smehov smehow
Главная Друзья Форум
   
Биография
Спектакли
Кинофильмы
Телевидение
Диски
Концерты
Режиссер
Статьи
Инсценировки
Книги
Статьи
Телевидение
Кинофильмы
Спектакли
Фотобиография

Интервью - "Эпоха грамафонов, танго и любви"

В августе 71-летний юбилей отмечает Вениамин Смехов. Совсем недавно успешно прошли концерты в США "12 месяцев танго". Актер приезжал вместе со своей дочерью Аликой Смеховой с новой музыкальной программой. Удивительной и неожиданной. Много страстной музыки, красивых нарядов, песен. И главное, непреходящее неповторимое обаяние, свойственное только ему - доброму спокойному Атосу российской эстрады.
Перед концертом мы нашли тихий уголок гримерной и заварили себе крепкий ароматный чай, приготовившись говорить долго и интересно. Иначе и не представлялось. Рядом с Вениамином Борисовичем очень хорошо и спокойно. Как-будто, и не начнется через 40 минут концерт в тысячном зале, где уже потихоньку гудит в ожидании народ.


- Вениамин Борисович, почему танго?

– Быть может, только танго может передать столько страсти и столько любви, сколько мне досталось в жизни. И я говорю об одной лишь женщине. Говорят мудрецы: "Если хочешь знать женщин, люби много женщин. Если хочешь знать любовь, люби одну". История моей жизни - история любви. И значит, где-то история танго (Смеется).

- Как бы вы сами себя охарактеризовали?

- Пожалуй, я миролюбивый человек. Уж не знаю, по глупости или к счастью, но во мне всегда отсутствовала обязательная черта актера - зависимость от популярности. Ничего против популярности я не имею, в конце концов, актерская профессия и строится во многом на том, чтобы достичь самоудовлетворения за счет узнавания, известности. Но как я себя понимаю, теперь уже издалека вспоминая события прошлого, что меня это никогда не влекло. Наоборот, даже отталкивало, пугало. И я немножко издевался над моими тогдашними близкими товарищами - Высоцким и Золотухиным, которые не могли без кино жить.

- А вы принципиально не хотели сниматься в кино? Не лукавите?

- Может быть, и лукавил раньше перед самим собой, потому, что с третьего, четвертого курса меня приглашали в кино, а сниматься не давали из-за каких-то внешних данных: что-то кого-то настораживало. А потом я привык - видимо, организм сработал правильно. Тем более, что у меня был такой театр, такой режиссер, такие партнеры! И ведь кино никогда не могло стать для меня существенным местом расхода моих душевных сил. То ли дело те художественные поиски, которыми занималась Таганка. Сегодня, правда, в разговорах культурных слоев эти искания нивелируются и спектакли Таганки превратились в какое-то политическое изделие. А на самом деле Таганка, прежде всего, была поэтическим театром. И как я мог отказаться от этого ради кино? И теперь я очень легко и даже радостно отказываюсь от многих кинопредложений. Другое дело - концерты, режиссура и "звучащая книга". Вот эти три вида деятельности вроде как утоляют мой эгоизм рабочий и вместе с тем создают иллюзию надобности. Тем более, что надо мной не довлеет чувство собственной важности или принадлежности к чему-то, что может приносить какую-то специальную пользу. Я, конечно, как плод своей эпохи и определенного воспитания держу в голове, что то, чем я занимаюсь, может быть, и другим любопытно и важно. Но для меня самого важно, чтоб мне было интересно.

- Вы сказали, что вам нравится заниматься "звучащей книгой".

- Да, я записал у микрофона "Шишкин лес" Червинского, "Вальпургиеву ночь" Ерофеева, Маяковского, Маршака, Даниила Хармса. И особая моя радость, что озвученные мною булгаковские "Мастер и Маргарита" в течение двух лет назывались лидером продаж.

- Вы принципиально читаете отечественную литературу?

