smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"АКТЕР, ПИСАТЕЛЬ, РЕЖИССЕР ВЕНИАМИН СМЕХОВ".

29 мая этого года в Театре Оперы Любека состоялась премьера оперы Д.Верди "Фальстаф" в постановке Вениамина Смехова - не только известного актера легендарного московского театра на Таганке, но и писателя, и в данном случае - режиссера. "Фальстаф"- шестая опера, поставленная В.Смеховым, большая часть которых имели место именно в Германии.

В русско-немецком культурном центре Нюрнберга состоялся творческий вечер В.Смехова, и мы попросили его рассказать о последней работе в Любеке.


- Верди, было 80 лет, когда он написал оперу "Фальстаф". Он никогда не писал комических опер, только мелодрамы и трагедии. И вот его друг - композитор, либреттист - предложил ему Шекспира: "Виндзорские насмешницы" и "Генрих IV-Фальстаф". Дальше - загадка: он написал комическую оперу. Загадка для режиссера - как это решать. Я решил (и, судя по реакции публики на премьере и реакции журналистов и специалистов - это правильно), что это не просто комедия, но трагикомедия. Это самый интересный жанр, это есть и в музыке, и это есть в моем сознании: Юрию Любимову 81 год и он делает комические и трагические вещи, и Верди было столько, когда он это написал. Это осень Фальстафа, осень породистого джентльмена - сэра Джона Фальстафа, над которым все издеваются, потому что считают, что он издевается над ними.
Итак, на сцене любекского театра оперы осенняя вся в желто-красно-багряных листьях сцена и далеко уходит небо, вдали небо и какая-то гора, пригорок, откуда появляются персонажи. Это такой чистый прием елизаветинского театра (или моего собственного театра): силуэты домов Винздора слева и справа, из-за домов появляется Фальстаф и начинает свой спектакль. Его со всех сторон разыгрывают и потопляют, совершается какой-то издевательский гротеск над сэром Джоном Фальстафом. И в результате этой комедии никто не выигрывает, смеются и над Фальстафом, смеются и над теми, кто смеется и над Фальстафом, а последняя фраза для меня самая дорогая - она напоминает то, что я повторяю своим артистам, когда начинаю с ними работать: театр гораздо лучше, чем жизнь, потому что жизнь кончается смертью, а театр кончается аплодисментами. Жизнь это шутка - каждый человек шут. Все мы шуты, и надо не огорчаться этому, а радоваться. И опера эта необыкновенная. То, что кажется странным для оперы: нет арий, нет места для аплодисментов - на самом деле это предсмертная прощальная россыпь бриллиантов, которые рассыпал по всему пространству оперы великий Джузеппе Верди. Каждая маленькая фраза могла бы стать огромной арией, а он ее обрывает и идет дальше. Это щедрость гениального человека, как был щедр к нам Пикассо, Шагал, или кто хотите из великих.
Одним словом, вот это такая преамбула, а играют в этом спектакле и поют - это для меня очень важно как для режиссера, чтобы певцы были артистами, это редкость для оперы, поэтому часто драматические режиссеры помогают опере быть живой. Здесь, кажется, это получилось даже ярче и больше, чем в других моих оперных работах, хотя я не жалуюсь ни на что, всюду был как будто бы успех, но это больше, чем успех, что так играют и так поют все эти замечательные чудаки персонажи, и главный - Джон Фальстаф, которого исполняет звезда европейской оперы Марио ди Марко, баритон очень красивого тембра и очень интересный человек по школе. Он и американской, и итальянской, и ирландской школы. Человек, который пели в "Метрополитен-опера", и в "Ковент-Гардене", и в Гамбурге, и везде в Германии, и в Швейцарии, и в Санкт-Петербурге. Это огромная была награда мне за труды, что огромного таланта человек в результате подарил мне радость. Мы полюбили друг друга, хотя начиналось все со сложной борьбы, ибо он звезда - он не любит режиссеров. Кроме того, радость моя в том, что была интернациональная группа, там были и швейцарцы, и румыны, и два датчанина. И было много для меня уроков. Я очень люблю учиться. В последние десять лет я езжу по миру, преподаю и сам учусь.

