"ВЕНИАМИН СМЕХОВ: ААХЕН ДЛЯ МЕНЯ ВТОРОЙ РОДНОЙ ГОРОД…"
Вениамин Смехов - известен широкому кругу читателей. Среди его театральных работ - роли в спектаклях
"Послушайте!", "Мастер и Маргарита", "Гамлет", "Ревизская сказка". В кино Вениамин Смехов начал сниматься с 1968
года, сыграв свою первую роль в фильме Евгения Карелова "Служили два товарища". Затем был знаменитый Атос в
"Д'Артаньяне и трех мушкетерах". Творчество Смехова многогранно. Он добился весомых успехов, не только как актер,
но и как литератор и режиссер. Двухтомник воспоминаний и прозы Смехова: "Та Таганка", "В жизни так не бывает" -
пользуется большим интересом. За последние годы Вениамин Борисович записал огромное количество дисков с
аудиокнигами, среди которых "Мастер и Маргарита", "Три мушкетера".
В продуктивном семейном партнерстве с его женой Галиной Аксеновой у Смехова по российскому телевидению шел
цикл авторских программ "Театр моей памяти". "Благодаря ее любви и таланту мне удалось освоить новые территории.
Даже не верил, что после такого счастливого актерского времени на Таганке, передо мной вдруг откроется целый мир
других возможностей", - говорит Смехов. За последние годы актер объездил со своей супругой весь белый свет. В
начале этого года Вениамин Смехов представил своим почитателям множество интересных проектов. В январе Вениамин
Борисович провел концерты в Брюсселе, в Москве, в Екатеринбурге и в Санкт-Петербурге. В феврале на телеэраны вышел
фильм "Возвращение мушкетеров". Весной зрители увидят Вениамина Смехова в новой ленте Александра Хвана
"Предлагаемые обстоятельства" с Мариной Нееловой в главной роли. Недавно Вениамин Смехов на несколько дней приехал
в Германию и у нас появилась исключительная возможность взять интервью у известного актера.
- Я - ребенок войны. Папа воевал. На пароходе, который двигался в эвакуацию под бомбежкой, я, по маминой
легенде, научился ходить. Встал на ноги в эвакуации, так это называется, - вспоминает Вениамин Смехов о своем
детстве. - Дальше были все перипетии Великого обмана, которые происходили со всем моим поколением и которые
отразились в песнях Владимира Высоцкого. "На 38 комнаток - всего одна уборная...". Это и про нашу семью. В Москве
мы, кстати жили в одном районе с Высоцким. Он жил на Первой Мещанской, а мы - на Второй. Ныне - это улица
Гиляровского. Мой отец в своих рассказах всегда с восхищением отзывался о Германии, с горьким отчаянием выделяя 12
лет фашистского безумия, которые вырвали страну из ее исторического контекста, чтобы ввергнуть величие в
ничтожество. Впрочем, это пытались сделать и с другими державами...
- Вениамин Борисович, какую роль играет в Германия в вашей жизни?
- Для меня Германия - одна из важнейших страниц в новой эпохе, освоения свободы. Отсюда и пошли мои
20-летние странствия из Москвы - и в Москву. С 1988 года, как только стал называться выездным, когда вернулся в
СССР Юрий Любимов. Представьте себе, артист Театра на Таганке, - как принято называть "острова Свободы в
несвободном пространстве", вдруг получил возможность понять, что такое старая добрая цивилизация в чистом ее виде.
В анекдоте это называется "300 лет культивации". Первой была Германия, потом Израиль, Америка и далее везде...
- Какой немецкий город вы посетили первым?
- Первым городом в ФРГ был Аахен. Правда, в 70-е мы с Таганкой гастролировали в ГДР. Так что Восточный
Берлин и "дьявольская Стена" мне хорошо знакомы еще с тех пор. У меня даже остались друзья с того времени. Но все
же именно Аахен - особенный для меня город. Здесь состоялась первая зарубежная режиссерская работа на оперной
сцене. Я поставил Die Liebe zu den drei Orangen - Сергея Прокофьева. Вместе с великим сценографом Давидом Боровским
мы еще сотворили три оперы: в Мангейме и дважды - в Мюнхене. С другими художниками я выпускал премьеры в Любеке, в
Праге, в Остраве и в Нидерландах. В самом Берлине выступал довольно часто. Десять лет назад состоялись гастроли в
Германии вместе с Валерием Золотухиным и Никитой Высоцким. Я называл это "Трио с Таганки". Втроем мы объездили в
Германии больше десяти городов. Наши выступления были посвящены поэзии, театру и памяти Владимира Высоцкого. После
этого было много моих сольных концертных поездок по Германии.
