smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"Другой Смехов"

Около тридцати лет тому назад, после триумфа фильма "Д'Артаньян и три мушкетера", слова "Смехов" и "Атос" стали синонимами, и время бессильно стереть этот штамп из народного сознания. Другой Смехов известен более узкому кругу зрителей.

В прошлом - актер Театра на Таганке, ныне - режиссер, ставящий оперные и драматические спектакли по всему свету, литератор, автор и исполнитель концертных программ, во время которых он занимается преображениями - читает любимых поэтов, вспоминает знаменитых современников, с которыми встречался, работал, дружил, оживляет их голоса. И со сцены, и со страниц книг он много говорит о других и очень мало - о себе, видимо, следуя завету Станиславского любить не себя в искусстве, а искусство в себе.


Вениамин Борисович, сколько же лет вы занимаетесь театром?

Театр мною занимается с моего младенчества, вероятно. Сначала посредством природного дара к лицедейству моего отца, хотя он не актер, а ученый. Папа до сих пор остается таким. Ему девяносто пять лет, но с ним интересно поиграть - словами и не только. А потом театр мной занимался в школе, в драматическом кружке Дома пионеров... Очень смешно, что недавно в серьезной программке петербургской капеллы про дирижера было написано, что он учился в консерватории, а про меня - что я ходил в пионерский драмкружок.

Если бы у вас был гениальный ученик, которому нужно было бы в очень сжатой форме передать самое важное о театре, о сути профессии, что бы вы ему сказали?

Вы уверены, что можно вот так взять и что-то интимное рассказать? Это же очень серьезно. Просто так наболтать неинтересно.

А я спросила об этом как раз в надежде на то, что вы расскажете интересное. Поделитесь какой-то квинтэссенцией опыта...

Несколько лет назад я ставил "Горячее сердце" у Виктора Новикова в Комиссаржевке, и вот там я передавал актерам всю эссенцию свою, весь уксус своей души. У нас был очень хороший роман с этими актерами, но время было совсем паршивое, голодное-голодное. Два моих главных актера, например, ночами - кто в порту, кто извозом на своем "жигуленке" - дозарабатывали. Приходили утром на репетицию измочаленные. Но все равно безумие театра торжествовало. Я тогда придумал себе режиссуру внушением: вы делайте так, как я показываю, потому что я актер, я умею убеждать другого актера показом. Я могу все сыграть за всех - со всеми фокусами пластической и речевой характерности. Работа со словом является для меня такой же важной операцией в режиссуре, как и все заботы по сочинению синтеза театрального действия. Есть игровое поле спектакля, а есть словесное. Речевое действие - больное место в нашем театре. Хотя 2007 год объявлен годом русского языка, население России, в том числе и актеры, разговаривают славным стилем дворово-лагерной фени, проглатывая большой процент гласных и согласных звуков.

Когда-то я получил счастливую инфекцию Петра Фоменко - инфекцию восторга перед музыкой русского слова. Создатель потрясающих неологизмов сценического искусства, он почти полвека, репетируя, создает мгновенные шедевры словесности! Например: "Играть на сцене - это кувыркаться в блаженном идиотизме". Это человек, который во всех своих спектаклях сочиняет нечто, не поддающееся описанию, как не поддается описанию музыка. Его актеры возвышаются сами над собой. Фоменко - очень семейный режиссер, он всех помнит и всем благодарен. Вообще режиссеры, как правило, профессионально неблагодарный народ. Иначе мастер просто разрушится: новый спектакль - это ведь новая "высокая болезнь". Но Петр Фоменко помнит всех своих детей-актеров и разрушает себя благодарностью к нам. Он - мучитель, он - придира, но он придирается так обольстительно, что в его спектаклях всегда звучит подкожная музыка взаимной любви.

У меня, к сожалению, не получилось с тем спектаклем в Комиссаржевке, потому что мне не хватило времени, потому что актеров трудно было собрать - и физически и морально. (При подготовке публикации редакцией по-видимому утерян фрагмент разговора - прим. www.smekhov.net.ua) Я показал предварительный прогон, и Фоменко, несмотря на то, что был очень хвор, к моему счастью, вдруг решил доделать спектакль. А у меня в то время уже начались счастливые дни в Российском молодежном театре, где я выпустил премьеру "Самоубийцы" Николая Эрдмана. И там случилась у нас с актерами взаимность - почти по рецепту Петра Фоменко.

А почему вы вспомнили об этих постановках в связи с моим вопросом о самом главном?

Это и есть самое главное. Когда ты очень любишь тобою сочиненное и хочешь передать другим, а другие оказываются такими "прожорливыми", что из тебя выбрасывается еще больше энергии безрассудства, а они тебе возвращают еще больше - это счастье. Так мы когда-то начинали у Фоменко на Таганке. Это идеальный театр. Это студийный театр великого человеческого азарта, понимаете?

Но обычно этот азарт погибает, когда молодые актеры заканчивают театральный институт.

