smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"ВЕНИАМИН СМЕХОВ: «С ГОДАМИ ПРОШЛОЕ СТАНОВИТСЯ ВСЕ ДОРОЖЕ".

Вениамин Смехов – актер Театра на Таганке, режиссер и литератор. Любые комплименты в свой адрес он называет незаслуженными.
Но зрители хорошо помнят его Атоса из фильма «Д'Артаньян и три мушкетера» или Воланда из спектакля «Мастер и Маргарита». Смехова, впрочем, гораздо больше радует другое. Например, когда говорят о записанных им аудиокнигах, среди которых не только «Мастер и Маргарита», «Двенадцать стульев», «Три мушкетера», но и произведения Пушкина, Аксакова, Маяковского. Не только о творчестве, но и о своей семье Вениамин Смехов рассказал в интервью корреспонденту журнала «Домой!» Ольге Романцовой.


- Извините, Вениамин Борисович, но начну с самого главного: кто верховодит в вашей семье – вы или Галина?

- Первые 15 лет нашей совместной жизни, как вы удачно выразились, верховодил я. Потом догадался, насколько выгодней мне ее верховодство. Во многом благодаря Гале вышли мои книжки, я записал большое количество дисков с аудиокнигами и объездил много стран. В продуктивном семейном партнерстве (каждый из нас и сам по себе, и вместе) мы накопили изрядный багаж счастливых воспоминаний. Это, кстати, легко понять по названию нашей совместной телепрограммы «Театр моей памяти».

- Раз уж зашла речь о памяти, скажите, вы действительно росли в коммунальной квартире?

- Я с рождения до 25 лет жил в классической коммуналке, в Москве на улице Гиляровского. Раньше в нашем доме было общежитие Планового института, где учился мой отец. Помню длинный рукав коридора и общественный санузел напротив нашей квартиры. Четыре умывальника, холодная вода и четыре туалетные кабинки. И хотя папа был кандидатом экономических наук и занимал серьезный пост в Госплане, а потом стал профессором, мы впятером жили в 16-метровой комнате плюс спаленка в 9 метров. Знаете, с годами прошлое становится все дороже, трудности быта тонут в тумане, и мне особенно ясно и красиво вспоминается моя мама. Хотя она специально для этого ничего не делала, а просто жила.
Она была замечательным человеком. Второкурсницей мединститута уехала со мной, годовалым ребенком, в эвакуацию, где поневоле стала профессионалом.
Нас эвакуировали в поселок Красный Ключ в Татарии, между Чистополем и Елабугой. Кстати, когда Театр на Таганке ездил на гастроли в Набережные Челны, мы, переплыв на пароходе Каму, пришли в Елабугу как раз через Красный Ключ. Я был приятно взвинчен этим обстоятельством. Мы, помню, поиграли там в волейбол, выпили портвейна. В Красном Ключе я мысленно измерил страшный путь, пройденный от Чистополя к гибельной Елабуге Мариной Цветаевой.

- Расскажите поподробнее о маме.

- Мама получила профессиональное крещение в эвакуации и, вернувшись в Москву, окончила институт и работала терапевтом в поликлинике № 11 при больнице МОНИКИ. Потом долго руководила терапевтическим отделением в поликлинике Академии наук на Чистых прудах.

- Вам приходилось видеть ее в работе?

- Конечно! С моего четырехлетнего возраста все врачи, сестрички и нянечки были для меня красавицами в белых халатах. Много позже, уже работая в Театре на Таганке, я тоже наведывался к маме на работу: приводил к ней в поликлинику всех своих друзей. Однажды мы оказались там с Володей Высоцким. У него было несмыкание связок. Мы ехали с концерта, а вечером он должен был играть Галилея в нашем спектакле. И мама повела Володю к ларингологу Ольге Сергеевне. Когда Высоцкий показал свое горло, Ольга Сергеевна чуть не упала в обморок: «Ты что, с ума сошел? И ты еще хочешь играть спектакль?» Володя прохрипел: «Хочу». Она рассердилась: «Я ничего тебе делать не буду, я вызову твою маму!
Он только улыбнулся в ответ. Конечно, Ольга Сергеевна его полечила, запустила в горло какой-то зонд, в общем, помогла. Мамины коллеги были классными специалистами, при этом добрыми и наивными людьми – поэтому и относились к нам как к детям.

