smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

ВЕНИАМИН СМЕХОВ: "МЫ С ВАМИ — ДЕТИ ПРЕДЫДУЩЕГО БУДУЩЕГО".

Вениамин Смехов – культовый актер. Незабываемый Воланд в Театре на Таганке, неповторимый сдержанный и благородный Атос. Он и сам человек-легенда. И каждая его книга – подарок, фраза – философское обобщение. В настоящий момент Вениамин Борисович живет в США с супругой Галиной Аксеновой. О том, как живет, о чем думает и по чему скучает, наш разговор.

— Сегодня много говорят о воспитании, о семье. А как дело обстоит в вашей семье? Испытывали ли, скажем, ваши дочери давление в выборе профессии?

— Помню, что сознательно морочил им головы ужасами актерских судеб – особенно женских.

Какой я отец – трудно судить. Никаких страхов я наводить не умел, зато умел с утра до ночи пропадать на сцене юной «Таганки»; водить детей в театр; страдать, когда они кашляли (так страдать, что они пугались); злиться, когда ленились; шлепать, когда доводили; обожать, когда они валяли талантливых дураков, во главе с мамой-папой, на отдыхе под Москвой или в Крыму. Я со своими детьми в настоящих, здоровых отношениях. Алика занимается публичной профессией – и ее отовсюду видно. Особенно я доволен настроением и работой моей старшей дочери Лены. Лена – тоже весьма одаренная личность, она занимается литературой и журналистикой. Мы вместе с ней радуемся успехам ее сына Леонида. У него своя джаз-компания, что не помешало ему перейти на четвертый курс филологического факультета МГУ.

— А что вы чаще вспоминаете из своего детства?

— Я рос в традиционной семье. В начале жизни моего поколения была война и победа. Это диктовало фанатическую преданность – отцам-фронтовикам. Мой отец, которым я гордился, пришел с войны в потрепанной гимнастерке гвардейского капитана. Я наизусть выучил знаки отличия всех родов войск, что тоже типично для детей, которым после войны было по 5–10 лет.

Дитя мамы и эвакуации, я долго служил иерархии, по которой «отец всегда прав». И даже мысли не было сопротивляться этому закону до известного переходного возраста. После смерти Сталина в 53-м году (это был восьмой класс) сразу грянула новая, счастливая, опасная и раздражающая реальность в виде косичек, физкультурных переодеваний и любви сразу и на всю жизнь. Фокус в том, что в тот исторический момент произошло слияние мужских и женских «монастырей» (то есть школ с раздельным обучением). «Мой первый друг, мой друг бесценный», блистательный математик Андрей Егоров, как и я, влюбился в «парту напротив». Я свою – перелюбил. Он до сих пор счастливо женат на Рите Бершадской. В то время у каждого из нас появились первые следы сопротивления и непослушания. Из всех разрешенных свобод ярче всего вспоминаются книги и танцы. И наше «фамусовское общество» собиралось кучкой, и умничало, и училось фокстротам и танго, и обсуждало уже не запрещенных Есенина, Вертинского или футуристов... «Книга – лучший подарок» для нас было не лозунгом, а практикой. Я дарил Томаса Мора Андрюше, а он мне – Кампанеллу или раннего Маяковского. Это было реальное чудо. Прорыв к самообразованию. Сопротивление, которое проявлялось в стране, было счастливой новостью для всех. Обновлением больших полушарий.

Отец для меня всегда оставался главным, непререкаемым авторитетом. Он защитил докторскую диссертацию, назло врагам-антисемитам, преподавал, пользовался уважением студентов. Работал до поздней ночи в Госплане СССР. Внедрял в экономическую науку не политику, а математику. В часы отдыха отец здорово шутил, с упоением читал Пушкина, Лермонтова, Брюсова, Маяковского. Заражал меня актерством (о чем сам не догадывался). С мамой они были большими театралами.

Однако малейший мой проступок он воспринимал как тяжкую провинность и наказывал меня весьма чувствительно. А мама заступалась.

— А Таганка – это ведь тоже семья?

— Таганка – тема, которую пока и вполовину не осознать. При железном самодержавии Любимова у нас творилась счастливая вольница «отвязанных» талантов. Не было на свете еще такого театра, где добрая половина труппы – «смежники»: сочинители, соавторы главрежа. Композиторы, поэты, барды, режиссеры, цирковые мастера, драматурги… И если заболевал актер, то это не была замена актера или спектакля. Любимов предлагал зрителям концерт, так сказать, авторской самодеятельности. И ни один человек не сдавал билеты. Нельзя было «упрекнуть» Любимова в большой любви к актерам, но он давал нам возможность проявить себя многообразно и личностно. Моя жизнь на Таганке похожа на мое детство: между диктатурой и свободой. Сначала я был, как и в училище, страшно зажат, потом – через поэзию, через игровое студийное сочинительство – поверил в себя и раскрепостился. Помогли мне репетиции к спектаклю «Антимиры» Андрея Вознесенского. Театр – это единственная форма узаконенной монархии.

