smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"НЕСЧАСТНА ТА СТРАНА, КОТОРАЯ НУЖДАЕТСЯ В ГЕРОЯХ".

Свойство анализировать происходящее, личное пропускать через творческое, отделяя зёрна от плевел, искать главное в общественном. Таков природный дар известного актёра, режиссёра, писателя. Вениамин Смехов — культовый актер Театра на Таганке в семидесятые, он «семь пар обуви истоптал», шагая по миру и приобретая драгоценный опыт, которым теперь готов поделиться с нами. Наша беседа велась на личные темы, о том, какие открытия дарит жизнь, о любви и о героях, в которых так нуждается страна…

— Вениамин Борисович, сегодня внимание общества сфокусировано на личном… Мы можем побеседовать с вами на эту тему?

— Меня сегодня интересует другая тема — противостояние духа в стране. Подлинность, которая не зависит ни от какой власти. Интересуют меня феномены, а не типичные вещи. Сегодня я чувствую себя наблюдателем за всем происходящим с точки зрения моей хорошо пожившей души…

— А разве истинные чувства могут быть типичны? И в самой любви не заложен дух?

— Понимаешь, Наташа, интимные разговоры на темы любви к Отечеству, веры в Бога и семейное счастье не ведутся на публику.

— Вы — публичная персона. И думаю, не мне одной важно ваше понимание красоты, отношение к женщине… Понимание счастья… С этической, моральной точек зрения… И любовь к Отечеству хорошо пожившей души…

— Ну, ладно. Давай начнем разговор о парадоксах моей жизни. Говорят: не везет в карты, везет в любви… Если перефразировать: то можно сказать, что моим героям не повезло в любви на подмостках и в кино. Но карта легла так, что повезло в жизни. И везет с моей женой, Галочкой Аксеновой, уже тридцать лет.
Ничего плохого не могу сказать и про первую семейную жизнь. Она была короче, но зато моим дочкам от первого брака уже приличное количество лет. И старшей Ленке, и младшей Алике.

— А в искусстве женщины вами пренебрегали? Как складывались со слабым полом отношения на подмостках театра и в кино?

— В театре, на сцене и на экране — все женщины мне либо изменяли, бросали, либо, переженившись на ком-то другом, разводились и исчезали. В спектакле «Близнец» божественная актриса и женщина Марина Неелова ушла по сюжету от меня к Лене Филатову. И я очень ее с этим поздравлял. Так как она хороша во всем, даже в дерзком уходе от меня, как героя пьесы.
Танечка Лаврова, которой, увы, уже нет на свете, в фильме «Середина жизни», еле-еле дойдя со мной до дворца бракосочетания, дала понять, что ей нравится суперинженер, мой коллега и друг — Леня Дьячков… Он был как бы Моцарт, а я — Сальери…

Моему герою Атосу повезло в жизни, он влюбился в совершенство. Ангельски красивую, благородную, сексуальную и, по книге, четырнадцатилетнюю особу — леди Винтер. Но оказалось — у нее была отпечатана какая-то лилия на плече. Может, клеймо было наказанием всего лишь за какую-нибудь маленькую провинность, за то, что она стянула, например, воблу на рынке… В те времена жестокие правила были. Но Атос, не разобравшись и не спросив, за что ее так, без всяких сомнений, взял и повесил. И страдал, конечно, как она хороша и что он так и не насладился тем, что он — муж. А потом она предстала живой — его главным врагом. И другого выхода у него не было, как снова ее умертвить.

— Вы рассуждаете об этом так страстно… Как будто вымышленная интрига задела вас так глубоко…

— Дело в том, что с Атосом случилось все то, что бывает в жизни. Вместо того чтобы немного подумать, взвесить, этот человек уничтожил единственную свою любовь и до самого того света мучился из-за этого. Он пытался заглушить в себе чувство непоправимой вины и двойного убийства. Чуть только увижу Риту Терехову, которую превозношу как актрису инопланетного таланта, так сразу же приношу ей свои извинения. Вы видите, как непроста и двойственна жизнь? Сейчас мы договорились с режиссером, что в «Возвращении мушкетеров» в финале будет покаяние. Атоса считают благородным, возвышенным, достойным, мужественным, мудрым… И при этом на нем такой ужасный грех. Часто прекрасные женщины театра бывают зловредными интриганками закулисья.

— Галя Аксенова хорошую роль играет в вашей жизни…

— Это диалог, дуэт. И та истина, что надо уступать друг другу, когда столько пройдено, и ты видишь, как все обернулось, — мудра. Мы друг друга нашли. Нам комфортно вместе и дискутировать, и развиваться. Галя помогает мне как историк, журналист, театровед и кинокритик. Галя — это моя родина. И я тоже ей в помощь — хотя бы юмором и опытом. Она моложе и она талантливее в языках. У Гали кроме английского еще французский, сейчас она осваивает итальянский. За границей она больше владеет темой и помогает мне. А дома, в Москве, — сильнее пока я. И это дар Господний, который мне ниспослан не по праву и не по заслугам. С Галей Аксеновой мы делим все: «тебе половина и мне половина». С ней у нас единство соучастия в познании мира. И я счастлив от прибыли душевной за счет такой дружбы и любви.