Да, студийность - это, конечно, мотыльковое дело, оно перегорает, тем более в наше время, когда актер обязан быть немножко бизнесменом, чтобы выжить. Но так было и на Таганке, и в "Современнике" - на первых порах, когда у нас не было семей, когда мы были сами по себе... Театр - это и есть семья. И актер, как говорил один из великих артистов МХАТа, не имеет права заводить семью на стороне. Пока не вырастет в мастера, он не должен думать о быте. Он - заключенный. Так называлась одна моя книжка - "Записки заключенного".
Вот так мы когда-то жили, и казалось, что это - навеки. Но потом появились дети, потом нас, артистов Таганки, уже стали различать по именам. В нашей жизни появилось кино, телевидение...

Вы часто говорили о том, что вы актер театра, а не кино. А в чем разница между актером театра и актером кино?

В том, что в театре вы никогда не ошибетесь в оценке впечатлений. Вы видите живого актера, вы видите, как он с начала и до конца "вырабатывает" своего героя. Врет - или по правде. Восторг игры у него свежий - или он наигрывает. А в кино режиссер может сделать фактически все. Из хорошего актера он может сделать плохого. Из плохого актера он, конечно, не сделает окончательный шедевр, но он может всех убедить, что это очень хороший актер. И актеры театра всегда справятся с заданием кинорежиссера, а вот киношники, которые очень хорошо знают, как себя держать перед объективом, на сцене могут оказаться беспомощными. Как-то я придумал на этот счет один пример, который мне самому понравился. Человеку свойственно ходить - он таким родился. А все виды комфорта или ускорения движения - они создают видимость ходьбы. Мы говорим: я прибыл на самолете, я приехал... Но ведь на самом деле - "меня ехало", "меня везло"! А вот по земле я хожу самостоятельно. Так вот, актер - это пешеход, а киноактер - это, в худшем случае, пассажир поезда. А в лучшем - пассажир первого класса "боинга".

Вениамин Борисович, я думаю, вы могли бы преподавать студентам творческих вузов принципы успешного самомаркетинга. Вам всегда удавалось претворить задуманное в жизнь.

Это все нечаянно. По-моему, так бывает у многих, цепочка каких-то везений: встречи с такими людьми, появление такого учителя, роман с такой женщиной, который обернулся целой большой жизнью, россыпью уроков, интересных в жизни и искусстве. Работа с такими партнерами... Вообще, сама Таганка - это совершенно уникальный случай совпадений. Такая режиссура, такое коллективное празднество игры, такая музыка, такие барды, такой Высоцкий, такие Славина-Филатов-Демидова-Золотухин-Шаповалов-Щербаков-Полицеймако-Хмельнмцкий и так далее. И - такой зритель!
Я, конечно, везучий. Но если захотеть реально оттянуться в печаль, то это ничего не стоит. Я ведь не сыграл и половины всего, что мог и хотел...

А что вы должны были сыграть?

Все недоиграли у Любимова. Леня Филатов - вообще не испробовал восьмидесяти процентов того, что он как актер мог. Высоцкий очень много успел, но все равно - ни одной комедийной роли по-настоящему не сыграл на Таганке. Но я предпочитаю помнить лучшие годы, когда ни имен, ни амбиций наших никто не знал, когда все мы были - как одно целое...

Вы снимались в сериале "Капитанские дети"...

Я не так уж много получаю приглашений, но они бывают - безрадостные, неинтересные, даже если очень выгодные: главные роли, многосерийные фильмы... Кино почти обходится без приличной литературы. Я имею в виду сценарии, а не исходную литературу, как, например, сериалы по романам, которые мне нравятся... С первых трех страниц сценария уже бывает ясно, что это поспешная, косноязычная словесность. Поспешная словесность, поспешные постановки, поспешные продюсеры, поспешное искусство... Есть русская пословица: "Поспешай не торопясь". Работай в ритме! Есть завет Станиславского насчет темпа и ритма. Ритм может быть очень высоким, но темп должен быть рассудительный. В этом роде мне вспоминается разговор: высокообразованный критик, киновед Лев Карахан предлагает мне участвовать в фильме, который он продюсирует вместе с Валентиной Михалевой. И мы разговариваем. Этот разговор самым лучшим образом отличается от большинства бесед, которые я знаю по собственному опыту. Это разговор о качестве, о стиле, о жанре. Это профессиональный разговор. А сроки - если не поспешные, то срочные. И срочные сроки почему-то не мешали сговору с режиссером, репетициям, нормальной разметке метража. Я наблюдал работу над сериалом как над нормальным кинопроектом. Там работали очень приличные кинописательницы, и это было заметно. Нина Садур там участвовала. Там были правильно задействованы продюсерские силы. Вот вам пример. Чтобы не возникло ощущения самопиара, напомню: я там играю незначительную роль. Фильм я не видел. О качестве судить не берусь.


Ольга Надпорожская.
"На Невском" (Петербург)
№5 (май) 2007 г.




Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (11)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.