smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

Интервью - "Я пришёл к вам со стихами"

Любопытно, что подвигло известнейшего актёра Вениамина Смехова стать "активным пользователем Интернета", как его назвали в одном из последних интервью? Возможно, то обстоятельство, что о нём самом во всемирной сети написано достаточно много противоречивого и, мягко говоря, не соответствующего действительности? Так или иначе, но он регулярно обновляет свою страничку в популярном даже у первых лиц нашего государства онлайн-сервисе "Твиттер".

Свежие впечатления и реминисценции

Именно короткие записки Вениамина Борисовича в "Твиттере" помогут рассказать о визите артиста в наш славный город. Смехов ждал поездку, готовился к ней.

Поводом для визита стал давно запланированный Липецкой областной филармонией поэтический концерт "Я пришёл к вам со стихами". Лично меня такие программы очень воодушевляют. Вспомнить хотя бы блистательную Светлану Крючкову с композицией по произведениям Цветаевой, Ахматовой и Петровых. Или искромётного Александра Филлипенко, признанного корифея среди чтецов, выступавшего у нас ровно год назад с литературным спектаклем "Демарш энтузиастов". Теперь с творчеством любимых своих поэтов публику познакомил Вениамин Смехов.

- Поэты терпеть не могут, когда артисты начинают читать их стихи, - с улыбкой заметил Вениамин Борисович. - Поэты читают свои стихи монотонно-ритмически ровно. А чтение по-актёрски якобы разрушает авторский замысел и построение. Анна Андреевна Ахматова говорила: "Поэзию спасает монотон".

Ну а как же быть артистам, если даже своим зачислением в театральный вуз - знаменитое училище имени Щукина - Смехов обязан именно поэзии?! Конфуз заключался в том, что при поступлении будущей звезде экрана даже не пришлось преодолевать никаких испытаний: ректор сам выбрал молодого абитуриента из огромного числа претендентов и зачислил без экзаменов. Однако через год нерадивого студента отчислили и перевели вольнослушателем на второй курс с испытательным сроком. Через год Вениамин вновь явился в приёмную комиссию и с неслыханной экспрессией зачёл опус Владимира Маяковского. "Эффект был велик", как у Ильфа и Петрова. Педагоги не узнали в Смехове робкого паренька, с которым были знакомы раньше. С тех пор с актёрского пути Вениамина Борисовича отвратить уже никто и ничто не могло, а поэзия стала значительной частью жизни актёра. Вот что он сам думает относительно художественного слова и его места в современной культуре.

- Последние годы ознаменовались возвращением жанра поэтического концерта на сцену. К поэзии и к подобным вечерам с конца 80-х годов интерес у публики начисто отшибло. Все были заняты совсем другими делами. И в театры меньше ходили. Сами знаете, что в итоге выросло из нашей культуры. Но она держится и будет держаться! Что касается жанра художественного слова, то, конечно, интерес снова просыпается. В последние четыре года в зале Чайковского наконец-то возродились поэтические вечера. Пробуждается и интерес к настоящим музейным ценностям. В этом смысле могу сказать, что мы с женой сегодня были совершенно очарованы Липецком. Поездили по городу, осмотрелись. Увидели достопримечательности и заброшенности, страшные облака над комбинатом и чудесного Петра I авторства Клыкова. Нас просто изумил потрясающий музей Виктора Семёновича Сорокина, где мы встретили необыкновенного московского скульптора Дмитрия Тугаринова. Вдруг в Липецке столкнулись два столичных жителя! Так и обнаруживают люди друг друга! А потом ещё и краеведческий музей. Музейщики настолько скрупулёзно следят за своим учреждением! Всё - от старины и потомков тех, кто жил в Липецке, вплоть до сегодняшнего дня. Это было поистине прекрасно. Ничто хорошее не убывает.

