smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"ВЕНИАМИН СМЕХОВ: МЕДНЫЕ ТРУБЫ ЧАСТО НАКРЫВАЮТСЯ МЕДНЫМ ТАЗОМ..."

Большой привет от Дягилева! "Русские сезоны"! Правда, не в Париже, а в Ереване. Очередные Дни культуры России в Армении, очередная инициатива Министерства культуры Армении и лично министра Асмик Погосян, активно поддержанная российской стороной, взяла старт и сулит много сюрпризов. В том числе - визит блистательной Майи Плисецкой и Родиона Щедрина и первого по всем рейтингам театра Москвы - театра Петра Фоменко с двумя толстовскими постановками!

А открылись русские сезоны приездом в Ереван Вениамина Смехова. Для широкой публики и по собственному признанию - Атоса из знаменитых "Трех мушкетеров", для более узкого круга ценителей - артиста золотой эпохи Таганки времен Любимова и Высоцкого, режиссера, литератора.

Творческий вечер Вениамина Смехова, от которого многие ожидали "театральных историй", обернулся неожиданной встречей со Словом - высоким словом поэзии Серебряного века. Маяковский, Вертинский, Саша Черный, Игорь Северянин, потом Высоцкий, даже Иртеньев, проза Эрдмана, собственные стихи...
На встречу в СТД артист пришел с супругой - доктором искусствоведения, театроведом Галиной Аксеновой. И состоялся интереснейший разговор - о времени, о театре, о литературе, о культуре - человека Культуры, интеллектуала, современника и друга многих и многих удивительных людей, участника и очевидца многих и многих театральных Событий, умеющего пропустить их сквозь призму творческого восприятия.


- У НАС СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ начиная с самых несчастных в России, и не только в России, в Армении тоже - 90-х годов. Нам тогда повезло - меня пригласили в Германию ставить там оперный спектакль, потом были Израиль, Париж. . . Мы возвращались домой в Москву и каждый раз видели совсем другую страну. Менялось все - рельеф, ландшафт, отношения, валюта, речь, лексика, увядала русская словесность. У нас была очень приятная поездка во Францию, там по собственной пьесе "Две сестры" я ставил спектакль на мою любимую тему - Лиля Брик, Эльза Триоле, Арагон, Маяковский. . . И в это время мы заметили, что в Париже можно услышать настоящий русский язык, а в Москве его почти уже не оставалось. Что-то менялось, что-то передвигалось, и только сейчас, кажется мне, у нас дома идет медленное возвращение к каким-то правильным нормам языка... Идут споры, как и у вас - как инвестировать будущее? Как развивать молодое поколение? И власть, многогрешная, как и везде, говорит красивые слова, а реальность - в руках реальных людей, таких, как мы с вами, которые могут что-то делать, и это делается.
Сейчас, когда говорят о буме Таганки 70-х годов... Мы иногда путаем положительный знак в отношении страны, какого-то социального климата со знаком плюс своей молодости. Когда сегодня какие-то живые люди говорят, что при Сталине было лучше... Я не продолжаю. Просто им было по 16 лет...

МНЕ ПРИЯТНО ВАШЕ ДОБРОЕ ОТНОШЕНИЕ, я считаю, что это суммированное отношение к тому, что являет собой театр России, который всегда был переплетен теснейшими узами с армянским искусством. И в России очень много Армении - культурной, высокой, духовной, в московской жизни очень много не влияния - персоналий. В моей жизни этого было много, начиная с блестящего Бояджиева - я имел честь дружить с великим театроведом, потом Дживелегов - могучие умы. . . И как это назвать - русское, армянское, мировое? Когда талантливо, то это уже и не важно. Хотя бесконечно приятно, что мой талантливейший старший друг Армен Джигарханян бесконечно возвращается к тому, что есть его сущность, его корни, что питает его творчество.

Мое смущение в том, что мне в жизни повезло как бы не за самого себя, а "за того парня". Я не рассчитывал, что будет такой успех театральный - собирался бросать актерство, и тут случилась Таганка. А потом случилась поэзия. Поэзия, которая явственно и опосредованно, явственно и незаметно ложится в основу жизни - и русской, и армянской, если я не ошибаюсь. Наши гиды вчера рассказывали, что новое поколение в Армении отстает в знании истории родной страны, в том числе истории культуры, а мы замешаны на этом - такая поэтическая материя. Мне трудно в это поверить, потому что вчера был такой отклик, какой очень редко бывает, температура контакта вчерашней встречи была не "ниже", а "выше". Может быть, это связано с феноменом встречи "другого"? Тем не менее были очень непосредственные, дорогие мне реакции. Было что-то особенное - как в ваших замечательных овощах и фруктах запечены всякие вкусности, так и в этих реакциях было запечено что-то особенное. И в том числе - размышления о жизни и печаль. Что это означает? По-моему, что-то хорошее...

ЛЮБАЯ ИСТОРИЯ О ХУДОЖНИКЕ, ставшем руководителем, - это живая история, которая прорастает сквозь каменные препятствия властных сочинений. Власть сочиняет что-то и при этом нарушает законы библейские и человеческие. Греховна любая власть - симпатичный, милый, добрый человек, талантливый и вдруг становится "во главе"! Сколько искушений и сколько нужно труда, чтобы этот человек оставался нормальным. Медные трубы всегда накрываются медным тазом. . . Но как одолеть печаль? Власть почти не помогает, помогаем мы сами.