- Хотя я читал и западную литературу, но все же я пленник родной речи. Готов промахнуть смысл, зато фигуру речи оценю всегда.

- Вы упомянули Высоцкого о котором сегодня собираются снимать фильм. Как, на ваш взгляд, новое поколение воспринимает Высоцкого?

- Оно переиначило в каком-то смысле миф о нем. Оно не понимает - невольно, - как мог такой человек кому-то не нравиться. Поэтому, мне кажется, необходимо объяснять новым почитателям Высоцкого, что все им созданное было "не благодаря", а "вопреки". Объяснять, что все-таки одно дело пробивать спектакль - там возможны уступки этим идиотам-троглодитам, которые заселяли Управление культуры, этим безграмотным людям, которые, как говорил один умный человек, "перебрасывались помидорами искусства". А другое дело - быть запрещенным, оказаться в черных списках.

- Характерно, что в последнее время постоянно возникает тема "как это было", "кумиры прошлого".

- Вы правы. И надо сказать, это хороший сдвиг в общественном поведении. Я имею в виду обращенность к старшему поколению. Мое внимание на это обратила моя жена премудрая - она все-таки другого поколения, да и более наблюдательная. Как-то я все удивлялся, почему в последнее время люди вдруг стали подчеркнуто комплиментарно обращаться ко мне. Я не привык к этому. Но Галя сказала, что это общее явление. Я проверил на разных аудиториях - так и есть.

Действительно, самое интересное сегодня на телевидении, допустим, - это ретро-программы, документальные фильмы, рассказывающие об ушедших фигурах, скажем, искусства. И, естественно, как всегда у нас - широко шагая от нормы до абсурда, переступают границу допустимого, пытаясь докопаться до того, до чего не следовало бы докапываться, подсматривают в замочную скважину.

Но сама тенденция уважить себя знанием того, кем были наши отцы и деды - в переносном, эпохальном смысле, - это хорошая черта.

- И вам не кажется, что это ностальгия по "совку", от которого совсем не так давно страдали?

- Это вы говорите о политике. Политика - это грязь. А если говорить о памяти того, что является задушевной частью искусства, допустим, кумирах кино или вокального, или театрального искусства, мне это очень нравится. Когда зрителю показывают сохранившиеся живые свидетельства творчества, жизни какого-нибудь артиста - это интересно смотреть потому, что он вспоминает с той самой ностальгией: "Я помню, мне бабушка называла это имя…" Вот эта соединительная ткань воспоминаний очень важна для самочувствия общества. Скажем, я знаю, что для Лени, моего старшего внука, одинаковую ценность представляет продукция нового времени и прошлого.

А если уж философствовать… Знаете, в одном из самых интересных и мною любимых городов Европы, в Аахене, когда я впервые в нем оказался в 91-м году, я с удивлением и с удовольствием увидел перекресток Аденауэрштрассе (в честь первого федерального канцлера ФРГ) и Карл-Маркс-штрассе. Мне это показалось символичным. В Испании под Мадридом есть знаменитая усыпальница, где похоронены и республиканцы, и франкисты. Или, к примеру, на Новодевичьем кладбище Хрущев лежит в двух шагах от Твардовского. Смерть всех примиряет.

Мне казалось, что разговор с этим удивительным человеком не закончится никогда. Не хотелось, чтобы заканчивался. И мне так захотелось оказаться на подмосковной даче с сиренью под окном ранним утром, а на окне развевается белоснежная тюль, на столе ждут горячего чая прозрачного фарфора чашки.


Наталия Березовская.
VS CHICAGO Russian Luxury Magazine,
2011 г.




Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (9)


Все материалы, представленные на сайте, взяты из публичных источников. Все права сохранены за авторами материалов.
Сайт не претендует на звание официального и является фан-сайтом артиста.
Вниманию веб-мастеров: охотно обменяемся ссылками с сайтами подобной тематики. С предложениями обращайтесь к администратору сайта по аське 30822468.