- А как к вам относится ваша жена, Галина?

- Моя Галя тоже относится ко мне как к своему ребенку, но успевает интенсивно работать, преподает в Школе-студии МХТ, читает лекции по истории кино на русском и английском языках для студентов разных стран. Из множества Галиных интересов надо выделить курсивом эпоху немого кино и его женщин-звезд. Галя уже собрала потрясающую информацию о них в библиотеках, музеях и букинистических магазинах Европы и Америки.
Она учит итальянский язык, занимается историей искусств, собирает винтажную одежду, в ноябре будет выставка ее коллекции сумок. А я тихо мечтаю, что моя подруга жизни когда-нибудь остановит на время бег своих коней и сделает то, что ей, на мой взгляд, заповедано: напишет историю русского немого кино и снимет для ТВ новеллы о своих любимых героинях.

- У вас дома замечательная атмосфера. Судя по мебели, вы любите эпоху модерн?

- Эпохи в нашей квартире разные: тут есть и столик Галиной прабабушки, и тумбочка моей мамы, недавно отреставрированная прекрасным мастером.
Интерьер придумала Галя вместе с нашим другом-дизайнером, у которого большой опыт и талант. Я не принимал участия в их творчестве, только похваливал иногда. Хотя мне, как и другим людям искусства, нравится стиль модерн и винтажные вещи. Мы успели купить квартиру, когда цены на жилье в Москве были не такими заоблачными. Хотя квартира и небольшая, здесь все, что мы любим. Прежде всего память о наших родных и следы наших путешествий. Венецианские ангелы, шпаги из Толедо, картины, напоминающие о Юрии Визборе и художнике Борисе Заборове – первых друзьях, которые опекали наш роман. Эскизы сценографов Давида Боровского и Маши Даниловой – с ними я ставил оперные и драматические спектакли. Есть тут и работы Тонино Гуэрро, Резо Габриадзе и Рустама Хамдамова.

- С дружескими и творческими отношениями все понятно. А как складываются ваши отношения с дочерьми от первого брака – Аликой и Еленой? И часто ли вы видите своих внуков?

- Отвечая на подобные вопросы, не смогу утолить любопытство тех, кто ищет во всем какую-то червоточину. В любой семье бывают свои сложности, но мне важно, чтобы у дочерей все было хорошо. Я рад, что у Лены вышла книжка. С Аликой у нас общая профессия, общие интересы, и мы проводим много времени вместе.
Но больше всего меня радует мужская часть семьи. Мне дороги встречи с тремя внуками: Леонидом, Артемом и Макаром. С восьмилетним Темой мы провели все лето, почти усердно читали «Три толстяка» и учили скороговорки. Младший, Макарик, для своих неполных 12 месяцев от роду тоже разговорчивый парень, и на нас, непонятливых, не обижается.
Леня, мой старший внук, – умница, талантливый человек, закончил МГУ, теперь преподает там и учится в аспирантуре РГГУ. Очень многое Леня умеет делать своими руками. Вот через час придет ко мне и будет исправлять поломанный шкаф. А недавно починил пылесос. Я, например, не обладаю такими способностями. В нашей семье всего два мастера с широким диапазоном – от пылесосов до вершин науки: Леня Смехов и Женя Аксенов, Галин брат. Это самый близкий круг: Женя, которого знаю с его детства, женился на дочери моих друзей – Наташи Асмоловой и Владимира Тендрякова, чудесного русского писателя. Так что семья у нас большая и дружная.


Ольга Романцова.
"Домой!", 26.10.2008 г.




Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (20)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.