— А Любимова вспоминаете с теплотой?

— Юрий Петрович – великий мастер и создатель театра. Но при этом он и ревнив, и завистлив – увы, даже к собственным ученикам. Когда он оказался в вынужденной эмиграции, мы рвали на себе одежды и головой прошибали партийную стенку, рискуя работой и свободой. А он, вернувшись, ни одному из нас не сказал и слова благодарности. Мы этого, правда, тогда и не заметили – такая была общая эйфория «победителей советского режима».

Сам принцип театрального производства предусматривает авторитарный подход к работе. Этому нас учила еще Вахтанговская школа, где вольно бурлила игровая стихия и студийная демократия, но командовал парадом один – и очень суровый – хозяин курса, бывалый фронтовик и прекрасный комедиант Владимир Этуш. Он сбил с меня спесь и научил борьбе с самим собой.

Закончив с отличием институт, я добровольно уехал из Москвы в Куйбышев. В один из лучших театров советской провинции. Главным режиссером там был опытный партийный холоп, который поставил немало талантливых спектаклей. Такая вот типичная двойственность. Через год ностальгия вернула меня в Москву. И вскоре начался Театр на Таганке.

— На телевидении поставлен «Мастер и Маргарита», где Воланда сыграл Басилашвили. Олег Валерианович как-то поделился, что играл Сталина. Кого играли вы на Таганке?

— Олег Басилашвили - божественный актер, и он может сыграть все что угодно. Но, на мой взгляд, идеальным Воландом мог бы быть Гафт, Гердт или Юрский. Мой Воланд – созерцатель. Он приговорен наблюдать за человеческой безнадежностью. И ему хватает скепсиса не унижать себя ненавистью к людям. Он только констатирует. Я не играл дьявола, это был все и всех видящий Воланд, который лицезрел человеческую глупость, бесконечное повторение ошибок и неумение учиться на них. Воланд – если и диктаторствует, то, по-моему, без удовольствия. Он тяготится своей властью и пресмыкательством всех перед ним. Что у нас с ним похоже – так это охота наблюдать, созерцать все и всех. Особенно, когда нет никакой ответственности.

— Как вы думаете, смог бы Высоцкий выжить в постперестроечное время?

— Я не могу рисовать на воде. Смешно звучит – «выжить». Скорее всего, Высоцкий переживет всех нас. Тот Высоцкий, которого мы знали и в быту, и в совместных работах, и в шалостях, и другой, так сказать, «Высоцкий сегодняшний» – они, конечно, разные. Никто тогда не мог себе представить, скольким людям его песни станут опорой в жизни, утешением и оправданием. В нашем театре советские чиновники, кстати, ужасно обижались на фразу из брехтовской «Жизни Галилея» в исполнении Владимира Высоцкого: «Несчастна та страна, которая нуждается в героях»...

Однажды мент на Садовой, который проколол талон водителя неповинному Высоцкому, объяснил меру наказания так: «Вот потому, что ты – Высоцкий, а я – нет, понял?»

— Говорят, что сегодня «правят бал» деньги. А раньше, вроде, было лучше...

— Ужасно, когда люди думают, что раньше было лучше. Все равно что сказать: «Вчерашняя саркома гораздо лучше сегодняшнего лейкоза»… Раньше мы болели одной болезнью, а теперь другой. Раньше все решал партбилет, а сегодня доллар. Как раньше, так и теперь людей ценят не «поштучно», а скопом, массой.

— На какое-то время вы исчезли из поля зрения российского зрителя. Расскажите, что осталось за полями нашего внимания. Расскажите о творческих успехах.

— (Смеется). Мне кажется, я, напротив, зачастил с мельканиями на телеполе вашего зрения. Вы диктуете мне нескромные ответы. Впрочем, это вошло в моду – самого себя «пиарить». За прошедшие годы мы с женой Глашей Аксеновой хорошо поездили по свету. И по работе, и из любопытства.

Галя очень мне помогает как журналист, специалист по кино и театру, как историк, как редактор. А я – ей. За границей она больше владеет ситуацией. Она моложе и талантливее в языке. У нее английский, французский. Сейчас изучает итальянский. Вот уже одиннадцать лет учит аспирантов и является заместителем директора Русской школы в летней программе для девяти языковых школ Мидлберийского колледжа США. Со следующего года она будет преподавать в школе-студии при Московском Художественном театре.

Как актер я записал целую коллекцию аудиокниг. Снимался в кино и на телевидении. Много гастролировал и читал стихи и прозу, укрепляя при этом положительный имидж родины русского языка. По заказу нашего ГТРК мы с Галей сняли три десятка авторских программ в цикле «Театр моей памяти». Как режиссер, я ставил и оперы, и драмы, и комедии в разных театрах России, Германии, Америки, Израиля, Франции и Чехии. Как литератор, написал и издал несколько книг. Как зритель, получал разных размеров удовольствия в кино и в театре, у нас и за рубежом. Как путешественник, объехал за рулем Европу, Америку, Канаду, Австралию, Турцию, а без руля – Аргентину, Бразилию, Сингапур, Волгу, Сибирь, Украину.

