smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"АКТЕР, ПИСАТЕЛЬ, РЕЖИССЕР ВЕНИАМИН СМЕХОВ".

29 мая этого года в Театре Оперы Любека состоялась премьера оперы Д.Верди "Фальстаф" в постановке Вениамина Смехова - не только известного актера легендарного московского театра на Таганке, но и писателя, и в данном случае - режиссера. "Фальстаф"- шестая опера, поставленная В.Смеховым, большая часть которых имели место именно в Германии.

В русско-немецком культурном центре Нюрнберга состоялся творческий вечер В.Смехова, и мы попросили его рассказать о последней работе в Любеке.


- Верди, было 80 лет, когда он написал оперу "Фальстаф". Он никогда не писал комических опер, только мелодрамы и трагедии. И вот его друг - композитор, либреттист - предложил ему Шекспира: "Виндзорские насмешницы" и "Генрих IV-Фальстаф". Дальше - загадка: он написал комическую оперу. Загадка для режиссера - как это решать. Я решил (и, судя по реакции публики на премьере и реакции журналистов и специалистов - это правильно), что это не просто комедия, но трагикомедия. Это самый интересный жанр, это есть и в музыке, и это есть в моем сознании: Юрию Любимову 81 год и он делает комические и трагические вещи, и Верди было столько, когда он это написал. Это осень Фальстафа, осень породистого джентльмена - сэра Джона Фальстафа, над которым все издеваются, потому что считают, что он издевается над ними.
Итак, на сцене любекского театра оперы осенняя вся в желто-красно-багряных листьях сцена и далеко уходит небо, вдали небо и какая-то гора, пригорок, откуда появляются персонажи. Это такой чистый прием елизаветинского театра (или моего собственного театра): силуэты домов Винздора слева и справа, из-за домов появляется Фальстаф и начинает свой спектакль. Его со всех сторон разыгрывают и потопляют, совершается какой-то издевательский гротеск над сэром Джоном Фальстафом. И в результате этой комедии никто не выигрывает, смеются и над Фальстафом, смеются и над теми, кто смеется и над Фальстафом, а последняя фраза для меня самая дорогая - она напоминает то, что я повторяю своим артистам, когда начинаю с ними работать: театр гораздо лучше, чем жизнь, потому что жизнь кончается смертью, а театр кончается аплодисментами. Жизнь это шутка - каждый человек шут. Все мы шуты, и надо не огорчаться этому, а радоваться. И опера эта необыкновенная. То, что кажется странным для оперы: нет арий, нет места для аплодисментов - на самом деле это предсмертная прощальная россыпь бриллиантов, которые рассыпал по всему пространству оперы великий Джузеппе Верди. Каждая маленькая фраза могла бы стать огромной арией, а он ее обрывает и идет дальше. Это щедрость гениального человека, как был щедр к нам Пикассо, Шагал, или кто хотите из великих.
Одним словом, вот это такая преамбула, а играют в этом спектакле и поют - это для меня очень важно как для режиссера, чтобы певцы были артистами, это редкость для оперы, поэтому часто драматические режиссеры помогают опере быть живой. Здесь, кажется, это получилось даже ярче и больше, чем в других моих оперных работах, хотя я не жалуюсь ни на что, всюду был как будто бы успех, но это больше, чем успех, что так играют и так поют все эти замечательные чудаки персонажи, и главный - Джон Фальстаф, которого исполняет звезда европейской оперы Марио ди Марко, баритон очень красивого тембра и очень интересный человек по школе. Он и американской, и итальянской, и ирландской школы. Человек, который пели в "Метрополитен-опера", и в "Ковент-Гардене", и в Гамбурге, и везде в Германии, и в Швейцарии, и в Санкт-Петербурге. Это огромная была награда мне за труды, что огромного таланта человек в результате подарил мне радость. Мы полюбили друг друга, хотя начиналось все со сложной борьбы, ибо он звезда - он не любит режиссеров. Кроме того, радость моя в том, что была интернациональная группа, там были и швейцарцы, и румыны, и два датчанина. И было много для меня уроков. Я очень люблю учиться. В последние десять лет я езжу по миру, преподаю и сам учусь.

