smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"И чтец, и певец, и Стравинского "игрец"

Вениамин Смехов мечтает стать режиссером нашего оперного.

Актер театра Вахтангова, знаменитый Атос из "Трех мушкетеров" Вениамин Смехов приехал в наш город в непривычном как для нас, так и для него самого, амплуа: исполнителя… Стравинского. В "Историю солдата" (сказку для чтеца, кларнета, скрипки и фортепьяно) он оказался "замешан" по инициативе канадского кларнетиста Юлиана Милкиса (кстати, единственного ученика Бенни Гудмена). И, понервничав немного из-за своей музыкальной "необразованности", Смехов согласился - то ли из дружеских чувств к Милкису, то ли из-за любви к Стравинскому.


- У нас очень часто в нашей стране соединяются дружба и искусство. Наверное, свою роль сыграло мое восхищение перед музыкой - это вершина культуры, понятная без перевода. Стравинский в моей робкой музыкальной жизни - имя, следующее вслед за Рахманиновым, Скрябиным, Прокофьевым и Шостаковичем. Его музыка нуждается в том, чтобы люди внимательно вслушались и услышали ее второй, третий, четвертый раз… Мне повезло. "Историю солдата" мы сыграли трижды в Москве, два раза в Питере, четыре - в Америке. Потом были Чита, Барнаул, теперь мой любимый город Новосибирск - и меня это все больше и больше радует. Это для меня интересно еще и потому, что я - фанатический вахтанговец. Я умею разговаривать разными голосами, прикидываясь совершенно разными людьми, - это мое любимое занятие. И "История солдата" позволила проявиться сразу нескольким моим предпочтениям в искусстве: это сказка, это музыка, это слово и музыка как единое целое и это игра с характерами (я играю и черта, и солдата, и рассказчика).

- Культура - для трех процентов?

Человек за кафедрой, читающий со сцены филармонии стихи или прозу, - явление по нынешним временам крайне редкое. Так же, как радиоспектакли - художественное слово почему-то "в ротацию" не берут. Чтение как искусство существует в основном в виде аудиокниг - кстати, Смехов активно работает на этом поле. Уже вышли диски, где в его исполнении звучат произведения Пушкина, Гоголя, Бабеля, Хармса, Ильфа и Петрова. Но аудиокниги - вещь "на любителя", а что же остается "широким массам"? Вениамин Борисович считает, что массам это, по большому счету, уже не нужно…


- Я думаю, важное для нас теперь слово - это "элита". Не в новом смысле этого слова, а в старом - "интеллектуальная элита". Мы становимся такими, как другие, "нормальные" страны. Страна, которую Бродский назвал "уникальной страной, которая осознает себя через культуру", - ее уже нет. Культура - как была, так и осталась. Для трех процентов. Говорят, по статистике таких людей именно столько: "головастиков", "рассуждающих", тех, которые любят учиться воспринимать искусство. Как только мы перестаем учиться, мы становимся мертвыми. А сегодняшние оглушающие децибелы - это манипуляция общественным сознанием. И величайший грех, что таким образом убиваются ростки нации, молодежь. Только я не знаю, чей это грех - родителей, времени…

Сделайте предложение!

Последнее время Смехов все больше времени отдает режиссуре - среди прочего, это его способ "учиться" - у актеров. Он ставил в России, Чехии, Германии, США, Франции, Голландии, Израиле. На его счету сейчас 9 опер и 17 драматических спектаклей. И уже не первый год Вениамин Борисович лелеет мечту поставить спектакль в Новосибирске - городе, к которому питает особо теплые чувства с тех самых пор, как впервые оказался тут на "таганковских" гастролях. При этом тема "Смехов + оперный" уже поднималась в самых "верхних" эшелонах два-три года назад, но дальше разговоров, увы, дело так и не пошло.


- Это был наш круг очень старых друзей и любителей театра - и Леонид Вадимович Драчевский, и Михаил Ефимович Швыдкой… Мы все старые друзья независимо от того, кем мы стали. И зашел разговор о том, зачем я ставлю оперы в Германии? Почему бы не попробовать заняться этим на родине? Мы с покойным Евгением Колобовым затевали "Травиату", но она не сложилась, потому что все-таки идея драматической режиссуры в опере должна идти не от режиссера, а от руководства театром. Драматические режиссеры в опере - это особая статья, и это началось со Станиславского, как вы знаете, а сегодня это и Любимов, и Васильев… И вот в кругу этих друзей родилось несколько вариантов. Например, Эдисон Денисов - композитор и друг нашего театра, который писал музыку к некоторым моим постановкам, называл Пермский оперный театр. А в Новосибирск твердо звали и Швыдкой, и Драчевский. Но в оперном начался ремонт, и я так ничего и не поставил.

- А сейчас, когда ремонт закончился, уже не предлагают?

- Предложения - это вещь не ежедневная, они случаются "вдруг". Вдруг, например, прочитают то, о чем мы с вами сейчас говорим, позвонят и предложат? Я бы согласился с удовольствием. Мне это очень интересно - это мой эксперимент, который мне, кажется, пока удается.


Катерина Костылева.
"Вечерний Новосибирск"
13.04.2006 г.




Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (7)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.