- Вы планируете в ближайшие время провести новые встречи с соотечественниками в Германии?
- Да, обязательно выберу время и повторю с новой программой то, что было столь прекрасно три года назад.
Если не удастся провести концерты в этом году, тогда в следующем. И мои друзья во Франкфурте-на-Майне Аня Белякина
и Ко надеюсь меня опять поддержат.
- С какими событиями был связан ваш приезд в Германию?
- Приезд прежде всего связан с днем рождения отца - Бориса Моисеевича Смехова. Ему исполнилось 97 лет. К
слову, свое 90-летие он также праздновал в Аахене, куда переехал с мамой в непростые времена начала 90-х. Они тогда
уехали из-за моей сестры Галочки, которая, как это было со многими, спасала будущее своих детей от российских
ужасов. Эта логика вам хорошо известна. Но все они сумели остаться москвичами, причем в лучшем смысле этого слова.
А отца, можно сказать, спасла немецкая медицина. Он все эти годы много работал, в том числе для "радио Свобода". И
остается любимым человеком для своих блестящих учеников. В своем ученичестве к его 90-летию расписались такие
экономисты, как Абель Аганбегян, Леонид Абалкин, бывший министр экономики и вице-премьер Яков Уринсон (самый
любимый ученик моего отца), а также Александр Гранберг, Григорий Явлинский и Анатолий Чубайс. Они и сейчас прислали
ему поздравления, которые я передал ему, когда приехал в Аахен. Для меня он второй родной город, поскольку там
похоронена моя мама. Там у нас с женой много немецких друзей. И первые из первых - потрясающие Хартмеры - Ангелика
и Ульрих.
- С кем еще удалось встретиться во время визита в Германию?
- Мы встретились с Карлом Аймермахером - одним из выдающихся славистов Германии и мира. Его таланту,
энергии мы обязаны тем, что не погибло имя и великое творчество скульптора Вадима Сидура. Его имя стоит рядом
с великим Генри Муром и прибавило славы культуре Советского союза, который его с благодарностью "гнобил". А в
Берлине, в Дюссельдорфе, в Касселе и других немецких городах благодаря Аймермахеру установлены прекрасные памятники
работы Сидура.
Встречались также с великим другом советского и российского театра, доктором Сюзанной Рёдель. Она - одно из
главных лиц института переводчиков русской и советской драматургии. Круг ее друзей и по сегодня: Михаил Рощин,
Анатолий Смелянский, Михаил Швыдкой, Александр Галин. Также встречались в Берлине с Анджеем Вороном. Для меня и
моей жены Гали Аксеновой знакомство с этим человеком - очень важное событие. Кто видел вживую его пьесы, никогда
их не забудет. Это великая школа польского театра, соединенная с немецким экспрессионизмом и традициями визиуальной
вольности. Анджей Ворон - художник, который стал режиссером и прославился в Берлине своим театром Креатур. Анджей
ставил спектакли, которые буквально обжигали праздничным светом, настолько фантастично он преображал сценические
события. Мы с Вороном подружились. В 1997 году он поставил мою пьесу "Люди, львы, орлы и купопатки" по Чехову. На
прошлой неделе встречались в его берлинской мастерской.
- Недавно на экраны вышел фильм "Возвращение мушкетеров"…
- "Возвращение мушкетеров" - сказка о встрече четырех друзей, сошедших с того света к своим детям. Они
продолжают борьбу с гвардейцами нового кардинала во славу королевы Анны Австрийской. Это значит во славу Ее
Величеству Алисе Фрейндлих. Этот фильм не должен конкурировать с "Д'Артаньяном и тремя мушкетерами". У нас в этом
году своеобразный юбилей: в 1979 году "Три мушкетера" впервые были показаны по телевизору.
Интервью Дмитрия Гребенщикова. "МК в Германии", 06.04.2009г.
|