной" точки зрения, разрослась до трех серий.

— В передаче рано или поздно придется рассказывать не только об известных людях прошлого века, но и о тех, кто стал знаменитым в нынешнем. Не кажется вам, что талант сегодня девальвировался, да и поклонники сильно изменились? А фраза "Таланты и поклонники" сегодня может звучать как "Звезды и фанаты".

— У нас любят ставить крест: то на театре, что он кончился, то на кино. А искусство, как и жизнь, нет-нет да и выкручивается. Петр Фоменко когда-то внушал своим ученикам, в том числе и вашему покорному слуге, что нет никаких "измов", кроме "вопрекизма".

Эта программа предложена мне, но не всегда предлагается мною. Моя бы воля, я бы сделал программу "Таланты и поклонники" о том, что видел в декабре в Перми на поэтическом фестивале: это пермский Музей современного искусства, это театр "Сцена-Молот" — соединение московских, пермских, сибирских, уральских сил и очевидное торжество новых талантов. То, что происходит сегодня на театральных сценах Екатеринбурга, Омска, Новосибирска, снимает вопрос о такого рода обобщениях, как вы предложили: таланты убывают, с поклонниками тоже беда. Или взять другой пример: сегодняшний день и поэзия. На открытии фестиваля в Перми после поэтической увертюры, посвященной жертвам пермской трагедии, я читал стихи, от Пушкина до Пригова. Большой зал театра на 90 процентов был заполнен молодыми людьми от 18 до 25 лет. Откуда вдруг при таком зловещем минимализме в образовательном процессе молодые люди начинают интересоваться поэзией? Для меня это все-таки аргумент.

Хотя вы правы, что побеждает примитив: выступления пропиаренных звезд и сдирижированный балдеж публики. В среднем масса теряет квалификацию, потому что ей дурят голову псевдошедеврами. И все-таки мне интересны исключения, а не правила. Куда как лучше — успеть разобраться в подлинности этих исключений при их жизни. Муслим Магомаев позволил себе роскошь не быть похожим на то, к чему призывала его "линия жизни". И войдя в новую эпоху, он не расстался со своим достоинством. Он ушел со сцены, цитируя Фрэнка Синатру (чтобы не дождаться момента, когда в зале кто-то охнет: "А этот все еще поет?!"). Он увлекся интернетом и стал переписываться со своими поклонниками, что, конечно, породило очередные слухи. Он — исключение. И Марк Захаров, безусловно, исключение. Поэтому-то он и тяготился программой, хотя и согласился участвовать в ней...

— У таланта могут быть особые поклонники — в лице власти...

— Это довольно тяжелая тема. Власть в моем воображении раздваивается: политическая и денежная. Назначаются талантами люди средних дарований, и происходит какой-то сговор. Их показывают, зрители осмысленного ряда уверены, что это ерунда, но тех показывают снова, потом опять, и уже где-то к двадцатому повторению зрители смиряются: черт, а может, в нем (в ней) действительно что-то есть, а? Власть в политическом смысле мне меньше понятна. Назначаются лица, которые поют или музицируют. Мой приятель, милый человек, улетел куда-то в Царские Дали. Целая компания музыкантов пребывала в некормленном виде. А потом им сказали: пройдите быстренько, выпейте и съешьте чего-то. Чем-то простеньким подкормили, а потом спешно отвели туда, куда вскоре вошел большой человек. Дальше они должны были поталантливей спеть свое и — с глаз долой. Мне это напоминает рассказ одного пародиста, которого в годы его молодости отобрали для выступления на дне рождения Брежнева. Слева и справа — чекисты. Напротив — популярные певцы, а во главе стола — не такие внятные и молодые, как наши сегодняшние руководители, а Михаил Андреевич Суслов с коллегами и неадекватными тостами. Заранее предупредили: здесь надо встать, здесь надо сесть, здесь надо пройти. А если спросят: "У вас есть проблемы?" — надо ответить: "Проблем нет". И до свидания.

— Могут ли поклонники предъявлять таланту претензии, которые лежат вне сферы его деятельности — артистической или какой-то другой. Например, талант хорошо играет на сцене, но при этом в общественной или политической жизни проявил себя не так, как от него ожидали поклонники: или пошел в Кремль получать награду, или подписал какое-то недостойное письмо, или выступил против подвергающегося гонениям человека. Должен ли талант соответствовать ожиданиям людей, которые его любят и уважают?

— Конечно. Существует какой-то закон самоотчета или самоконтроля. Как в "Маленьких трагедиях" у Пушкина: "С меня довольно сего сознанья". То есть прежде всего человек искусства — это лицо ответственное. Слава богу, достойных случаев хватает (недостойных, увы, тоже). Даже если художнику выгодно, скажем, поработать на какую-то подачку, он этого не сделает ввиду естественной чистоплотности. Но здесь, может быть, я говорю в лексике предыдущего времени. Если сегодня любимый актер почему-то вступает в какую-то там партию, это огорчает узкий круг внимательных и одаренных поклонников и абсолютно не колышет большинство.

— Чем можно это объяснить?

— Здесь я непрофессионал. Я заинтересованный наблюдатель и гражданин. Я могу сожалеть, что произошла замена красного партбилета на зеленый доллар и это не пошло на пользу ни чести, ни достоинству. Во всяком случае, вкусы всерьез подпорчены, и порча эта отравляет жизнь. Она настигла даже очень талантливых людей. Но я по опыту своему опасаюсь размашистых оценок. Даже те, кто как будто совсем деградировал в сторону самопродажи, вдруг оказываются прекрасными в искусстве.

В жизни так бывает
ДОСЬЕ

Главные занятия для Вениамина Смехова — актерство, режиссура и литература. У него вышел двухтомник "Та Таганка" и "В жизни так не бывает". В ближайшие месяцы для Российского молодежного театра (РАМТ) по заказу Алексея Бородина он будет писать инсценировку "Ярмарки тщеславия" Уильяма Теккерея. От приглашений выйти на сцену в антрепризах пока уклоняется. Его актерство сейчас — чтецкие программы и аудиокниги. Для проекта "Книга вслух" записывает произведения Марка Твена и детскую поэзию.


Беседовала Юлия Ларина,
Журнал «Огонёк» № 2 (5112) от 18.01.2010 г.



Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (17)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.