Оказывается, Вениамину Смехову уже случалось видеть город, о чём он и поведал вечером 21 ноября своим поклонникам, собравшимся в зале Академического театра драмы:

- Мне приятно через тридцать с лишним лет оказаться в Липецке, где снимался фильм "Середина жизни". Лента была на производственную тему о двух металлургических гигантах - в Свердловске и Липецке. Мне есть, что вспомнить об этом городе. Например, как во Дворце бракосочетания в 1976 году состоялась свадьба моего героя и актрисы Татьяны Лавровой. По сюжету Лаврову у меня отбивал мой друг - актёр Леонид Дьячков. Липецк запомнился яблочным городом Петра Великого. "Середина жизни" - и у меня тогда была середина. И вот, спустя ещё половину, мне посчастливилось вернуться сюда.

А накануне этой поездки произошло замечательное событие. 20 ноября в просмотровом зале "Мосфильма" прошёл закрытый показ картины, созданной одним из самых дорогих для меня людей - Никитой Высоцким. "Спасибо, что живой" - так называется эта работа. И была она посвящена судьбе и творчеству Владимира Семёновича Высоцкого, с которым я бок о бок прослужил на Таганке шестнадцать лет. В "Гамлете", где Володя играл главную роль, я был королём Клавдием. И всё будто бы позавчера. Мы отправились на сеанс вместе с Валерием Золотухиным. Там встретили директора "Мосфильма" Карена Шахназарова и съёмочную группу, жену Высоцкого и мать двоих его детей - Людмилу. И Владимира Владимировича Путина. Вот такая компания сидела в нашем ряду. Нас всех сковала одна и та же необыкновенная, слезоточивая любовь и удивление. Фильм сделан сильно, эмоционально, мастерски. И сквозь всё повествование пробивается тема отца и сына. Как будто уйдя, Владимир Высоцкий все эти годы посылал Никите некое сообщение - открыть его живым. Настоятельно советую и желаю всем увидеть фильм. Кстати, я начинаю верить в мистику. Люда Абрамова-Высоцкая на показе сидела рядом со мной, мы разговаривали. И вдруг, добравшись до Липецка, я вспомнил, как в 1976 году попросил её сыграть в фильме "Середина жизни"! Она играла роль моей бессловесной возлюбленной! Вы представляете, какое совпадение?

"А теперь гасите свет! Я буду разговаривать по секрету"

Свет погас, и актёр театра и кино, режиссёр, литератор и чтец Вениамин Борисович Смехов приступил, собственно, к поэзии. Наверное, от волнения или от того, что не успел как следует настроиться, в первом же стихотворении артист досадно запнулся - забыл текст. С кем не бывает? Поразительным образом неловкая ситуация разрешилась - кто-то из первых рядов подсказал следующую строчку… И мощные строфы Маяковского вновь понеслись в зал. Чтобы дальше - уже без заминок - чеканясь, нарастать.

- Владимир Маяковский - и опять совпадение. Вчера с Золотухиным мы вспоминали гонимый в прошлом спектакль Любимова "Послушайте!" по произведениям Маяковского. На дворе - 1967 год. Постановке было сложно выжить - времена такие, но она удержалась и сделала очень многое для всех нас. В числе исполнителей роли поэта был и Высоцкий. Маяковский, Северянин, Саша Чёрный, Бродский, Высоцкий, которых я сегодня читаю, чем-то похожи. И знаете чем? Верностью строки, музыкой, рифмой. И тем, что все они обладали чувством юмора, - рассуждал Вениамин Смехов.

От Маяковского - к Игорю Северянину. Эти двое одновременно и души не чаяли друг в друге, и враждовали. Маяковский воспевал пролетариат, а Северянин - любовь. В легендарном "Облаке в штанах" из "политических соображений", как в ту пору выражались, певец любви и декадент был буквально распят:

Как вы смеете называться поэтом
и, серенький, чирикать, как перепел!
Сегодня надо кастетом
кроиться миру в черепе!

- Помню, как учил совсем неоперившегося Сашу Калягина правильно читать Северянина, - предваряет стихотворение "Русская" Смехов. - Учил его правильно, по-декадентски деградировать и загнивать.