Это очень важно для меня - учиться у тех, с кем я встречаюсь - и с американскими студентами, и с артистами, или в России дома, или в Израиле в гостях, и в Америке гостях, и во Франции в гостях, и в Чехии в гостях, и в Германии в гостях - я чувствую себя в гостях, как дома, потому что я стараюсь открываться по честному, и, как правило, люди тоже (есть и исключения, но их мало, к счастью). Но в этой опере мне очень повезло, в результате было все хорошо. Мне очень это интересно. И ставлю, и общаюсь с публикой.

- Вениамин Борисович, расскажите, пожалуйста, о своей работе со студентами, Вы ведь преподаете?

- Преподавание, в основном, происходит на территории Америки, где каждый год по полгода работаем мы с Галей Аксеновой, с моей женой, она профессор двух университетов, и я был таким почетным званием награжден в прошлом году, когда вел большой курс вахтанговско-таганковско-смеховского обучения - не важно, как называть, это называется все равно курс актерско-режиссерского мастерства, четырехмесячный семестр, он повторится и в этом году, будет и в будущем году.
И это очень интересно: я учу их всему, что я люблю, всему, что я наработал в жизни, а американские студенты, поскольку они платят огромные деньги за обучение, они вкалывают так, как нашим не снилось, хотя мне не снилось и то, как наши работают, ибо наши студенты в России работают потрясающе. Это поражает. Я вспоминаю нашу молодость и вахтанговское обучение - и сейчас, например, Петр Фоменко в Москве. Петр Фоменко очень важная для меня фигура, и я считаю его главным учителем для себя в режиссуре, хотя мыс ним старые друзья, он был первым, до Любимова, режиссером в Театре драмы и комедии, с которым я работал по-настоящему. Значит, и я ставлю. Это школа, скорее всего вахтанговского направления: Театр-праздник, театр, где зритель является другом актера, то есть и партнером его, театр открытого действия и игрового действия - вот и этому я стараюсь учить студентов, ну и сам при этом кувыркаюсь и разоряюсь, кричу и смешу, и сам себя и других веселю. Одним словом, это серьезно и весело, и это продолжается уже несколько лет.

- В этом году Вы записали несколько СD с литературными произведениями. Судя по количеству проданных здесь накануне Вашего выступления дисков, это вызвало интерес зрителей. Если можно, несколько слов об этом...

- Это компакт-диски, очень быстро набирает скорость эта эстетика, эта арт-индустрия. В Германии, в Америке, в странах разных языков давно уже принято людям, которые очень заняты, читать книги ушами, а не глазами. Это потрясающий способ нынешнего интеллектуального обучения или интеллектуальной радости. Люди слушают или переслушивают любимые книги. По-русски этого еще не было. Я не хотел, но случайно оказался едва ли не первопроходцем в этом. А исполнил я свои мечты, и мне в этом помогла фирма, которая носит красноречивое название "Атос-аудиокнига" - это книга для слушания, или, хотите, называйте это "Театр одного актера", актера, который (в данном случае - это я) читает всю книгу, но так, чтобы слушателю все это как будто явилось в воображении.
В этих книгах, которые вышли сейчас, растворена моя читательская и актерская любовь. "Мастер и Маргарита" (7 часов звучания в шести дисках) - первое, что надо назвать, "Одесские рассказы" Бабеля - второе, народные рассказы А.Н.Афанасьева - третье, это в двух дисках, и дальше по одному диску "Пиковая дама" Пушкина, "Вий" Гоголя и сказки Пушкина, Аксакова, Жуковского. Сейчас на подходе новая книжка "12 стульев" Ильфа и Петрова, очень большая книга, по-моему, 8 или 9 часов звучания, и Даниил Хармс, рассказы. Это по-настоящему такие CD-книги, с предисловием, сделанные с участием очень хорошего книжного дизайнера Эрика Первухина. Гляжу вперед и надеюсь, что эта библиотека будет такая же большая, как у нас дома.

Сейчас очень бы хотелось, чтобы слушателей-тире-читателей этих книг оказалось как можно больше. Я не могу пожаловаться на читателей моих книг, в частности, последней книги "Театр моей памяти" - уже два тиража заканчиваются. Шесть моих книг предыдущих - их уже нет, и это большая для меня радость. Надеюсь, что то же самое будет с книгами, которые я начитал.


Беседу вела В.Антонец
"Радуга" № 8(51) (Германия), 15.08.1999 г.



tnx.net
Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.