smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"Веселый человек с грустными глазами"

Литературные вечера органично вплелись в канву музыкального фестиваля им. Генриха Нейгауза. В этом году гостем фестиваля стал народный артист РФ, актер театра и кино, режиссер, сценарист, литератор, лауреат Царскосельской художественной премии Вениамин Смехов.

Для саратовской прессы литературный вечер "Выступать - так с музыкой" начался чуть раньше - с пресс-конференции актера. Пересев из огромного мягкого кресла на стул и познакомившись с представителями местных изданий, Вениамин Борисович начал разговор с… саратовских дорог. Ох уж эти дороги, помните, как оскорбил "патриотические чувства" саратовцев Геннадий Хазанов, окрестив Саратов "деревней Гадюкино"? Но, тем не менее, с его "легкой руки", вернее, словца, это выражение прижилось в нашей прессе.

Вениамин Смехов не был столь категоричен, выразив возмущение тем, что после поездок "по нормальному Ярославлю, по приличному Екатеринбургу увидел, что Саратов, который заслуживает не меньшего уважения со стороны начальства, находится в таком хламе". К теме дорог и неуважения власти к своим жителям он еще не раз возвращался в ходе встречи. Даже предложил попросить "президента, премьер-министра сделать одолжение и проехаться по этим дорогам" и выразил надежду, что со сменой губернатор, возможно, появятся и дороги. Ах, Вениамин Борисович, Ваши слова да нашим властям бы в уши…


Музыкальные связи

Но вернемся все же к фестивалю, приглашение на который, по словам актера, честь и радость по всем статьям и в то же время "провокация его скромности", потому что "музыка - это лучшее, что есть на свете". Музыка, по мнению Смехов, это вершина, а дальше, по нисходящей идут поэзия, живопись, театр - порядок в данном случае уже не так принципиален. Выше музыки ничего нет, она универсальна, всечеловечна. И Саратов в этом смысле - город замечательной музыки. Тем более, что в нашем городе сошлись три имени, близкие актеру - Собинов, с семьей которого Смехова связывала многолетняя дружба, Кассиль и Альфред Шнитке - очень близкий человек в его театральной жизни. Шнитке был одним из главных друзей любимовской "Таганки".

"Альфред Гариевич - это особая статья, он принадлежит к тем, кого сегодня называют великими, и это правильно, это не сериальные мотыльки-однодневки, молодые залихватские ребята. Это истинная культура России, великая, настоящая", - заметил Смехов.

С музыкой наш гость, по его признанию, связан многократно - "и детством, и отцом, и матерью, и пианино дома, и тремя годами насильственной учебы", закончившихся побегом в театр. А главное - это "Таганка", которую Альфред Гариевич назвал "попыткой новой театральной оперы" на обсуждении спектакля "Владимир Высоцкий" в 81-м году, спектакля, который запрещала очередная советская власть.

Шнитке писал музыку к спектаклю "Таганки", в "Ревизской сказке", где Смехов играл Плюшкина, и для него написал специальную виолончельную партию, чтобы актер изображал Растроповича, имя которого даже было "нон грата"; таким образом запрещенное имя Растроповича было "подано" всем умным людям. "Так мы жили, мы разговаривали на своем эсперанто, и "осмысленные" жители России понимали друг друга", - вспомнил былое Вениамин Борисович.

Как справиться с застенчивостью

В биографии Вениамина Смехова был эпизод, когда студента Театрального училища имени Б.В. Щукина при Театре им. Евгения Вахтангова руководитель курса Владимир Этуш отчислил с курса в 1958 году и перевел на 2-й курс как вольнослушателя на испытательный срок за застенчивость. Правда, в апреле следующего года Смехов был вновь переведен в студенты.

По словам Вениамина Борисовича, все шло этапами… "Человек должен себя сделать. Этуш помог мне понять безграмотное отношение к самому себе. Мне было 17 лет, и мне хватило этого испытания, рядом с отцом, который прошел всю войну и тоже сам себя сделал. И очень несправедливо относился к четверкам, считая, что если ты не можешь лучше, - это одно дело, а если можешь, но не делаешь, то никакого уважения к себе не должно быть. Это мне помогло. Помогли еще и "парниковые" условия Щукинского училища, которое "опекало" своих студентов. Я сбежал из Москвы, которая в те, хрущевские, времена, казалась мне неинтересной. Я уехал в Куйбышев (ныне Самара - Авт), за год успел убедиться, что никакого артиста из меня не получится.

А дальше уже были случайности… Везло просто. А с Этушем повезло в том, что он резким ударом встряхнул мое существование, а я человек литературный и где-то в книжках набрел на правильные ответы на "проклятые" вопросы. Вот я с собой доборолся, поехал в Куйбышев, сыграл девять ролей и решил, что никогда артистом не буду, а буду писателем. Написал книжку, приехал в Москву. Надо было зарабатывать, и я поступил в театр драмы и комедии (самый провинциальный театр Москвы), в котором через год оказался Любимов".

Режиссерские работы в опере

О работах Вениамина Смехова в кино, театре и на телевидении, пожалуй, знают многие; возможно, для кого-то из наших читателей работы нашего гостя как оперного режиссера будут небольшим открытием, вероятно потому, что все оперные спектакли были поставлены в Европе (Германии, Чехии, Голландии).
"Связи с музыкой были всю жизнь по театру, по кино, по своим пристрастиям… Когда упал "железный" занавес, мы с супругой поехали в загранку и много ездили, почти двадцать лет мы жили из Москвы - в Москву", - вспоминает Вениамин Борисович.