— Вы разве уступчивы?

— Уступчив. Мне это качество передалось от характера мамы… Папа был нетерпим и гневлив. Меня тоже разозлить можно. Я могу выбросить лаву в секунду. Полоснуть диким огнем. И были случаи, когда люди от этого падали в обморок. Шучу. Слава Богу, в последние годы все во мне спокойнее стало, и валокардин перестал быть моим постоянным другом.

— Семья — это тихая гавань или это испытание чувств?

— Воспитание и испытание чувств. Это труд души. Первая моя семейная попытка была сложнее, в результате которой я сам виноват. А вторая любовь — это дар судьбы. Подарок Бога.

— Свою первую любовь помните?

— Это был восьмой класс. В 53-м грянула новая, счастливая, опасная и раздражающая реальность в виде косичек, физкультурных переодеваний и любви сразу и навсегда. Фокус в том, что в тот исторический момент произошло слияние мужских и женских «монастырей» (то есть школ с раздельным обучением). «Мой первый друг, мой друг бесценный», блистательный математик Андрей Егоров, как и я, влюбился в «парту напротив». Я свою — перелюбил. Он до сих пор счастливо женат на Рите Бершадской.

— А сейчас способны влюбиться?

— Я всегда любуюсь женщинами, когда вижу красивое лицо, фигуру. В том случае, если у женщины есть более важные интересы, чем заниматься своей необычайностью. Я работал с западными актрисами. В Чехии, Франции, Америке. У меня была одна изумительная героиня. На сцене — манкость, привлекательность, страсть. А когда она уходила со сцены, становилась совершенно нормальным существом, у которого ни в одном глазу не было призыва — «ну, помани меня…». Ирину Пегову, которая в «Возвращении мушкетеров» стала дочерью Портоса, мы видели с Галей еще в ГИТИСе в дипломном спектакле «Фро» по Платонову. Мы с Галкой восхищались ею и Женей Цыгановым и шутили, что актриса возбуждает эротический пожар в зале, гормональное безумие. Это такая буря страсти, что в пору в публичный дом бежать. Извините за выражение. На сцене — бездна греха, сладострастия, поэтичности… А в жизни — это милый, добрый и интеллигентный человек. С простыми собственными житейскими радостями в жизни. Заботами о ребенке… Полный штиль и спокойствие. Вот это мне нравится.

— Ваш Воланд — знаковая роль для целого поколения людей. Наверное, и для вас?

— Оставляю преувеличения на вашей совести. Мой Воланд — созерцатель. Он приговорен наблюдать за человеческой безнадежностью. И ему хватило скепсиса не унижать себя ненавистью к людям. Он только констатирует. Я не играл дьявола, это был всё и всех видящий Воланд, который лицезрел человеческую глупость, бесконечное повторение ошибок и неумение учиться на них. Он тяготился своей властью и пресмыкательством всех перед ним. Что у нас с ним похоже — так это охота наблюдать, созерцать всё и всех. Особенно, когда нет никакой ответственности.

— Говорят, что сегодня деньги правят бал, а что, раньше было лучше…

— Ужасно, когда люди думают, что раньше было лучше. Все равно что сказать: «вчерашняя саркома гораздо лучше сегодняшнего лейкоза»… Раньше мы болели одной болезнью, а теперь другой. Раньше всё решал партбилет, а сегодня доллар. Как раньше, так и теперь людей ценят не «поштучно», а скопом, массой. К сожалению, везет нам в театре: снова и снова звучат актуально, свежо и остро «Ревизор» Гоголя и «Самоубийца» Эрдмана. Страна оказалась неподготовленной к свободе. Если театральные люди к этому приспособиться умеют, то для большинства людей это, конечно, беда. Потому что про человека опять забыли. Кстати, об этом пьеса Эрдмана «Самоубийца».

— Сегодня все наперебой спорят о национальной идее, пребывают в поиске национального героя. Как вы думаете, кто может быть таким героем?

— Мне кажется, довольно странно для многонациональной Федерации звучит — «национальная идея». Да и зачем искать то, что давно найдено? В нашей мультикультурной семье народов и детям, и взрослым хорошо известны лучшие идеи и герои: Иванушка, Айболит, Пьер Безухов, Татьяна Ларина, Буратино, князь Мышкин, Василий Теркин, Чапаев, герои песен Окуджавы, Визбора, Кима, герои «Белого солнца пустыни», ну и, конечно, мои друзья из «Трех мушкетеров»…
В нашем театре советские чиновники, кстати, ужасно обижались на фразу из брехтовской «Жизни Галилея» в исполнении Владимира Высоцкого: «Несчастна та страна, которая нуждается в героях»…

— Какой вы хотите видеть Россию?

— Такой, чтобы ее не боялись и не жалели, а уважали бы, как уважают везде в мире наших Чехова, Шостаковича, Сахарова, Барышникова, Станиславского, Рихтера, Кандинского, Пастернака, Бродского и Темирканова. Такой, которая сможет без слез попрощаться со своим прошлым стихами Лермонтова:
«Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ…»


Беседовала Наталия Юнгвальд-Хилькевич
"Парламентская газета", 01.11 2007г.



Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (25)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.