smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"Двадцать лет спустя".

Всенародно любимый Атос, актер легендарной Таганки, режиссер, педагог, писатель - и все это Вениамин Смехов.

После нескольких напряженных фестивальных дней, когда утром, полусонная, бредешь на обсуждение очередного спектакля, а в голове нет ни одной путной мысли, это зрелище может взбодрить лучше чашки горячего кофе: народный артист России Вениамин Смехов играет на фортепиано. Легкая небритость, приятная улыбка. В полупустом фойе Пятого театра - никого из вездесущих коллег-журналистов. Сажусь рядом - и эта улыбка адресуется уже мне.

Из многочисленных гостей Второго Международного фестиваля "Молодые театры России" Вениамин Смехов был, пожалуй, самой яркой фигурой. Выделялся своим европейским шармом и европейской же простотой. Педагог, режиссер, писатель. И конечно же - актер. Всенародно любимый Атос в бессмертной экранизации "Трех мушкетеров". Воланд в легендарном спектакле Театра на Таганке "Мастер и Маргарита". С момента последних гастролей театра в Омске прошло 20 лет. Как у Дюма - "Двадцать лет спустя".


- Что запомнилось от прежнего приезда, что сейчас вы хотели бы найти в Омске?

- Я уже как-то говорил, что плаваю во времени. Кроме того, занимаюсь литературой вровень с театром, поэтому для меня всё, что прошло, становится очень важным. Всё интересно прожитое возбуждает свежее любопытство: как же это было? Как это сегодня оценить? Когда кто-то из моих коллег сообщил, что есть приглашение в Омск то и импульс был в сторону воспоминания о тех гастролях. Не то чтобы я, как археолог, хотел разгрести землю и найти куски вставных челюстей артистов Театра на Таганке (еще рановато!), но всё-таки было интересно просто взглянуть на город, на те места. Сегодня, когда мы этаким интернационалом - группа бакинских артистов, два москвича, журналисты из Таллина и Хельсинки - двигались в сторону Ачаирского монастыря, по дороге я увидел домик, где со своей милой дамой скрывался Александр Васильевич Колчак. И у меня ассоциация прямая: раз Колчак - значит, гостиница "Турист", где мы жили в прошлый раз.

- И где наша редакция, кстати.

- И где ваша редакция. Вот так повезло - пожалуйте. Кроме того, моей нервно-паралитической памяти приятно соотносить ваш город с легендой Вахтанговского театра. Всё-таки это моя alma mater - Щукинское училище. Когда я учился там, прошло всего где-то 15 лет с тех военных пор, как вахтанговцы в Омске поражали зрителей. По-моему, здесь ставил Александр Дмитриевич Попов, здесь вышел спектакль "Нашествие". Славное место театрального прошлого, оно вызывает положительные эмоции. Западные люди учат нас искать положительные эмоции, это хорошее утешение в нашей непростой жизни.

- Кстати, раз вы упомянули о Западе. Сегодня в театре на обсуждении говорили, что для русского человека актуален вопрос: где лучше жить? У вас есть возможность сравнить, выбрать.

- Да, сейчас все ездят очень много. Я не сильно отличаюсь.

- Кто-то ездит, кто-то уезжает насовсем. Вы бы не хотели?

- Нет. Зачем? Мне хорошо дома.

- А поездки туда - это, грубо говоря, просто зарабатывание денег?

- Ничего подобного! Зарабатывать деньги как раз лучше в Москве или в нефтяных районах страны среди зрителей фильма "Д'Артаньян и три мушкетера". Зарабатывание денег никогда не было традиционно на первом месте у людей театрального дела. Нет, просто интересно развитие жизни. Я кочевник по характеру. Для меня гастроли всегда были счастливым предприятием. Когда Таганке запретили гастроли, это было и политическим унижением, и территориальным - нас сужали. А когда стало можно и когда начались мои персональные поездки с концертами по стране, то я объехал ее действительно всю. Уже после перестройки я стал "выездным", получил первое приглашение, очень соблазнительное, очень рискованное - поставить оперный спектакль по Прокофьеву "Любовь к трем апельсинам". Это было начало какого-то нового самопознания.

- А где вы это ставили?

- Это в Германии, город Ахен. А потом было приглашение поставить в Америке "Обыкновенное чудо", в Славянском отделении в Вашингтоне. Потом было предложение в Израиле - "Дон Кихот", потом в Германии еще две оперы. Я всё больше и больше получал удовольствие от обучения. Всему, в том числе и языку. Международный язык - английский, но он мне дается не так уж просто. К тому же я, может быть, ленив, как утверждает моя любимая жена. Она как раз, как полагается русской жене, тащит на своих плечах всю нашу семейную корпорацию. Я наблюдаю, что женщины - это и есть бойцы невидимого фронта, защищающие мужчин от...

- …самих себя?

- Нет, от бедствий жизни. Мужики не справляются никак. Раньше мужчина был главный добытчик. Сейчас всё поменялось. И добытчики женщины, и писатели, и драматурги. И я очень этому рад, потому что феминист с рождения.

- Вениамин Борисович, вы проявляете большой интерес ко всему, что происходит вокруг. Но всё-таки какие-то стороны жизни вас интересуют больше?

- Конечно, это литература (я написал несколько книг), это оперное, драматическое дело, это преподавание, путешествия. И руль автомобиля, который помог мне увидеть мир. Вот я похвастался, а на самом деле я себя чувствую счастливо в роли созерцателя - и за рубежом, и дома. Но дома я заинтересованный созерцатель. И я понял из своих многочисленных поездок, что нет ни одной хорошей страны, есть только хорошие ее представители, биографии, история.

- В спектакле Таганки "Мастер и Маргарита" вы играли Воланда. Эта роль как-то повлияла на вашу жизнь?

- На этот вопрос я обычно отвечаю бодро: да, очень сильно повлияла. Рога выросли, хвост отрос (смеется). На самом деле - ничего такого. Просто это были радость и счастье. И большая глава в моей жизни.

- А своему Атосу вы всё-таки благодарны или он вам мешает? Ведь есть другие кинороли, о которых мало кто помнит: Мустафа в "Али-Бабе", Смок Беллью.

- Благодарен. Я вообще очень рад, что режиссер Юнгвальд-Хилькевич собрал в 1978 году команду таких замечательных актеров (я сейчас не о себе). И что этот фильм до сих пор любят зрители.

К сожалению, пребывание любимого артиста в Омске омрачилось рядом событий. Почти сразу же его догнала весть о смерти Леонида Филатова - друга и соратника по Театру на Таганке. А потом, не дожидаясь закрытия фестиваля, Смехов вынужден был улететь в Москву на похороны тестя. Он не мог оставить в горе жену Галину, о которой сказал так много теплых слов. Хочется надеяться, что мы еще увидим Вениамина Борисовича при более радостных обстоятельствах, хотя и сейчас он не терял присутствия духа. И будет это не 20 лет спустя, а, скажем, на следующем фестивале.


Эльвира Кадырова
"Труд", от 5.11.2003г.



Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (13)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.