Это очень важно для меня - учиться у тех, с кем я встречаюсь - и с американскими студентами, и с артистами, или в России дома, или в Израиле в гостях, и в Америке гостях, и во Франции в гостях, и в Чехии в гостях, и в Германии в гостях - я чувствую себя в гостях, как дома, потому что я стараюсь открываться по честному, и, как правило, люди тоже (есть и исключения, но их мало, к счастью). Но в этой опере мне очень повезло, в результате было все хорошо. Мне очень это интересно. И ставлю, и общаюсь с публикой.

- Вениамин Борисович, расскажите, пожалуйста, о своей работе со студентами, Вы ведь преподаете?

- Преподавание, в основном, происходит на территории Америки, где каждый год по полгода работаем мы с Галей Аксеновой, с моей женой, она профессор двух университетов, и я был таким почетным званием награжден в прошлом году, когда вел большой курс вахтанговско-таганковско-смеховского обучения - не важно, как называть, это называется все равно курс актерско-режиссерского мастерства, четырехмесячный семестр, он повторится и в этом году, будет и в будущем году.
И это очень интересно: я учу их всему, что я люблю, всему, что я наработал в жизни, а американские студенты, поскольку они платят огромные деньги за обучение, они вкалывают так, как нашим не снилось, хотя мне не снилось и то, как наши работают, ибо наши студенты в России работают потрясающе. Это поражает. Я вспоминаю нашу молодость и вахтанговское обучение - и сейчас, например, Петр Фоменко в Москве. Петр Фоменко очень важная для меня фигура, и я считаю его главным учителем для себя в режиссуре, хотя мыс ним старые друзья, он был первым, до Любимова, режиссером в Театре драмы и комедии, с которым я работал по-настоящему. Значит, и я ставлю. Это школа, скорее всего вахтанговского направления: Театр-праздник, театр, где зритель является другом актера, то есть и партнером его, театр открытого действия и игрового действия - вот и этому я стараюсь учить студентов, ну и сам при этом кувыркаюсь и разоряюсь, кричу и смешу, и сам себя и других веселю. Одним словом, это серьезно и весело, и это продолжается уже несколько лет.

- В этом году Вы записали несколько СD с литературными произведениями. Судя по количеству проданных здесь накануне Вашего выступления дисков, это вызвало интерес зрителей. Если можно, несколько слов об этом...

- Это компакт-диски, очень быстро набирает скорость эта эстетика, эта арт-индустрия. В Германии, в Америке, в странах разных языков давно уже принято людям, которые очень заняты, читать книги ушами, а не глазами. Это потрясающий способ нынешнего интеллектуального обучения или интеллектуальной радости. Люди слушают или переслушивают любимые книги. По-русски этого еще не было. Я не хотел, но случайно оказался едва ли не первопроходцем в этом. А исполнил я свои мечты, и мне в этом помогла фирма, которая носит красноречивое название "Атос-аудиокнига" - это книга для слушания, или, хотите, называйте это "Театр одного актера", актера, который (в данном случае - это я) читает всю книгу, но так, чтобы слушателю все это как будто явилось в воображении.
В этих книгах, которые вышли сейчас, растворена моя читательская и актерская любовь. "Мастер и Маргарита" (7 часов звучания в шести дисках) - первое, что надо назвать, "Одесские рассказы" Бабеля - второе, народные рассказы А.Н.Афанасьева - третье, это в двух дисках, и дальше по одному диску "Пиковая дама" Пушкина, "Вий" Гоголя и сказки Пушкина, Аксакова, Жуковского. Сейчас на подходе новая книжка "12 стульев" Ильфа и Петрова, очень большая книга, по-моему, 8 или 9 часов звучания, и Даниил Хармс, рассказы. Это по-настоящему такие CD-книги, с предисловием, сделанные с участием очень хорошего книжного дизайнера Эрика Первухина. Гляжу вперед и надеюсь, что эта библиотека будет такая же большая, как у нас дома.

Сейчас очень бы хотелось, чтобы слушателей-тире-читателей этих книг оказалось как можно больше. Я не могу пожаловаться на читателей моих книг, в частности, последней книги "Театр моей памяти" - уже два тиража заканчиваются. Шесть моих книг предыдущих - их уже нет, и это большая для меня радость. Надеюсь, что то же самое будет с книгами, которые я начитал.


Беседу вела В.Антонец
"Радуга" № 8(51) (Германия), 15.08.1999 г.



Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (24)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.