Саша Чёрный - иммигрант, первый редактор стихотворений Набокова, сатирик - высоко ценим Вениамином Борисовичем. Александру Михайловичу Гликбергу (а именно таково настоящее имя стихотворца) посвятил немало тёплых слов и воспоминаний.

- Для взрослых он был Сашей Чёрным, а для своих детей - Сашей Белым, - повествует чтец о непростой судьбе гения Серебряного века. - Он погиб на своей маленькой даче во Франции, спасая от пожара горящий соседский дом. Тут же подле него умерла его собачка. Какие мистические вещи опять!

- Два года назад, - продолжает со сцены артист, - ушёл из жизни последний из великих фронтовых поэтов и один из самых любимых авторов Владимира Высоцкого Александр Петрович Межиров. Я описал в своей книге один случай, связанный с ним. На войне Межиров потерял добрую часть своего организма. И врач в госпитале, осматривая молодого бойца, сказал ему: "Что любишь - делай: пей, кури, гуляй. Осталось тебе немного". И вот Александр Петрович, проживший в результате долгую плодотворную жизнь, делал всё, что велел доктор. Видите, как бывает?

Иосиф Бродский - икона для всех чтецов, да и практически для всех более-менее знающих толк в поэзии читателей. Особое отношение к его слогу и у Смехова.

- Юмор - вот то, что всегда можно найти у Бродского - и в лирических четверостишьях, и в драматической, трагичной лирике, - отметил Вениамин Борисович.

Большой блок концерта был, естественно, посвящён поэзии и историям о Владимире Семёновиче Высоцком. Смехов одним из первых написал в советской публицистике о нём не как о поющем актёре, но как о поэте. Высоцкий запомнился чрезвычайно деятельным, напряжённо и по многу работающим человеком. Людмила Владимировна Абрамова-Высоцкая как-то упомянула в интервью: "Лучше всех о Володе сказал Любимов: "Шаровая молния, только молния мгновенна, а Володя был шаровой молнией все двадцать четыре часа в сутки. Буднично, каждый день, семь лет у меня под боком светила не электрическая лампа, а шаровая молния".

- Владимир был запрещённым поэтом. О его смерти была малюсенькая заметка в "Вечерней Москве", тогда как это трагическое событие отозвалось в сердцах, без преувеличения, миллионов людей. Сорок тысяч человек на Таганской площади. Нужно помнить и объяснять новому поколению. Мне повезло больше, чем другим. Я работал с Высоцким и горжусь этим.

Финал поэтического вечера "Я пришёл к вам со стихами" был озвучен довольно неожиданным аккордом. Собственно, для тех, кто хорошо знаком с работами Вениамина Смехова в жанре художественного слова, сюрпризом не являются его смелые параллели между, казалось бы, несовместимыми авторами и неожиданные находки. Имеется в виду, например, цикл передач, прошедший недавно по каналу "Культура", где Вениамин Борисович чисто интуитивно объединял в пары Некрасова и Маяковского, Самойлова и Бродского, Твардовского и Есенина. Так, думаю, для многих пришедших в новинку прозвучало имя представителя эпохи постмодерна Дмитрия Пригова. Широко известного в узких кругах, что называется. "Шикарная" - таким эпитетом наделил Смехов сатирическую поэзию Пригова.

Чем больше Родину мы любим,
Тем меньше нравимся мы ей.
Так я сказал в один из дней -
И до сих пор не передумал.

Ну а соединилось всё сказанное о любимых поэтах стихотворением Булата Окуджавы. "И птичка вылетает", помните? Его Вениамин Борисович прочитал уже, наверное, будучи в третий раз вызванным на бис.

Очень радостно ощущать, что, наверное, для большей части зала в душе тоже произошло некое важное слияние с поэзией. Смехова завалили цветами - и это очень отрадно было наблюдать. Вот последний комментарий из "Твиттера", которым мы и поставим точку в этом рассказе.


Роман Хомутский.
"Липецкая Газета: итоги недели"
28.11.2011 г.




Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (17)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.