smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

"И чтец, и певец, и Стравинского "игрец"

Вениамин Смехов мечтает стать режиссером нашего оперного.

Актер театра Вахтангова, знаменитый Атос из "Трех мушкетеров" Вениамин Смехов приехал в наш город в непривычном как для нас, так и для него самого, амплуа: исполнителя… Стравинского. В "Историю солдата" (сказку для чтеца, кларнета, скрипки и фортепьяно) он оказался "замешан" по инициативе канадского кларнетиста Юлиана Милкиса (кстати, единственного ученика Бенни Гудмена). И, понервничав немного из-за своей музыкальной "необразованности", Смехов согласился - то ли из дружеских чувств к Милкису, то ли из-за любви к Стравинскому.


- У нас очень часто в нашей стране соединяются дружба и искусство. Наверное, свою роль сыграло мое восхищение перед музыкой - это вершина культуры, понятная без перевода. Стравинский в моей робкой музыкальной жизни - имя, следующее вслед за Рахманиновым, Скрябиным, Прокофьевым и Шостаковичем. Его музыка нуждается в том, чтобы люди внимательно вслушались и услышали ее второй, третий, четвертый раз… Мне повезло. "Историю солдата" мы сыграли трижды в Москве, два раза в Питере, четыре - в Америке. Потом были Чита, Барнаул, теперь мой любимый город Новосибирск - и меня это все больше и больше радует. Это для меня интересно еще и потому, что я - фанатический вахтанговец. Я умею разговаривать разными голосами, прикидываясь совершенно разными людьми, - это мое любимое занятие. И "История солдата" позволила проявиться сразу нескольким моим предпочтениям в искусстве: это сказка, это музыка, это слово и музыка как единое целое и это игра с характерами (я играю и черта, и солдата, и рассказчика).

- Культура - для трех процентов?

Человек за кафедрой, читающий со сцены филармонии стихи или прозу, - явление по нынешним временам крайне редкое. Так же, как радиоспектакли - художественное слово почему-то "в ротацию" не берут. Чтение как искусство существует в основном в виде аудиокниг - кстати, Смехов активно работает на этом поле. Уже вышли диски, где в его исполнении звучат произведения Пушкина, Гоголя, Бабеля, Хармса, Ильфа и Петрова. Но аудиокниги - вещь "на любителя", а что же остается "широким массам"? Вениамин Борисович считает, что массам это, по большому счету, уже не нужно…


- Я думаю, важное для нас теперь слово - это "элита". Не в новом смысле этого слова, а в старом - "интеллектуальная элита". Мы становимся такими, как другие, "нормальные" страны. Страна, которую Бродский назвал "уникальной страной, которая осознает себя через культуру", - ее уже нет. Культура - как была, так и осталась. Для трех процентов. Говорят, по статистике таких людей именно столько: "головастиков", "рассуждающих", тех, которые любят учиться воспринимать искусство. Как только мы перестаем учиться, мы становимся мертвыми. А сегодняшние оглушающие децибелы - это манипуляция общественным сознанием. И величайший грех, что таким образом убиваются ростки нации, молодежь. Только я не знаю, чей это грех - родителей, времени…

Сделайте предложение!

Последнее время Смехов все больше времени отдает режиссуре - среди прочего, это его способ "учиться" - у актеров. Он ставил в России, Чехии, Германии, США, Франции, Голландии, Израиле. На его счету сейчас 9 опер и 17 драматических спектаклей. И уже не первый год Вениамин Борисович лелеет мечту поставить спектакль в Новосибирске - городе, к которому питает особо теплые чувства с тех самых пор, как впервые оказался тут на "таганковских" гастролях. При этом тема "Смехов + оперный" уже поднималась в самых "верхних" эшелонах два-три года назад, но дальше разговоров, увы, дело так и не пошло.


- Это был наш круг очень старых друзей и любителей театра - и Леонид Вадимович Драчевский, и Михаил Ефимович Швыдкой… Мы все старые друзья независимо от того, кем мы стали. И зашел разговор о том, зачем я ставлю оперы в Германии? Почему бы не попробовать заняться этим на родине? Мы с покойным Евгением Колобовым затевали "Травиату", но она не сложилась, потому что все-таки идея драматической режиссуры в опере должна идти не от режиссера, а от руководства театром. Драматические режиссеры в опере - это особая статья, и это началось со Станиславского, как вы знаете, а сегодня это и Любимов, и Васильев… И вот в кругу этих друзей родилось несколько вариантов. Например, Эдисон Денисов - композитор и друг нашего театра, который писал музыку к некоторым моим постановкам, называл Пермский оперный театр. А в Новосибирск твердо звали и Швыдкой, и Драчевский. Но в оперном начался ремонт, и я так ничего и не поставил.

- А сейчас, когда ремонт закончился, уже не предлагают?

- Предложения - это вещь не ежедневная, они случаются "вдруг". Вдруг, например, прочитают то, о чем мы с вами сейчас говорим, позвонят и предложат? Я бы согласился с удовольствием. Мне это очень интересно - это мой эксперимент, который мне, кажется, пока удается.


Катерина Костылева.
"Вечерний Новосибирск"
13.04.2006 г.




Tnx.net