За это время только в Германии поставлено шесть оперных спектаклей и три спектакля в чешской опере - самом любимом театре Чайковского, где он проплакал свою премьеру "Пиковой дамы", и после этого эта опера для чехов стала почти "святой", чехи называют ее "Пиковка". Чайковский за год до смерти открыл мировой счет своей гениальной опере.
В 98-м году, "снабженный правильными чувствами стыда и позора за 30-летний юбилей танков в Праге", Смехов ставит "Пиковую даму" в Национальной опере в Праге. "Это была счастливая премьера, и опера прошла вместо двух пять сезонов. Не скажу, чтобы она была особенно сильна, но чувства сильные и артисты замечательные. Два русских тенора - одни из семейства Лядовых, тенор Мариинки, теперь штатный певец и Мариинки и Чешского национального оперного театра"
Музыкальные спектакли были всегда, это было в традиции Вахтанговской альма-матер, которую Любимов вынес на своих плечах строя новое дело. И "Таганка" - самое яркое тому подтверждение, как считали и Шнитке, и Денисов, и Губайдуллина, и Шостакович и другие музыканты, - близкие и добрые друзья театра, которые много значили в театре и для театра.

В настоящее время в работе актера также много музыки и соединения поэзии с музыкой: выступления и с Юрием Башметом в Зале Чайковского, и с замечательным Евгением Бушковым, который был на нашем фестивале с камерным белорусским оркестром. С оркестром Бушкова Смехов исполнял "Красную шапочку" в современном английском прочтении. "Она такая наглая", - с каким-то юношеским восторгом, охарактеризовал сказку актер. В числе музыкальных проектов Смехова и "Возрождение гастрольной карты России", в котором приняли участи многие известные музыканты.

Молодая смена

Многие говорят с сожалением о том, что уходят из театра и кино профессионалы старой школы, не видя достойной молодой смены. Так ли это на самом деле? По мнению Вениамин Смехова, молодое поколение - это и есть надежда. На деле это происходит сейчас исподволь, неприметно… "Разгулялся "корявый" капитализм так, что афиша, реклама стали дороже двух слов правды и все прокисли в ширпотребе. У нас успешно возросли культурные ширпотребности народа и возрастают, - считает актер. - Насколько влияет ширпотреб на настоящую культуру, наверное, говорить не мне, но я предполагаю, что это видимость того, что нет "надежды на новое поколение", потому что есть реальные очаги новостей - исчезает один театр, но появляется другой. Три года, будучи председателем выпускной экзаменационной комиссии в Вахтанговском, я такие видел примеры - мне кажется, мы так не умели… Молодые люди сейчас умеют соединять классическую правду с синтетическим, пластическим, акробатическим, танцевальным Они очень хорошо оснащены не только в театре, но в живописи, в поэзии…

Я когда-то у Шнитке спросил: "Скажите, пожалуйста, Альфред Гариевич, а почему Вы не пишете мелодию, ведь Вы же можете, почему все атональное, какое-то другое и Вы, и Эдисон (Денисов - Авт.)". Он мне ответил: "Всегда, когда новое, оно кажется неуклюжим по сравнению со старым. А вы 50 лет проживите…"

О ТВ и НТВ

Об авторских программах на телевидении мы, пожалуй, знаем чуть больше, чем о работах Вениамина Борисовича на радио. Достаточно вспомнить его "Восемь вечеров с Вениамином Смеховым" на канале "Культура", которые явились своего рода "объяснением" автора в любви к шестнадцати русским поэтам. Главное в художественном чтении, считает Смехов, восхитить других тем, что тебе нравится.

Не обошли журналисты вопрос о пражском скандале вокруг "Таганки". Несмотря ни на что, Вениамин Борисович считает себя не вправе осуждать режиссера, даже если тот весьма нелестно отзывается о труппе. На канале "Культура" вскоре выйдет авторская программа Вениамина Смехова о "Таганке" - "Золотой век "Таганки". Восемь телевечеров рассказов о театре. Заказ на эту программу поступил и был отснят до известного скандала.

"Кино - великий обман не только для зрителей, но и для тех, кто его делает, - переходя к теме мушкетеров и Атоса в новом фильме, говорит Смехов. - Два года была на НТВ программа - "Дело темное" называется. Меня так хвалили… А это была мука адская, т. к. надо было преодолевать бедному Пивоварову гнет ставки, которую сделала эта страшная команда. НТВ и дороги в Саратове. НТВ надо посадить в эту лужу и оттуда так не любить свой народ. Не любить народ, находясь в грязи и в луже саратовской весны".

Самая хорошая и приятная сейчас для нашего гостя "Таланты и поклонники" на ТВЦ - добрая, чистая интересная авторская программа.

Сниматься или не сниматься в сериалах - таков был очередной вопрос. "Все зависит от роли: если роль хорошая, то почему бы и нет, если есть время. Сериал это или фильм, в данном случае роли не играет", - ответил на вопрос об отношение к современным фильмам и сериалам артист.

Встреча плавно обрела продолжение в литературном вечере, о котором рассказывать не менее сложно, чем описывать музыку. Его, как и музыку, нужно было, скорее, слушать, чем смотреть.


Светлана Тенетко.
Богатей",
№ 11 (613) 5 апреля 2012 г.




Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (17)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.