Я участвовал во всяких "исторических" заседаниях СТД: когда Кирилл Лавров - замечательный, когда Ульянов - прекрасный, Миша Шатров - особенный. . . И абсолютно интересный тип Шадрин, вышедший из горнила дремучей партийной власти, которого долбанули по башке за то, что ему понравился "Борис Годунов" Любимова. Хотели его снять с работы, и вдруг все суперрежиссеры, все "левые" стали требовать, чтобы Шадрина оставили, у партийцев попадали скулы - когда это было, чтобы художники отвоевывали чиновника?! Потому что Шадрин - чиновник, и вдруг, страшно сказать, человеческое начало! Сегодня изменение театральной ситуации в Москве - это заслуга Шадрина. То, что он начал в самые страшные годы Чеховский фестиваль, он просто воспитал поколение. То, что этот фестиваль стал один из самых престижных в мире наравне с Эдинбургом и Авиньоном - заслуга человека, который вложил в это душу. Сегодня в Москве выросло поколение, которое видело все лучшие мировые спектакли. И сегодня такие арт-купцы театру просто необходимы - слава богу, они появляются. МХАТ сегодня живет на меценатах, и то, что это формируется, очень важно.

ИСТОРИЯ ЛЮБИМОВА И ЭФРОСА? Это история, когда партийные руководители страны одержали победу. Я тогда написал статью "Скрипка мастера", которую журнал "Театр", сильно рискуя, опубликовал. Это была статья, в которой о "враге народа", коим был объявлен Любимов и с ним расправились, лишив его гражданства, было сказано только хорошее. Об Эфросе дурного не было, но была сыновняя горячка, поскольку мы защищали свое. Скорее всего мы были неправы - те, кто в этой горячке на голову Эфроса вылил слишком много кипятка. Потому что всякое явление, особенно связанное с такими фигурами, оно многогранно. Мы выделили только одну грань - как дети, потерявшие отца, вместо которого нам пригнали чужого дядьку. При этом "чужой дядька" - великий и любимый режиссер, в этом была трагедия. Лично у меня на нервной почве был астматический криз - Галя тогда меня просто спасла. Хотя из сегодня кажется, что с Эфросом то же самое, что и с великими поэтами. При жизни к Бродскому, Маяковскому, Есенину, наверное, к Чаренцу относились очень по-разному, и очень часто враждебно. Все, что больше нас, нас раздражает при жизни. Эфрос - другим образом, но тоже раздражал. Его приручили, и ему показалось, что ему как художнику это выгодно - он ушел из театра, где ему становилось плохо и пришел на Таганку, где сделал "На дне". Спектакль, который охраняли отряды конной милиции, - гениальный спектакль. Но мы были поколением, у которого на памяти был отказ учеников от учителей и детей от родителей, и это воспринималось одним из страшных преступлений. Это была шекспировская ситуация. И Эфроса сломали, одним махом уничтожили и Любимова, и его.

Наверное, единственный его грех, хотя не нам судить, в том, что он говорил, что ни за что не пойдет на Таганку, хотя вопрос - это зафиксировано документально - уже был решен. Он был инструментом ЦК. "Я знаю, что должен был поговорить с Аллой Демидовой, Давидом Боровским и с тобой, потому что у нас добрые отношения, - сказал он мне тогда, - но я этого не сделал. . . " И проглотил таблетку. Он просто чего-то боялся. В первые же дни, когда он знал, а мы не знали, он посоветовался с Ульяновым, Ефремовым и Товстоноговым. И все трое сказали: "Таганка? - ни в коем случае! Или сговорись с актерами. Как же можно работать в театре, как чиновник?" Любимов тогда говорил - мы встретились с ним в Париже: "До моего приезда, если хотите меня вернуть, предложите или Элема Климова, или Роберта Стуруа". Эти люди отказались. А Эфрос знал, но все-таки пошел. Наверное, думал: прикажут - труппа подчинится, это же советский театр! И те, кто в перерывах носил бутерброды Любимову, стали носить их Эфросу. Те, кто на худсоветах провозглашал Любимову "осанну", стали петь ее Эфросу. B общем, все было непросто, как непросто всегда на таких уровнях, как гора Арарат...

НОВАЯ ДРАМА? В Москве работает театр "Практика", Казанский, Кирилл Серебрянников в Центре Высоцкого. Мне все это интересно. У меня не получилось стать рутинером, не знаю, что такое консерватизм. Может, это школа и время? Я в хрущевское время учился у замечательных учеников Вахтангова - Мансурова, Алексеева. Они пережили ХХ съезд, развенчание Сталина - новая страна, новый театр. На курс приняли трех человек с еврейской фамилией, Ив Монтан приехал в Москву! Это было время, когда я вкушал плоды школы Вахтангова и плоды свободы. Я очень спокойно отношусь к новостям, наоборот, они мне нравятся. Мне интересно следить за тем, что делают молодые.


Сона Мелоян,
газета "Голос Армении"
24.04.2008г.



Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (18)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.