Последние три года все больше «перевешивают» проекты на Родине. Из самых интересных забот-работ назову следующие.

На московской студии «Книга вслух» разыграл и прочитал романы «Мастер и Маргарита», «Двенадцать стульев», «Шишкин лес» и комедию Николая Эрдмана «Самоубийца». Последняя работа – мой диск со стихами Самуила Маршака. Поставил для канала «Культура» телеспектакль «Лекарь поневоле» Мольера; в Камерном Пятом театре города Омска – «Красавца-мужчину» Островского.

В компании превосходных музыкантов выступал с «Историей солдата» Игоря Стравинского в Чите, Новосибирске, Новокузнецке, Барнауле – в рамках важного проекта «Возрождение гастрольной карты России».

Нынче готовлюсь к поездке с новой концертной программой по Европе, по Волге и по городам Израиля. К работе над собственной версией «Мастера и Маргариты» в США. К новой оперной постановке в Чехии, в Остраве. Недавно там успешно прошла опера «Фальстаф» Верди, и мой режиссерский роман с чешскими, словацкими, итальянскими, польскими и российскими солистами продолжается драмо-оперой Бизе и Констана «Трагедия Кармен». К музыкально-драматическому вечеру в Питере, посвященному композитору Гнесину и его работе с Мейерхольдом. К будущим соблазнительным проектам и в режиссуре – в Москве и в Омске, и в кино, и в дружбе, и в странствиях – и все это, как вы поняли, для укрепления положительного имиджа...

— Скажите, пожалуйста, проще любить Родину на родине или за рубежом?

— По мне, любить – всегда проще, а ненависть – ужасно неуклюжее, корявое, мазохистское чувство. Когда громко хвастают любовью к родине, это вызывает не сочувствие, а нехорошие аналогии с агитпропом в СССР. Как сказал однажды Григорий Чухрай: «Профессиональный патриотизм более отвратителен, чем профессиональная любовь». Кажется азбучной истина: публичные откровения на вероисповедальные, эротические или патриотические темы – неприличны.

Думаю, это естественно для человека – любить родной край, дом, где прошло твое детство. Я видел бесконечные вариации «россофобии» – и дома, и вдали от него. Например, «отказники» или пострадавшие от произвола наших унтер-пришибеевых – да как их можно не понять в их «ответных чувствах»! А как назвать чувства тех же эмигрантов, когда все праздники семьи, все минуты доброго веселья, лучшие дни и часы с друзьями, с песней, анекдотом, памятью о школе – ну, всякая, грубо скажем, ОТДУШИНА в трудовом пространстве внероссийской цивилизации – и все это только по-русски.

Не знаю ответа – после того как поездил по «всемирной России».

— Что значит быть властителем дум?

— Наше поколение кормлено-перекормлено пищей генно-модифицированных обещаний. Мы будем премного благодарны всем властителям Госдум, которые без громких слов реально помогут рядовому, безвластному жителю страны жить по собственному разумению и под защитой конкретных социальных программ.

А прямой ответ на ваш вопрос такой: «Пушкин – это наше ВСЕ!»...

— Достоевский: красота, а не красивость, спасет мир. А ваше мнение?

— Мой рецепт спасения – самый верный: «Спасение утопающих – есть дело рук самих утопающих». Особенно если ты сам стоишь на берегу, красивый и стройный, как рояль.

Мир, наверное, спасет красота, а Россию? Это «…уникальная страна, осознающая себя через культуру – даже в эпохи политического унижения», – сказал Иосиф Бродский. Я верю в чудотворные силы русской речи, «божественного глагола». Сегодня, когда вместо свободы царит бедлам, когда русские по-русски не вяжут лыка, а редакторы почти всех новых книг кажутся чисто-конкретными, в натуре, иностранцами – как хорошо быть оптимистом! То есть я говорю вам, как родным: и это пройдет!

— О ближнем и дальнем круге. Как он очерчен вокруг вас?

— Отвечу кратко. Ближний круг, по счастью, очень широк, и друзьями называю уверенно многих, хотя каждый из них – единственный и неповторимый. Среди «дальних» могут быть и актеры, и родственники, кого в ближнем круге больше двух не назову… Вот так.

— Вы – мастер крылатых фраз. Поделитесь несколькими.

— Леонид Добычин: «Она спросила, что нового в духовном мире. Я на всякий случай ответил, что ничего».
Фазиль Искандер: «Вожди такие же люди, как мы, только гораздо лучше».
Николай Эрдман: «Такая великая страна – и вдруг революция. Прямо неловко перед другими державами».

Беседовала Наталия Юнгвальд-Хилькевич
"Политический журнал" № 43-44 (138-139), 20 11.2006



Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (11)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.